У малышей до семи лет преобладают так именуемые природные страхи, которые основаны на инстинкте самосохранения. С семи до десяти лет наступает период равновесия между социальными и природными страхами (наказания, опоздания, одиночества). Если обрисовать это более подробно,
то можно выделить определенные страхи, которые свойственны каждому году жизни.
Первый год жизни:
- Страх новейшей окружающей среды
- Боязнь отдаления от мамы
- Боязнь сторонних людей
От года до трех лет:
- Страх темноты (это основной страх этого периода)
- Страх оставаться в одиночестве
- Ночные кошмары
От трех до пяти лет:
- Страх одиночества, иными словами "быть никем"
- Страх темноты
- Страх замкнутого пространства
- Боязнь героев из сказок (обычно, именно в этом периоде они ассоциируются с реальными людьми)
От пяти до семи лет:
- Стихийные страхи: пожары, глубина и т.д.
- Страх родительского наказания
- Боязнь животных
- Страх кошмарных снов
- Страх потери родителей
- Боязнь смерти
- Страх опоздать
- Страх перед инфицированием каким-нибудь заболеванием
От семи до одиннадцати лет:
- Страх школы ("Школьная фобия")
- Боязнь "быть не тем"
- Страх сделать ошибку
- Боязнь низкой оценки
От десяти до шестнадцати лет:
- Боязнь перед изменением собственной внешности
- Боязнь "быть не собой"
- Сомнения межличностного происхождения, навязчивые страхи, опасения.
Существует несколько советов, которые посодействуют понижению риска развития тревожности либо страхов у малыша.
1.В период беременности не следует решать вопросы о необходимости рождения малыша, для защиты дипломных работ, сдачи экзаменов, диссертаций и иных тревожных ситуаций. И, конечно же, это не лучший период для выяснения отношений.
2. Не стоит забывать о том, что, прежде всего, Вы - не деловая дама, не руководящий работник, а мать. Стоит быть серьезной, принципиальной и решительной на работе, а дома - любящей, ласковой, внимательной, непосредственной и заботливой.
3. Малыш ни в коем случае не должен ощущать себя ни Кумиром всей семьи, ни Золушкой, лучше всего придерживаться чего-то среднего.
4. Нужно разрешать малышу как можно больше гулять, бегать, мастерить, так же стоит чаще приглашать в гости его сверстников.
5. Нельзя пугать малыша милиционерами, докторами, волками и т.д. Ведь малыш серьезно воспринимает то, что на наш взгляд кажется нереальным либо незначительным.
6. Необходимо находить больше времени для рисования. Играть всей семьей.
7. Следует воспринимать малыша таковым, каков он есть. Так же не следует ассоциировать его с отличником Костей либо соседским красавчиком Петей.
8. Не стоит забывать о необходимости телесного контакта с малышом. Нужно любить его. Так же нужно дать возможность малышу стать равноправным членом семейства со своими обязательствами и правилами. Нужно быть другом малышу!
К счастью, большая часть детской боязни обоснована периодами взросления и с течением некоторого времени проходят, но именно родителям необходимо попытаться сделать так, чтобы эти страхи не стали навязчивыми и болезненными и не сохранились на долгое время. Что все-таки для этого необходимо сделать? Если же у родителей с малышом доверительные отношения, то набравшись терпения, можно приступить к совместно-поэтапной работе по искоренению страхов.
Первый этап - "Рисуем страхи".
Каждый урок по рисованию должен продолжаться тридцать-сорок минут в спокойной обстановке. Перед началом урока следует дать возможность малышу поиграть одному, далее установить дружеский контакт. Потом можно перейти к дружеской беседе, цель которой - выяснить то, чего же опасается малыш. Рекомендуется это делать в форме игры: присесть лучше рядом с малышом, а не напротив, следует не забывать время от времени подбадривать его. Нужно задать вопрос: "Скажи, а ты боишься чего-нибудь или нет?" и ожидать ответа. После маленькой паузы нужно перейти к следующему вероятному страху, при этом сам вопрос "боишься либо нет" необходимо повторять как можно реже. Если же малыш все страхи отрицает, следует попросить его отвечать на вопросы не "да" либо "нет", а более конкретно, к примеру, "я не боюсь ночных кошмаров"...
Не стоит считывать свои вопросы с бумажки, хотя для ориентации можно составить перечень некоторых вероятных страхов, к примеру: "Скажи, а ты боишься либо не боишься оставаться дома один; каких-нибудь людей; матери либо отца; заболеть; Бормалея; Кощея Бессмертного; бабы Яги; волков; медведей; темноты; болезни; поездов; машин; высоты; пожара; воды; крови; боли; метро; лифта; больших улиц и т.д.
Лучше всего беседу завершить подвижной совместной игрой...
После следует предложить малышу нарисовать предмет, который у него в первую очередь ассоциируется со страхом. Рисовать рекомендуется фломастерами либо красками.
При помощи рисунков можно избавиться от страхов, предпосылкой которых является игра воображения, то, что ранее не случалось, но, по мнению малыша, может случиться...
Этап второй - "Предметно-ролевые игры".
Игры, направленные на психику малыша снимают у него излишек страха и скованности, которые возникают в замкнутом пространстве, в темноте, при попадании в непривычную обстановку. Малыш избавляется от лишней застенчивости, становится более уверенным в себе.
Игра "Пятнашки" - позволяет малышу снять боязнь нападения, страх родительского наказания, создать наиболее прочный контакт между малышами и родителями. Сущность игры - ограничить площадку для игры и расставить там в беспорядке стульчики, любые предметы. Ведущий, догоняя игроков, пытается дотронуться их спины. Кого догоняют - тому и водить...
Игра "Жмурки" - позволяет устранить страхи замкнутого пространства, темноты, одиночества. Заблаговременно оговариваются места, где нельзя прятаться. Далее выключается свет, остается лишь ночная лампа...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев