Сейчас везде стало модно писать о пользе позитивного мышления и о возможности с его помощью изменить себя и свою жизнь. При этом, в большинстве источников, аргументируя практическую ценность метода, не могут обойтись без мистификации. Одни говорят, что мы притягиваем к себе желаемое как магниты. Другие уверяют, что на сильные позитивные мысли откликается некая всемогущая сущность (Бог, вселенский разум). Третьи как будто бы пытаются обосновать метод с научной точки зрения, но при этом оперируют еще до конца не познанными понятиями квантовой физики и не доказанными явлениями (мультивселенные, эффект наблюдателя, переход материи в состояние энергии). В таком ключе критически мыслящему человеку, придерживающемуся светских взглядов, трудно поверить в то, что этот метод действительно может работать.
Но давайте разберемся, может ли работать позитивное мышление и как это можно объяснить, если не прибегать к эзотерике, религии и не изученным областям физики. Для этого, давайте попробуем приблизительно разобраться, как работает наш мозг.
Нейроны, из которых состоит мозг, обрабатывают информацию, поступающую от органов чувств. Эта информация, как-то преобразовываясь, передается от одних нейронов к другим, снова преобразовывается и передается дальше. В результате таких многократных преобразований и передач, мы получаем некоторый сигнал, решение на основе предоставленной информации. Этим решением может быть чем угодно – требование одернуть руку от горячей батареи, улыбнуться, сконцентрировать внимание, пустить адреналин в кровь, обидеться, разозлиться и т.д.
Разная информация проходит в мозге разные пути, а ее обработка занимает разное время. Ведь есть информация более и менее важная для нашего выживания. Например, мы должны максимально быстро среагировать, если увидели в траве что-то похожее на змею. Не важно, насколько сильно оно похоже на змею, главное, все наше внимание привлечь к потенциальной опасности. Чувство голода же не грозит нам скорой гарантированной гибелью. Поэтому вовсе необязательно заставлять нас бежать в ближайшую столовую и набивать желудок. На чувство голода можно даже некоторое время не обращать внимания (попробуйте аналогично поступить в ситуации чем-то потенциально угрожающим жизни – не сможете, даже если очень сильно попытаетесь).
Возможность такого разделения достигается с помощью объединения групп нейронов в так называемые нейронные ансамбли. В обычном состоянии нейрон может вообще не принимать сигналов от некоторых соседей, или не придавать значения слабым сигналам от них и не отправлять этот сигнал дальше. Объединившись в нейронные ансамбли, нейроны могут бурно реагировать на минимально возможный сигнал, если это необходимо (это называется усиленной связью между нейронами). Так же, если нужно максимально быстро среагировать на поступившую информацию, эта информация часто просто минует области мозга, отвечающие за сознание (как правило, наиболее медленные). Множество решений мы вообще не осознаем, или осознаем уже после того, как они были приведены в действие.
Нейронные ансамбли не статические структуры. Они могут образовываться и разрушаться при необходимости. Часто такие структуры образовываются при обучении. Сначала мы учимся ходить, завязывать шнурки, писать, водить машину. Это выглядит очень сложно, так как нам приходится выполнять незнакомые действия, действия которые мы никогда раньше не выполняли. Мы концентрируем свое внимание на действии, которое необходимо выполнить, и пытаемся воспроизвести то, что нам показали другие. Мы задумываемся о том, как поставить ногу, повернуть руку или палец.
В процессе обучения, наш мозг получает один и тот же набор сигналов и через некоторое время “понимает”, что эти действия часто идут друг за другом, и было бы здорово как-то автоматизировать этот процесс, чтобы разгрузить сознание от рутинной работы. Происходит перестройка мозга, создание новых объединений нейронов, их усиление или ослабление. Как результат, от малейшего сигнала активируется нейронная структура, отвечающая за завязывание шнурков, ходьбу или вождение машины. Все настолько отлажено, что уже не требует нашего внимания, и мы можем думать о чем-то еще во время выполнения рутинных действий.
Выглядит здорово. Это действительно полезная функция нашего мозга. Однако эти же механизмы работают и в области мыслей и эмоций. Ученые выяснили, что стимуляция электродами определенных участков мозга может вызвать у человека разные эмоции или даже воспоминания о прошлом. Это значит, что одного небольшого сигнала мозгу может быть достаточно, чтобы вызвать у вас гнев, апатию, мысли о собственной несостоятельности, чувство одиночества и многие другие неприятные вещи. И все это может происходить неосознанно. До сознания доходит лишь результат – “мне плохо”.
Конечно, все зависит от того, насколько часто вы испытывали те или иные чувства или прокручивали в голове те или иные мысли, насколько мозг “привык” к таким мыслям. Но чаще всего, мы реагируем на похожие события более-менее одинаково. Если мы стесняемся вставить в разговор свое слово, то мы делаем это постоянно. Если мы опускаем руки и плачем, когда нас обижают, это так же входит в привычку. Если мы ругаем себя за каждую ошибку, то мы вскоре начинаем верить в свою беспомощность и бездарность. Одинаково реагируя на похожие события мы позволяем мозгу создавать устойчивые структуры для реагирования на группу похожих ситуаций.
Рано или поздно, мы понимаем, что так дальше нельзя, что нужно что-то менять. Мы пытаемся осознано вести себя по-другому, быть уверенней, слегка наглее, стараться видеть в неудачах новые возможности, но… малейший сигнал в нужную нейронную структуру, и мы снова на старом пути. Все произошло и воспроизвелось автоматически, без нашего сознания.
Что же получается, из этого нельзя выбраться, нельзя изменить себя и приблизится к собственному идеальному образу? Многие делают именно такой вывод. Но, как уже было сказано, нейронные ансамбли – не статические структуры и могут создаваться и разрушаться. Происходит это не мгновенно. Насколько мне известно, точных измерений не было, но логично предположить, что для расформирования нейронного ансамбля требуется время, соизмеримое со временем, необходимым для его образования (а шнурки вы не с первого раза завязали, согласитесь). Требуется много сознательных усилий. Мы становимся лучшей версией самого себя не по мановению волшебной палочки, мы постепенно учимся быть такой версией.
Осознано исправляя свою автоматическую реакцию, свои мысли, мы как бы говорим мозгу, что его старая реакция уже не актуальна, что надо на данную ситуацию реагировать по-другому. В результате, старый нейронный ансамбль постепенно перестает существовать и образуется новый.
Хороший пример этого поведения мозга – другое исследование. Ученые на длительный срок связали обезьяне 2 пальца. Так как обезьяна не могла шевелить пальцами по отдельности, для нее перестали быть актуальной те нейронные структуры, которые управляли отдельно первым и вторым пальцем. С помощью электродов было установлено, что в мозгу в место двух этих структур образовалась одна, которая посылала управляющие сигналы на оба пальца и обрабатывала сенсорные сигналы от них. Когда обезьяне развязали пальцы, она некоторое время не могла шевелить ими по отдельности. Спустя некоторое время, все вернулось на свои места.
Позитивное мышление – эффективный метод измениться в лучшую сторону. Практикуя его, мы как раз и занимаемся переучиванием собственного мозга, сообщаем ему, какую реакцию мы хотим получить в подобных обстоятельствах. Почему оно у многих не работает? Потому что, мало кто понимает, что для достижения результата нужно в течение долгого времени отслеживать свои реакции на происходящие события и осознано менять их. Потому что мало кто задумывается, что то, чем он занимается, по сути своей является процессом обучения. Так же мало кто знает, что позитивное мышление лучше подкреплять позитивными эмоциями. Но они нужны вовсе не потому, что “так мы отправим более сильный сигнал о наших намерениях вселенной”, а потому что обучение (даже обычное школьное) проходит гораздо эффективней, при подпитке положительными эмоциями.
Мозг как бы понимает, что предложенная ему реакция вызывает положительные эмоции и закрепляет эту реакцию усилением нужных и ослаблением лишних нейронных связей. В результате со временем образовываются полезные нейронные ансамбли. Они, так же как и старые, могут срабатывать от малейшего сигнала, но давать уже положительные результаты. Мы начинаем реагировать на окружающие события так, как себя приучили, но уже без активного вмешательства сознания. Это значит, мы изменились. А без изменения себя, своего стиля мышления мы не изменим свою жизнь.
На этом все, надеюсь, что более-менее понятно объяснила необходимые принципы. Конечно, тут приведен упрощенный алгоритм работы мозга – только та информация, которая поможет показать актуальность позитивного мышления, поэтому прошу не критиковать статью за неполное и, может быть, местами не совсем корректное описание.
Всем удачи, и мыслите позитивно!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев