Чудесный нож, Филип Пулман
«Чудесный нож» – это продолжение трилогии «Тёмные начала», первой частью которой был памятный Золотой компас (ну или «Северное сияние»). Действие книги начинается в момент окончания «Компаса», однако… в другом мире. Мы знакомимся с мальчиком Уиллом Парри, который станет одним из главных персонажей наряду с Лирой. У Уилла есть свои проблемы, весьма значительные для его возраста. Но не успевает он оглянуться, как попадает в ворох таких невероятных событий, что всё, что было с ним ранее, можно читать прелюдией: иные миры, злобные враги, драки, битвы и погони – и, конечно, маленькая решительная девочка, которая станет его лучшей подругой.
Роман в первой половине вполне соответствует стилистике «Золотого компаса», несмотря на то, что с порога вводит многие новшества и изменения привычной картины вещей. Всё то же волшебное приключение, окутанное мерцающей дымкой сюрреализма, балансирующее на грани «детскости» и «взрослости». При этом по части красочных зрительных образов «Компас» всё-таки выходит явным победителем – пустой город Читтагацце и жуткие призраки, донимающие людей, не могут затмить образ северного сияния над арктическими льдами. Так что, будь «Нож» стандартной калькой со своего предшественника, он бы остался в очевидном проигрыше. Но…
Но! Последние главы романа меняют всё коренным образом. Если до этого события и образы серии выглядели достаточно условно связанными между собой, а корявый сюжет сильно уступал художественным особенностям текста, то тут он делает мощный рывок и прямо-таки выталкивает себя на первый план, обнажая идею хитрого автора, который почти все тузы в рукаве припас для этого случая. В этот переломный момент становится ясно: конец наивной детской приключенческой книге. Впереди нас ждёт нечто эпическое, глубокомысленное, серьёзное… и, надо сказать, весьма противоречивое в глазах человека, который вырос на традиционных ценностях. Я помню, как сидел над последними страницами «Чудесного ножа», хлопая глазами в изумлении, и постепенно во мне рождалась мысль: «Хорошо, что я не читал это в детстве». Если «Золотой компас» можно смело рекомендовать к чтению всем от мала до велика, то «Чудесный нож» для «мала» категорически запрещён – так я считаю. Да и не только я, если учитывать, какое бурное возмущение поднялось в Ватикане после выхода второго тома трилогии. Но если вам больше восемнадцати – милости просим! :)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев