Отец Зоре – Али Баданинский - старший из талантливых сыновей известного филолога и первого крымскотатарского просветителя крымскотатарской нации в послеханский период Абдурефи Боданинского.
Фамилию «Баданинский» (впоследствии буква «а» изменилась на «о») Абдурефи-оджа взял от названия селения Бадана, Симферопольского уезда, в котором он сам никогда не проживал. Как и все дети Абдурефи-оджа, Али родился в 1865 году в Акъмесджите, в их доме на Татарской улице. В 1877 году поступает в Симферопольскую татарскую учительскую школу, которую заканчивает с отличием. В совершенстве владея русским языком, продолжает заниматься самообразованием и в течение года работает в редакции газеты «Терджиман», издававшейся на 2-х языках. В 1886 году его направляют учителем татарской народной школы в г. Ор (Армянск). Проработав здесь четыре года, выпустив первых своих учеников, в 1890 году он переводится в крымскотатарскую школу Бахчисарая. Здесь он становится членом кружка «Уриет северлер» («Вольнодумцы»). Членами этого кружка были писатели Сулейман Байбуртлы, Меметша Акчурин, Бекир Муртазаев, Яя Пичакъчи. Городские власти называли их «фармазоны», т. е. хулиганы, желая этим принизить значимость их деятельности. Основной задачей кружка было освобождение народа от власти богатых людей и чиновников, освобождение женщин, обучение молодежи, в том числе и девушек. Но вскоре Али Боданинский уходит из этого кружка, также он вынужден бросить и преподавательскую деятельность.
.Али Боданинский стал опекуном и наставником своего младшего брата Усеина – крупнейшего знатока и пропагандиста национальной культуры крымских татар.
В 1893 году Али переезжает в Симферополь и серьезно занимается литературной деятельностью. Он переводит «Тараса Бульбу» Гоголя на крымскотатарский язык. Занимается изучением устного народного творчества: собрав пословицы, поговорки и загадки крымскотатарского народа издает сборник. На свои средства открывает небольшую библиотеку, в которой в основном собраны книги по истории, этнографии и национальному движению на Востоке. После смерти Исмаила Гаспринского Али Боданинский остался в качестве старейшего национального лидера. Авторитет Али Боданинского в национально-освободительном движении крымских татар в начале XX века был непререкаем.
Али Боданинский был наставником Номана Челебеджихана, организатором 1 Всекрымского съезда мусульман, одним из 5 членов комиссии по подготовке 1 Курултая, руководителем секретариата Президиума Курултая. Учитель, этнограф, переводчик и всегда политик и революционер. По инициативе Али Боданинского в 1917 году был создан Крымский Мусульманский Ревком. Али Боданинский – один из пяти членов комиссии по подготовке Курултая. Руководитель секретариата Президиума Курултая. Во время первого ареста Председателя Мусисполкома Номана Челебиджихана Али Боданинский требует созыва исполкомов всех общественных организаций Крыма и добивается отправки в Севастополь комиссии, в которую от Мусисполкома входят он сам, Сеит-Джелиль Хаттат и Ибраим Озенбашлы.
Али Боданинский ведет активную общественно-политическую деятельность, как до революции, так и после ее свершения. Он был секретарем в государственном управлении «Таврида», избирался секретарем центрального мусульманского исполнительного комитета, который был создан в Симферополе.
Осенью 1918 года, проявив несогласие с правлением Сулеймана Сулькевича, занимается подпольной деятельностью. Став членом РКП(б), в 1919 году, работает в Совнаркоме. Недолго проработав здесь, уходит воевать с белогвардейцами. Его убили на взлёте карьеры, когда Боданинский должен был возглавить Крымский ревком осенью 1920 г. Али Боданинский погибает в 1920 году в местечке Къызыл Яр близ Мелитополя при трагических обстоятельствах, которые требуют дальнейших исследований и документальных подтверждений.
Его жена, Анифе-ханум, разделяла стремления мужа, вела активную политическую и просветительскую деятельность, была делегатом Всекрымского мусульманского съезда, членом Мусульманского женского комитета.
Анифе-ханум арестовывает деникинская контрразведка.
Их дети: восьмилетний Ибраим, дочь Саиде семи лет и трехлетняя Зоре остаются одни. Соседи забирают детей к себе. Через некоторое время дети оказываются в семье старшей сестры матери — Айше-ханум. А тем временем Анифе-ханум заболевает в тюрьме от тифа. Ее выносят на задний двор тюрьмы, где ее и находит женщина, забирает к себе и помогает ей выздороветь. После выздоровления Анифе Боданинская оставляет общественную деятельность.
Старший сын Али Боданинского Сулейман вскоре скончался от болезни. Ибраим в возрасте 27 лет погибает во Второй мировой войне под Донбассом. Также Али Боданинский и Анифе-ханум воспитали двоих дочерей Саиде и Зоре. В депортации Анифе-ханум с семьей дочери Саиде попадает в поселок Чинабад Андижанской области. Она умерла в 65 лет в 1955 году в Янгиюле в семье Саиде, успела увидеть возвращение мужа дочери — выдающегося крымскотатарского поэта Эшрефа Шемьи-заде. Саиде Боданинская скончалась 12 апреля 2013 года в Москве в возрасте 100 лет и 8 месяцев. Зоре Боданинская, младшая дочь Али и Анифе Боданинских, родилась 25 февраля 1916 года и на сегодняшний день вместе с дочерью и внуками проживает в Ташкенте, У Зоре-ханум Боданинской от первого брака были сын и дочь. В депортации ее сын умирает от голода. Ее дочь от первого брака окончила Казанский университет, подарила Зоре-ханум троих внуков. Она погибла в 1984 году. Во втором браке у Зоре-ханум родились сын и дочь. У сына трое детей, он скончался в 2008 году. Дочь живет вместе с Зоре-ханум,
Сейчас Зоре-ханум Боданинская практически не видит и самостоятельно не передвигается. В день посещения мы стали свидетелями того, что Зоре Боданинской выдали новый паспорт. Она еще в доброй памяти и здравом рассудке, рассказала нам о ее отце и дяде Усеине Боданинском, Историк, художник, искусствовед и этнограф Усеин Боданинский был основателем и первым директором Бахчисарайского дворца-музея. Художник по образованию, прекрасно разбиравшийся в вопросах археологии, архитектуры, декоративно-прикладного искусства крымских татар, он был страстным собирателем и защитником памятников истории и культуры Крыма. Велик вклад Боданинского и в возрождение национальных кустарных промыслов, в развитие крымскотатарского театра, в популяризации искусства и истории крымских татар средствами печати, кино, выставками и музейными экспозициями.
Но в 1937 году, по обычному для тех времен обвинению в «буржуазном национализме» Усеин Боданинский был арестован. Его обвиняют в том, что являясь одним из активных участников контрреволюционной миллифирковской организации в Крыму, вел среди татарского населения пропаганду миллифирковских идей, и что с 1918 года состоит агентом одной из иностранных разведок. Кроме голословных заявлений и самооговоров, добытых жестокими пытками, никаких других улик против Боданинского не было — ни вещественных доказательств, ни перехваченной шпионской переписки. Не было приведено никаких конкретных фактов или свидетелей того, как обвиняемый агитировал против советской власти, и вскоре его жизнь трагически оборвалась - он был расстрелян в Симферополе.
От тяжелых воспоминаний пришлось отвлечься и мы попросили нашу Зоре битай что-нибудь спеть – и она вспомнила несколько старых песен – «Ай, обана», «Язгъа чыкъсам, эв салсам», а мы с удовольствием ей подпевали.
Аллах-Тааля бизге де берсин бу яшларгъа келип акъылны джоймайып, туркюлер айтмагъа. Аллах къавий сагълыкъ, узакъ омюр берсин бизим битамызгъа, бизим частымызгъа даа чокъ яшасын ве ватандашларымызни къувандырсын. Сагъ олынъ урьметли Зоре битай Боданинская
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев