И АТРИБУТЫ АЛЛАХА.
Вера в это состоит из двух составляющих: Первое-
Признание всех имён и атрибутов Всевышнего Аллаха, о которых Он поведал о Себе в Коране и устами Своего Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Второе- Отвержение всякого уподобления. Нельзя придавать Ему подобных в Его именах и качествах.
Всевышний сказал: «Нет ничего и никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (42:11).
Данный аят указывает на несравнимость всех Божественных атрибутов с качествами творений. Несмотря на их схожесть в языковом звучании, они различны по сущности. И кто не верит в атрибуты Аллаха, упомянутые в аятах и достоверных хадисах, тот отрицает их, в какой-то мере, как Фараон*¹. Кто же верит в них, уподобляя их качествам творений, становится похожим на язычников, которые поклонялись кому-то наряду с Аллахом*². А те же, кто верит в них без отрицания и уподобления, относятся к числу единобожников».
См. «Полезное слово в разъяснении книги единобожия» глава первая
Шейха Ибн Усеймина, да смилуется над ним Аллах!
*¹Фараон не поверил (отрицал) словам Мусы, который сказал, что Аллах, который находится на небесах, послал его к нему. В суре 40, аяте 36 говорится: "И сказал Фараон: "О Хаман! Построй для меня башню, быть может я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом".
*²Христиане и древние греки верили, что на небесах есть "Бог" в виде огромного дедушки с седой бородой, сидящего на троне, у христиан это "Отец", у греков- "Зевс".
‼️В отношении атрибутов Аллаха есть одна формулировка, под которую можно подставлять все Его атрибуты, звучит она таким образом- {АЛЛАХ- (атрибут), ЕГО (атрибут) ДОСТОЕН ЕГО ВЕЛИЧИЯ, И НЕ ПОХОЖ НА (атрибут) ЕГО ТВОРЕНИЙ}.
Примеры этого:
1) Аллах- Слышащий и Видящий, Его слух и зрение достойны Его Величия и не похожи на слух и зрение творений.
2) Аллаху присуща Речь, Его Речь достойна Его Величия, и не похожа на речь творений.
3) У Аллаха есть Лик, Его Лик достоен Его Величия, и не пож на лики Его творений.
4) Аллах вознёсся на Трон, Его вознесение достойно Его Величия, и не похоже на вознесение земных царей на их троны.
И так далее...
5) В Коране и в Хадисах говорится, что у Аллаха есть две Руки, они достойны Его Величия, и не похожи на руки Его творений...
А также есть два Глаза, достойны Его Величия, и не похожи на глаза Его творений.
‼️Важно! Когда сподвижники впервые услышали от Пророка, салля Аллаху алейхи ва селлем, аяты, где говорится о том, что Аллах вознёсся на Трон, они поняли это в буквальном смысле. Потому, что они прекрасно знали свой арабский язык, и знали, что "истава 'аля" означает "вознесение", "возвышение", "утверждение". Если бы "истава" Аллаха на Трон имело метафоричный смысл, к примеру "завладение" Троном, то обязательно Пророк разъяснил бы сподвижникам, дабы они не впали в заблуждение, что понимать нужно не как "возвышение", а как "завладение". Но таких оговорок нет, от слова совсем. Ни Пророк, ни его сподвижники, ни четверо мазхабов не говорили, что "истава 'аля аль-Арш" нужно понимать как завладение Троном, напротив все они единогласно говорили, что это "вознесение" на Трон.
Кто-то может возразить: "Кто убеждён, что Аллах возвысился на Трон, тот кафир, так как он уподобил Аллаха Его творениям". Мы ответим: "В таком случае и тот, кто убежден, что Аллах Слышащий и Видящий, тоже кафир, ведь люди тоже слышат и видят, а значит и здесь тоже есть уподобление. Странно то, что отрицающие атрибуты Аллаха- ашариты, хабашиты и им подобные признают первый приведённый нами пример, о слышании и видении Аллаха, и отрицают остальные примеры с другими атрибутами, и что же им мешает таким же образом продолжить и в отношении других атрибутов тоже.
‼️В вопросах сокровенного (аль-гъайб) запрещено размышлять, филосовствовать и пытаться представлять образ, здесь нужно просто верить. Сподвижники Пророка, а они лучшие нашей уммы и самые знающие, никогда не произносили ересь, которую можно услышать от невежественных мусульман сегодня, к примеру "Аллах на Троне, значит Он тело, значит у него есть органы, значит Он имеет некий объем, значит у Него есть направление... Он ни там, Он ни здесь, Он ни наверху и ни внизу... А где??? Где-то же Он всё таки есть? Да, есть, Он над небесами! Когда Пророк, салля Аллаху алейхи ва селлем, спросил рабыню "Где Аллах"? Она ответила ему "фи-ссама'" (на небесах). Пророк сказал её хозяину: "Отпусти её, поистине она верующая." Пророк подтвердил её слова и сказал, что она- ВЕРУЮЩАЯ!!! (хадис приводится в сборнике Муслима) А хабышиты обвиняют в неверии тех, кто утверждает, что Аллах над небесами.
Пророк, сподвижники и мазхабы пошли по одной дороге, а эти бедняги по другой.
Абу Умар Салим аль-Газзи
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев