Кларнет – представитель семейства аэрофонов – вошел в обиход клезмерских капелл ещё в начале XIX в., однако широкую популярность он обрёл лишь к середине столетия. В ансамбле кларнет выступал как мелодический, чаще всего солирующий инструмент, приняв на себя функции, до того осуществляемые почти исключительно скрипкой.
К началу девятнадцатого века, когда евреи перебрались из городских гетто в поселения-штетлы (а те, кто в поисках лучшей жизни остались в городах, как правило, ассимилировались), на них автоматически перестал распространяться запрет на "громкие" инструменты (см. выше). В результате в составе клезмерских капелл появился инструмент, по своей выразительности ни в чём не уступающий скрипке, а именно - кларнет. Поначалу его появление было воспринято с некоторым недоверием, а кое-где - и вовсе враждебно. Но со временем кларнет успешно доказал свою состоятельность в клезмерской музыке, и на сегодняшний день он является одним из лидирующих в клезмер-бендах инструментов. Одновременно с появлением кларнета в клезмерских капеллах появились такие инструменты как труба, флейта (в том числе и пикколо), туба и многие другие духовые инструменты. На сегодняшний день типичными для клезмера инструментами считаются скрипка, кларнет, аккордеон и контрабас.
клезмерами использовались кларнеты в строях C, D и Es. В XIX – начале XX в. наиболее типичным для клезмерских капелл Восточной Европы был кларнет in C. Среди его недостатков отмечают некоторую нестройность, но его звонкий тембр, очевидно, оказался наиболее подходящим для специфической экспрессии еврейской музыки. Интересно, что в белорусских традиционных ансамблях кларнет in C также со временем занял лидирующую позицию.
именно кларнет in C по тембру ближе всего к своим аналогам, ведущим своё происхождение с Ближнего Востока, Передней и Южной Азии, таким как халиль, зурна или шенай. Целый ряд факторов, прежде всего тип звукоизвлечения и тембр, породил небезосновательное предположение, что клезмерский кларнет типологически схож скорее не с классическим кларнетом, а с инструментами народно-профессиональных ансамблей, в том числе, с трансильванско-бессарабской тараготой (тарогато
В 1920-е гг. в исполнительской практике стал преобладать инструмент in B, очевидно, благодаря довольно чистому строю и более насыщенному, плотному, чем на кларнете in C, звуку. Записи на этом инструменте были сделаны Н. Брандвейном, Д. Таррасом (Таращуком), рядом других музыкантов, в основном, эмигрантов в США из Восточной Европы.
Артикуляция на кларнете, как и на скрипке, носила ярко выраженный индивидуальный отпечаток, представляя всю идишскую музыкальную традицию в целом. Среди приемов звукоизвлечения нередко присутствует не только пальцевая, но и губная, как бы глиссандирующая трель. А пальцевая трель – дрейдл, исполняется несколько быстрее, резче, нежели в академической традиции. Обычными были общие практически для всех клезмеров-солистов крехцн и тьох
Множество дрейдлэх (слово из Идиш для музыкальных обрамлений), таких как крэкхтс ("всхлипывания") обычно используются для воспроизведения этого стиля
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев