У древних эрзян Инечи – это день рождения Земли, День Сотворения Земли. В честь этого праздника красили яйца – символ Земли.
Пасха - это главный праздник. Он всегда был почитаем. Отмечался он и в советские времена. Я помню эти пасхальные дни: у них было свое особое настроение, неповторимость, таинственность, сакральность. Я до сих пор ощущаю и чувствую эти весенние дни на Пасху.
Приготовления начинаются задолго до прихода праздника. Сначала в дом входили слова: «Вай, курок Инечи!», «Инечинень рамама», «Инечинень туво печкема», «Инечинень алт таштамат-пурнамат». Потом приходили дела. Начиналась уборка. В доме вычищали, выметали, отмывали каждый уголочек: мыли потолки, окна, стены, полы. На улицу выносили подушки, матрасы, одеяла. Из них вытряхивали, выбивали пыль и сушили на солнце. Мыли-протирали столы, стулья, лавки, лавця ланго (полки на кухне). Особо ответственной работой была побелка печи, голландки. Заносили мел, который заготавливали заранее, летом. Его разводили водой, получалась довольно густая жидкость, и начинали мочальной кистью («помолка») аккуратно белить огромную печь-матушку. Белили не один раз, несколько, чтобы и печь, и голландка были белоснежными. Часто дети «подгрызали» углы печки, ведь мел был вкусным, природным. С особенной тщательностью скоблили длинные ручки ухватов, кочерег. Помню бабушка при этом приговаривала: «Ну, вот и вам Инечи».
К Пасхе обязательно топили баню – Инечинь баня. Саму баню тоже отмывали, белили банную печку, скоблили полати, чтобы Баня ава радовалась. После уборки, начинались дни приготовления яств. Резали поросенка. Собирались рано утром мужики и орудовали во дворе. Резали, палили шерсть, обрабатывали. Сначала тушка целиком лежала в чулане на полу. Мясо остывало. К Пасхе готовили пельмени, делали студень, начиняли желудок кашей. В печи готовили щи, кашу, томили мясо. Кроме мясных блюд готовились пироги: с капустой, творогом, горохом, пшенной кашей, яблочным вареньем, калиной. Конечно были «кургине» (символ солнца) – большие ватрушки с творогом или картошкой. Из погреба доставали соленья, компоты, варенья. Варили брагу. Дело хлопотное: помню на кухне стояли чугуны, в них укладывали сушеную свёклу вперемежку с соломой, наливали воду и ставили в печь. После печи чугун ставили на скамью, вытаскивали из него деревянную втулку, в подставленное ведро струйкой начинала литься темно-бордовая жидкость. В остывшую жидкость добавляли песок, дрожжи, хмель. Дозревшую брагу выносили на холод. Напиток богов готов!
Красили яйца. Это было особое ощущение счастья! В большую емкость укладывали луковую шелуху, которую собирали заранее, клали яйца, наливали воду и ставили вариться. Кто-то варил яйца на газовой плите, кто-то в печи. Крашеные яички выкладывали в большое блюдо. Рано утром на Инечи дети шли собирать яйца. Наряды готовились заранее. Новое платьишко, ленточки, обувь. Давали холщовую сумочку и учили, что, заходя в дом, надо говорить: «Христос воскресе!». В более древние времена говорили заклички:
Позяра, позяра!
Пандо боксо лов солы!
Позяра, позяра!
Ловонть алга ведь чуди!
Позяра, позяра!
Блидинесэнть мазы ал!
Позяра, позяра!
Тюжинесэнть Ине Чи!
Детей встречали с огромной радостью. Давали не только яички, угощали пирогами, конфетами, печеньем, пряниками. Толпы ребятишек ходили по селу. Шумно, весело, светло! Если доходили до дальних улиц, где тебя могли не знать, то несомненно спрашивали: «Тон кинь?», «Ты чей?». Этот вопрос всегда смущал. Чей ребёнок? Мамин и папин. Но надо было сказать, как зовут вас по-уличному. С полными сумками возвращались домой. А дома - толпа ребятишек, им мама или бабушка раздаёт яички.
Особый атрибут пасхальных дней – деревянные качели, огромные сооружения, на которых катались взрослые и дети. Качели ставились на всех улицах, у каждой улицы - свои. На чьей улице самые высокие, на той живут самые умелые мужчины. Как тут не похвалиться! В детстве помню ходили на качели, где рос папа – улица Тотоловка. Катались по очереди, соблюдалось все строго. И вот с замиранием сердца садишься на качели. Катают или взрослые, или ребята постарше. Обычно спрашивали « Маряновкань церковать несак?» - «Видишь Марьяновскую церковь?». Это большой храм с высокой колокольней в соседнем селе. Летишь в небо…ух, сердце будто падает. Качели эти стояли не очень долго. Неделю, чуть больше. И тут соблюдался обычай.
ИНЕЧИ
Кеняркс чить (ней праздникть)
Эрзянь стувтозь койть,
Лембе валт ды казнеть,
Тиринь моронь жойть,
Айгорсо ардтнемат,
Налксемат ды ёвкст..
Акуломас кемат? –
Видькстак, тиринь ёнкс,
...Васолбабам пиди
Ям ды пани кши,
Кеци: «Нуцькат, сыде! —
Течи Инечи!»
Васолпокштям венсти
Тенек артозь алт.
Сивестэнзэ менсти
Плаштя, ёвты валт:
- Покш сюкпря тенк, сыде,
Превей «карго левкст».
Таго учовиде,
Оймень эждий пелькст.
Числав Журавлев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 199