Это историко-поэтическая летопись XIV-XVII веков о народах, населявших территорию от Крымского полуострова до Алтайских гор. Несмотря на то, что этот труд сочинён в виде легенды, в основе каждой из них лежат исторические события, происходившие много веков назад в Крыму, на Мангышлаке, в Туране, Казахстане, Центральной Азии. Текст эпоса, входящий в состав избранных мировых народных произведений, был записан в начале ХХ века.
«Қырымның қырық батырлары» («Сорок батыров Крыма») – это общий для казахов, ногайцев, каракалпаков, татар, башкортов цикл историко-героических эпосов (жыр), повествующий о событиях эпохи от развала Золотой Орды до разделения Ногайлы на ногаев и казахов, и взятия Казани русскими. То есть события со второй половины XIV века до начала XVII века. Само название «Сорок батыров Крыма» не означает что батыры происходили из Крымского ханства. Крым упоминается в эпосе лишь несколько раз. Вероятно, название «Қырымның қырық батырлары» нужно переводить как «Сорок батыров моей степи». Слово «қырым» – моя степь (от қыр – степь). Кроме этого все события происходящие в эпосах происходят на территории Западного Казахстана, и территории нынешних Астраханской, Саратовской, Оренбургской областей.
Вот полный список эпосов в составе цикла:
Первый цикл – Аншыбай батыр и его потомки. В него входят эпосы Аншыбай, Парпария, Куттыкия, Едиге, Нураддин, Мусахан, Орак-Мамай, Карасай-Кази. Второй цикл – Карадон батыр и его потомки. В него входят эпосы Карадон, Жубаныш, Суйиниш, Ер Бегис, Когис-Тегис, Тама, Тана, Нарик, Шора, Кулыншак.
Третий цикл – Батыры одиночки. В него входят эпосы Амет Айсаулы, Асан Кайгы, его младший брат Тоган и сын Абат, Алау, Амет, Кокше, Ер Косай Кокшеулы, Ер Кенес Акжонасулы, Карга бойлы Казтуган, Кобланды Кыдырбайулы, Жанбыршы, Телагыс Жанбыршыулы, Шынтас, Торехан Шынтасулы, Манашы, Туякбай Манашыулы, Султанкерим, Карт Кожак.
***
В настоящее время многих из батыров записывают в свои роды представители разных родов и жузов. Некоторые из этих попыток небезосновательны. Например, батыр Кокше считается сейчас батыром рода Уак; Ер Косай родов Уак и Адай; Нарык, Тама и Шора – родов Тама и Кыпчак; Кобыланды – рода Кыпшак; Ер Бегис – рода Берш; Асан Кайгы – рода Уйсун; Ер Таргын – рода Аргын и т.д. Стоит отметить что все сорок батыров являются друг другу родственниками (дедами, отцами, сыновьями, братьями, дядями и т.д.) Если рассматривать художественность эпоса по этапам, то по хронологии в самом начале стоит батыр Аншыбай – «отец» всех батыров.
Многие, если не все батыры являются реальными историческими лицами. Например, Асан Кайгы – жырау, философ, влиятельный сановник в Золотой Орде и Казахском ханстве; Едиге – фактический правитель Золотой Орды и основатель Ногайской Орды, его потомки Нураддин, Муса хан, Кази, Жанбыршы, также батыры Нарик и его сын Шора – бии и батыры из знатного рода Казанского ханства, погибшие при взятии Казани Иваном Грозным. Алау батыр – легендарный прародитель родов Младшего жуза, Казтуган – жырау времён Ногайской Орды и Казахского ханства.
Последним жырау – сказителем, со слов которого записали и сохранили весь цикл, был Мурын Сенгирбекулы (1859-1954) – акын, жырау, выходец из Мангыстау. Он в свою очередь выучил эпосы у своего учителя Мурата Монкеулы (1843-1906) – акын, жырау, выходец из Атырауской области. Тот в свою очередь у своего учителя и т.д. По своему объёму «Қырымның қырық батырлары» больше чем кыргызский эпос «Манас», считающийся самым крупным эпическим произведением в мире.
Laçin Falcons
Фото со съёмочной площадки сериала «Казахское ханство: алмазный меч». Арман Асенов (Arman Assenov)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев