Музыкальные способности тесно связаны с языковыми. «Музыка сама по себе универсальный язык» — не только клише. Младенцы рождаются способными распознавать ритм, и именно это умение выделять ритмические последовательности в речи и позволяет нам овладевать родным языком. Игра на музыкальных инструментах и пение развивают область мозга, отвечающую как за восприятие ритма, так и за речевые возможности. Целый ряд исследований показывает, что раннее обучение детей музыке улучшает показатели в овладении языком, укрепляет вербальную память и помогает увеличить словарный запас, — причем для получения результата достаточно часа занятий в неделю. Косвенно те же самые исследования подтверждает факт большого количества людей с идеальным слухом в азиатском регионе, где распространены тональные языки, в которых громкость и тон влияют на смысл сказанного, — там дети развивают способность распознавать разницу высот звуков с раннего возраста, что влияет и на их музыкальные способности.
Исследовательницы Джессика Стронг и Элисон Мидден сравнивали пожилых практикующих музыкантов с людьми, которые музыкой не занимались, — и обнаружили, что музыканты превосходят немузыкантов в языковых тестах и тестах, проверяющих организационные способности. Музыкальные занятия также снижают риск развития старческого слабоумия и деградации памяти, потому что активно упражняют мозг. Об этом говорят и результаты недавнего эксперимента с участием трех групп женщин со средним возрастом 77 лет. Женщины из первой группы обучались музыке (играли на ударных, пели или использовали перкуссию), из второй — участвовали в обсуждении литературных произведений, из третьей — не обучались ничему. В итоге участницы первой группы показали значительное улучшение вербальной и визуальной памяти: они запомнили больше слов из списка, чем участницы других групп, и по памяти восстановили больше последовательностей символов.
Музыка также помогает пожилым людям вернуться к нормальной жизни после инсульта. После разрыва сосуда в мозгу пациенты часто не могут говорить и/или двигать конечностями, реабилитация сложна и занимает долгое время. Исследование специалистов Университета Хельсинки показало, что, если у человека не получается разговаривать, но он может напевать знакомую мелодию, ему значительно проще восстановить речь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев