Наджмуддин аль-Гази (ум.1021), рахимахуллах, в своём труде «Хусн ат-танабух фи ат-ташаббух» пишет: «Под путем Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а подразумеваются убеждения Пророка и его сподвижников. Эти убеждения разделяло подавляющее большинство мусульман во все времена. Это и есть спасшаяся община.
Собиратели Сунны передают хадис от Абу Хурайры:
«Иудеи разделились на 71 течение, христиане - на 72, а моя община разделится на 73 течения».
Тирмизи сказал, что этот хадис достоверен. Аль-Ираки сказал, что иснады хорошие. Имам Ас-Суюти сказал, что этот хадис из числа аль-мутаватир (см. «Аль-Файзуль-Кадир», 2\21). Этот хадис также приводится через другие цепочки передатчиков. Так, например, в риваяте от Абдуллаха ибн Амра, есть такое добавление:
«И все они в огне, кроме одной группы». И сподвижники спросили: «Что это за группа, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Это то, на чем стою я и мои сподвижники».
Тирмизи сказал, что этот хадис - «хасан».
От Муавия передают:
«72 группы - в Аду, а одна - в Раю, и это – джама’а [община]».
Абу Дауд привел этот хадис.
Также передают от ибн Аббаса:
«Все группы в огне, кроме одной» 1.
Одного их поздних имамов шафиитского мазхаба шейха Ибн Хаджара аль-Хайтами, рахимахуллах, попросили дать фетву, определяющую «асхаб аль-бида’а», иначе говоря, заблудших. Он ответил: "Это те, кто идёт против последователей шейха Абу аль-Хасана аль-Аш’ари и шейха Абу Мансура аль-Матуриди – двух имамов Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а [в акыде]» 2.
Сайид Фуда, крупный современный учёный, специалист в области ‘ильм аль-калям (наука о вероубеждении), усуль аль-фикх, ‘ильм аль-хадис и других наук, пишет:
"Ученые Ахлю-с-Сунна едины в том, что мушаббиха 3 и муджассима 4 - не из числа Ахлю-с-Сунна. Поэтому каррамиты и псевдо-последователи имама Ахмада, которые исповедовали акыду ташбих, например, Кади Абу Я`ла, аз-Загуни, ибн Таймийя, ибн Каййим [Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб – прим. пер.] также не из Ахлю-с-Сунна. Но не все ханабалиты разделяли эти заблуждения. Имам Ахмад, ибн Акиль, ибн Джавзи, рахимахумуллах, и большинство поздних ханабалитов придерживались правильных убеждений. Что касается маликитов, то муджасcима среди них было крайне мало. Так же дело обстоит и с ханафитами, хотя среди них были му’тазилиты.5. Что касается шафиитов, то среди них было немного муджассима".
( www.al-razi.net )
Имам Таджуддин ас-Субки аш-Шафии, рахимахуллах, в "Табакату ш-шафи’ийя аль-кубра" (том 3-й, стр. 377) пишет:
"Я слышал, как шейх и имам, рахимахуллах (имеется в виду имам Такиюддин ас-Субки, рахимахуллах, отец Таджуддина ас-Субки), сказал: "То, что включает в себя акыда имама ат-Тахави, исповедовал имам аль-Аш’ари".
Далее имам Таджуддин ас-Субки, рахимахуллах, [цитируя своего отца - имама Такиюддина ас-Субки, рахимахуллах] пишет:
"Мне известно, что все без исключений ученые-маликиты – ашариты в акыде. Также подавляющее большинство шафиитов – ашариты, исключая тех, на кого не обращает внимание Всевышний Аллах и кто примкнул к мазхабу таджсима (антропоморфистов) и му’тазилитам. Большинство шейхов-ханафитов - также ашариты 6, кроме тех [немногих], кто последовал за ахлю и’тизаль (мутазилиты). Что же касается ханабалитов, то большинство благочестивых ранних шейхов мазхаба имама Ахмада, рахимахуллах, являются ашаритами, исключая тех из них, кто примкнул к ахлю таджсим (антропоморфистам). И надо сказать, что в мазхабе ханбали муджассима больше, чем в других мазхабах..."
1.Цит. по: Имам Майдани аль-Ханафи, Шарх Акыда ат-Тахавийя, стр. 44-45. Даруль-Фикр, Дамаск, 2007.
2.Цит. по: Имам аль-Хайтами, Аль-Фатауа аль-Хадисийя.
3.Мушаббиха – антропоморфисты. Это те, кто верит, что Аллах частично подобен (ташбих) творениям; те, кто прямо или косвенно это утверждает.
4.Муджассима – те, кто прямо или косвенно приписывает Аллаху тело (джисм).
5.Му’тазилиты – секта, приверженцы которой опровергали доводы Корана и Сунны, опираясь на псевдо-логичные утверждения и убеждения. Дискуссия на основе Корана и Сунны была с ними невозможна, так как они понимали эти источники Шариата по-своему. Поэтому алимы стали дискутировать с ними, опираясь не только на Коран и Сунну, но и на логику.
6.Эти слова имама Такиюддина ас-Субки означают, что акыда ашаритов и матуридитов, по сути, одна. Различия, как правило, в формулировках. Разногласия не на уровне формулировок встречаются не в основах убеждений, а по вопросам второстепенной и третьестепенной важности.
http://darulfikr.ru/ahlu-s-sunnah «Вы следуйте за большинством, поистине тот, кто отклонился, отклонился в Ад» بسم الله الرحمن الرحيم
«Вы следуйте за большинством, поистине тот, кто отклонился, отклонился в Ад» بسم الله الرحمن الرحيم Сказал Имам Мулла Али аль-Къари (ум. 1014 х/1606 м) в своем шархе на «Мишкатуль Масабих», о хадисе от Ибн Умара: «Вы следуйте за большинством, поистине тот, кто отклонился, отклонился в Ад». 174 - وعنه . قال : قال رسول الله - صلى الله عليه وسلم : ( اتبعوا السواد الأعظم ، فإنه من شذ شذ في النار ) رواه ابن ماجه من حديث أنس . الحاشية رقم: 1 174 - ( وعنه ) : أي عن ابن عمر ( قال : قال رسول الله - صلى الله عليه وسلم : ( اتبعوا السواد الأعظم ) : يعبر به عن الجماعة الكثيرة ، والمراد ما عليه أكثر المسلمين قيل : وهذا في أصول الاعتقاد كأركان الإسلام ، وأما الفروع كبطلان الوضوء بالمس مثلا فلا حاجة فيه إلى الإجماع ، بل يجوز اتباع كل واحد من المجتهدين كالأئمة الأربعة ، وما وقع من الخلاف بين الماتريدية والأشعرية في مسائل فهي ترجع إلى الفروع في الحقيقة فإنها ظنيات ، فلم تكن من الاعتقاديات المبنية على اليقينيات ، بل قال بعض المحققين : إن الخلاف بينهما في الكل لفظي ، وقيل : المراد جمع المسلمين الذين هم في طاعة الإمام وهو السلطان الأعظم ، وقيل : الجماعة من أهل الإيمان ، وقيل : الكتاب والسنة لكثرة معانيهما ، وقيل : كل عالم عامل بالكتاب والسنة . في الأزهار : اتبعوا السواد الأعظم يدل على أن أعاظم الناس العلماء وإن قل عددهم ولم يقل الأكثر لأن العوام والجهال أكثر عددا ( فإنه ) : أي الشأن ( " من شذ " ) أي في الدين بخروجه عن متابعة الأكثرين ( شذ في النار ) رواه . . . . ) : بعده بياض وألحق ميرك شاه ( ابن ماجه من حديث أنس ) . وزاد الطيبي : وابن عاصم في كتاب السنة . [ ص: 262 ] От него же. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы следуйте за большинством, поистине тот, кто отклонился, он отклонился в Ад». Это передает Ибн Маджах из хадиса Анаса. 174 - От него же, т.е. от Ибн Умара, что он сказал: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы следуйте за большинством» - это означает многочисленная община и имеется в виду то, на чем большее число мусульман. И еще сказали: это в основах вероубеждения таких как столпы Ислама, а что касается второстепенных частей религии таких как нарушение омовения при прикосновении, то нет необходимости чтобы в этом было единогласие. Напротив можно следовать за любым из муджтахидов таких как имамы четырех мазхабов. И те разногласия, которые имели место между ашаритами и матуридитами в некоторых вопросах, в действительности относятся к второстепенным. Поистине они являются суждениями и не являются вероубеждениями основанными на неоспоримых истинах. Напротив некоторые из мухаккыков (исследователи) сказали: Поистине разногласия между ними во всех вопросах имеют словесный характер. Так же говорят: Под этим (большинством) имеется в виду те, кто находятся в подчинении имама, то есть верховного правителя. Еще говорят, что это Куран и Сунна, потому что они имеют очень много смылов. Еще говорят, что это каждый ученый, следующий в своих деяниях Курану и Сунне. В книге Аль-Азхаар пишется: «Следуйте за большинством» - это указывает на то, что величайшими людьми являются ученые, хотя они и не многочисленны. А не указывает на просто большинство, потому что неграмотные и невежды имеют большее количество. «Поистине тот, кто отклонился», т.е. тот, кто отклонился, выйдя от следования большинству «отклонился в Ад». Источник: Али аль-Къари: Миркатуль Мафатих Шарху Мишкатиль Масабих: 262 Бейрут: Даруль Факир: 1422/2002
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев