Действительно, можно сказать, что в день схождения Духа Святого на апостолов, в день первой апостольской проповеди после Вознесения Господа Иисуса Христа, в день обращения первых пяти тысяч уверовавших произошло рождение Церкви.
По моему убеждению, именно догмат о Церкви, вера в Церковь повреждается в наше время больше всего, и больше всего заблуждений и непониманий у людей именно об этом. А то, что вера в Церковь это догмат, явно следует из того, что это часть Символа Ве-ры, который должен признавать каждый, кто считает себя православным христианином.
Вера в Церковь искажается и повреждается, во-первых, экуменистами. Они, полагая, что Церковь не одна, что церквей много, уравнивают между собой все или почти все сооб-щества, которые называют себя церквями, даже несмотря на ереси, имеющиеся в этих со-обществах, отделенных от Православия.
Погрешают против этого догмата также и все те, кто считает, что Церковь не нужна, что и без Церкви можно спастись, равно как и те, кто видит в Церкви лишь человеческое сообщество. Все это является отнюдь не чем-то безобидным или допустимым частным мнением. Стоит напомнить слова священномученика Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец». К сожалению, именно такое отношение к Церкви, такое переживание Церкви как собственной духовной матери, все реже можно встретить у современных православных христиан.
Это забвение Церкви, искажение представления о Церкви, презрительное и прене-брежительное отношение к Церкви даже у тех людей, которые себя ассоциируются с христианством – не что-то новое. Еще сто лет назад священномученик Илларион Троицкий описывал это явление: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Так в девятом члене Символа веры исповедует каждый православный христианин свою веру в великую истину Церкви. Но едва ли можно указать иной член Символа веры, который столь мало воспринимался бы сердцем человека, устами читающего Символ веры. В душе многих наших современников как-то вместе уживаются почтение к христианству и пренебрежение к Церкви…
Люди, по метрикам значащиеся "вероисповедания православного," с каким-то непонятным злорадством указывают на действительные, а чаще на вымышленные недостатки церковной жизни, не скорбят об этих недостатках по заповеди Апостола: "Страдает ли один член, страдают с ним и все члены" (1Кор. 12:26), но именно злорадствуют. Церковь для них – как бы враг, слышать дурное о котором всегда так приятно грешному человеку. Здесь мы опять-таки видим, как широко распространено теперь отделение христианства от Церкви: считают себя христианами, а о Церкви и слышать не хотят ничего доброго».
Плодом такого отношения стало гонение на Церковь в ХХ веке. По всей России многие разрушенные в тот период храмы своими руинами остаются памятниками такого презрения к Церкви и ненависти к Церкви.
Я хотел бы напомнить кратко учение Церкви по Символу Веры, который мы произносим каждое утро на молитве, и поем на каждой литургии. Там сказано: «верую во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». То, что далее я процитирую, взято из Кате-хизисов святителя Филарета Московского и святителя Николая Сербского. Святитель Николай говорил, что «Церковь – это семья Божия, созданная словом и кровью Иисуса Христа, ведомая Богом Отцом и вдохновляемая Духом Святым. Люди в Церкви объединены истинной верой, связаны одним законом Божиим, освящены одними и теми же святыми таинствами, и находятся под руководством епископов и духовенства».
Итак, разберем эту часть Символа Веры.
Во-первых, мы говорим, что веруем в единую Церковь. Что значит, что Церковь единая? Во-первых, что она одна. Христос сказал: «Я создам Мою Церковь» (Мф. 16:18). Он не сказал: «создам Мои Церкви». Церковь, созданная Христом, только одна. Во-вторых, «она едина, потому что представляет собой единое тело, духовная глава которого - Иисус Христос с единым Духом Святым, пребывающим в ней. Поместные Церкви суть члены единого тела вселенской Церкви» Также, по словам святителя Филарета, единственность Церкви налагает на нас обязанность «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3).
Далее мы говорим, что веруем в святую Церковь. В каком смысле Церковь назы-вается святой? Церковь святая, потому что «освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, Его учение, Его молитву и через Таинства», говорит святитель Филарет. А по словам святителя Николая Церковь названа святой еще и потому, что она «создана с целью спасти людей и привести их к святости, и на протяжении истории она дала и постоянно дает множество новых святых».
Далее мы говорим, что веруем в соборную Церковь. Вот так святитель Филарет объясняет это: «Церковь называется соборной, или, что то же, кафолической или вселенской, потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов, а также потому, что она обращается ко всему человечеству».
Наконец, мы называем Церковь апостольской. В каком смысле она апостольская? Во-первых, потому что основана апостолами; во-вторых, потому что неповреждённо хранит апостольскую веру; в-третьих, потому что сохраняет апостольское преемство даров Свято-го Духа через цепь рукоположений; в-четвертых, потому что исполняет апостольское служение проповеди Евангелия народам мира.
Святитель Филарет указывает вопрос: как Церковь может называться святой, если в ней есть грешники? И отвечает на него: «Церковь святая, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия как мертвые члены отсекаются от тела Церкви, и, таким образом, она и в этом случае сохраняется святой».
Можно здесь также вспомнить слова отца Валентина Свенцицкого, что «всякий грех в Церкви есть не грех Церкви, но грех против Церкви». Это действительно так, потому что Церковь не учит греху и не учит грешить. Церковь учит и призывает воздерживаться, отказываться от греха. И если кто-то из людей, которые себя называют православными, и даже, может быть, облечены высоким саном, совершают тот или иной грех вопреки учению Церкви, то они идут против нее. И об этом тоже предсказано в Священном Писании – что будут проникать в среду учеников Христовых люди, которые являются волками. Это дело дьявола, который воюет против Церкви, и стремится опорочить и опозорить ее.
И во времена апостолов далеко не все были достойны, в Церкви были и грешники, были и те, кто становился причиной соблазна – но не смотря на это, Церковь в Писании названа «святой и непорочной» (Еф. 5:27). Ну а если кто-то относится к грехам людей православных или даже облеченных саном как к поводу возненавидеть Церковь и отделить себя от нее, то тем самым он как раз-таки делает то, чего и хотел от него дьявол, внедрив тех или иных волков в Церковь.
Церковь – это семья Божия, которую Он создал на земле из тех усыновленных Им людей, которые уверовали в Его Единородного Сына Иисуса Христа, приняли Его учение, и захотели следовать Его путем спасения. В Церкви Господь соединяет людей, разделенных прежде грехом, и создаёт из нас Свою семью, новый святой народ – народ Божий. Это то, к чему мы призваны, то, чего Господь хочет видеть от нас.
И конечно же, двери Церкви открыты для каждого, кто хочет следовать путем Христовым. Даже если он недостоин, даже если он поражен грехом, но хочет от него избавиться, никто перед ним двери не закрывает. Церковь – это больница, в которую мы приходим для того, чтобы исцелить наши душевные и духовные болезни. И те, кто соблазняются наличием в Церкви духовно больных людей, обремененных немощами; и не просто возмущаются, но и ставят в качестве причины отвержения ими Церкви, показывают, что они, в свою очередь, тоже больны духовным недугом гордости.
Те, кто думает: «ну как я пойду в эту Церковь, где там есть такие плохие люди!», не задаются вопросом: «А если бы в Церкви были все святые, то неужели меня самого в нее пустили бы? Неужели я сам был бы достоин?» В Церковь никто не входит по-настоящему со словами «я достоин». Ты приходишь в Церковь больным, искаженным, искалеченным грехом. Грехом, который ты совершал сознательно в своей жизни. Другие люди, которые приходят в Церковь, приходят в таком же состоянии – может, кто-то в худшем, а кто-то в лучшем, но мы все здесь лечимся. И если ты считаешь, что к твоим немощам другие должны снисходить, то значит и ты к немощам других тоже должен снисходить. Так Христос велит: «во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).
Ну, а если ты не хочешь к их немощам снисходить, и если считаешь себя выше их, считаешь себя достойным, а других недостойными твоего сообщества, то это показывает, насколько ты далек от подлинной веры в Бога и от подлинной любви к Богу. Потому что, как говорил святой Иоанн Богослов: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит»? (1Ин.4:20).
Когда человек говорит фразы типа: «Церковь виновата в том-то», «Церковь это плохо делает», – он показывает что уже не ассоциирует себя с нею. Не «у нас что-то плохо», а «она плохая». Он себя ставит над Церковью, судьей Церкви, и это искажение апостоль-ского учения о Церкви. Согласно апостолу, все мы составляем единое тело Христово в Церкви, являясь членами Церкви.
Еще характерный маркер – называние Церкви аббревиатурой типа «РПЦ МП», или «РПЦ». Я говорю именно про людей, называющих себя православными, которые себе это позволяют. Если ты считаешь себя православным, значит ты тоже часть Церкви, и значит, Церковь должна быть для тебя как мать. Мать, родившая тебя в таинстве крещения для жизни вечной. И вот так, как ты говоришь о Церкви, ты бы говорил о матери? Кто называет мать аббревиатурой? Простой вопрос, чтобы проверить себя.
Сказанное выше не значит, что нужно замалчивать какие-то проблемные вопросы в Церкви, беды, соблазны, искушения, которые приходят через тех или иных людей. Но обсуждать тоже можно по-разному. Одно дело - со злорадством как внешний, другое дело - со скорбью и болью, как свой. С желанием помочь исправить.
Церковь есть мистическое тело Христово, о чем сказано в Писании, и Христос является Главой Церкви. Спастись без Церкви невозможно. Господь и создал ее как ковчег спасения. Святитель Николай говорит: «Церковь есть ризница Божией благодати, без которой никто не может спастись, как не может жить рука, отсеченная от тела». А святитель Филарет пишет: «Поскольку Господь Иисус Христос есть глава Церкви, и Он же спаситель тела, то чтобы быть спасенным, необходимо быть частью Его тела, то есть, членом Церкви. Апостол Петр пишет, что крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Как все спасшиеся от всемирного потопа спаслись единственно в Ноевом ковчеге, так все получающие вечное спасение, получают его только в кафолической, то есть соборной Церкви».
Будем же хранить неповрежденной эту догматическую истину о Церкви, верить в Церковь и любить ее, дорожить Церковью, быть благодарными Богу за то, что Он привел нас в Свой спасительный ковчег, и не позволять ничему и никому оторвать нас от Церкви, под каким бы предлогом это ни осуществлялось.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев