Это сноп, перевязанный особым образом, из последнего или из лучшего снопа собранного урожая пшеницы, овса, ржи или льна, украшенный сухоцветиями или ленточками.
Количество пучков, колосьев в пучке, должно быть кратно семи, поскольку Дидух символизирует семь колен рода.
Традиция ставить в доме Дидуха происходит еще с очень давних дохристианских времен.
Он с одной стороны являлся жертвоприношением силам природы, а с другой - символизировал «деда», родоначальника семьи, был воплощением бога Коляды, местом пребывания духовдедов-прадедов, опекунов и покровителей своего дома, символом сохранения традиций и памяти о предках.
Дидуха начинали плести после сбора урожая и хранили до Рождества.
В Святой вечер хозяин дома торжественно заносил его в дом, приговаривая:
Дидух в дом - беда из дома.
Дидуха ставили на солому на почетное место на покути, в красном углу, под иконами возле праздничного стола. Его присутствие привносило в семью праздничное настроение, уют и спокойствие.
Праздничный сноп находился в доме в течение недели, хотя источники дают разную информацию: и до Крещения, и до Масленицы, и до Пасхи.
Затем солому из-под снопа сжигали.
С покути отделяли часть Дидуха, которую обмолачивали или одаривали зернами дорогих людей, или добавляли к зернам предназначенным для посева, а образовавшейся соломой перевязывали фруктовые деревья, чтобы в следующем году хорошо плодоносили.
Из колосков оставшейся части, добавляя еловые ветки и васильки, делали кропило для святой воды.
По некоторым источникам отслужившего Дидуха сжигали, а иногда Дидух мог стоять и до следующего года.
Все фото из интернета, с благодарностью авторам.
🌾🌾🌾
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5