В августе 1499 г., когда тринадцатилетний сын шейха Хейдара выступил из Лахиджана в Ардебиль, его сопровождала свита из семи человек. Это были ближайшие соратники и советники Исмаила: Хусейн-бек Леле Шамлу, Абдул Али-бек Деде (Деде-бейге-Талеш), Хадим-бек Хулафа, Рустем-бек Караманлу, Байрам-бек Караманлу, Ильяс-бек Айгут оглы Хунуслу и Карапири-бек Каджар. Через Дейлем* они прибыли в Таром. При остановках в пути, как сообщает современник, к свите Исмаила присоединялись приверженцы из племен «Рума и Шама». В Тароме был произведен смотр кызылбашских сил, численность которых доходила уже до 1500 человек.
Следовательно, Исмаил направился из Гиляна не прямо в Ардебиль, а сделал небольшой крюк на юг и юго-запад в сторону Халхала**. Анонимная история Исмаила сообщает, что опасаясь местного правителя эмира Хусам ад-Дина, Исмаил оставил Таром и двинулся в Халхал. Первая остановка состоялась в селении Берендук, а на следующий день он остановился на пахотных землях, принадлежащих племени шамлу и известных под названием «Шам-и Кызылузен».
Зиму 905 г. х. (1499/1500 г.) Исмаил и его отряды провели в Арджуване у Каспийского моря в районе Астары. Эта остановка понадобилась, чтобы дать время сефевидским сторонникам из южной части Талышистана присоединиться к войску. На совещании кызылбашских вождей было решено двинуться в Малую Азию в Эрзинджан. Кызылбашские вожди считали, что там Исмаил будет близок к своим приверженцам из Малой Азии и Сирии, которые, узнав о предпринимаемом им походе, встанут под его знамена.
Весной 1500 г. Исмаил выступил из Арджувана к южным берегам оз. Гѐкча, гористому району севернее р. Аракс. В этой области в составе войск Исмаила, как сообщает Ибрагим Амини, были племена арешлу и зулькадарлу. Пройдя Чухурсаад, Исмаил прибыл в местечко Докуз Улам, где к нему присоединился Караджа Ильяс с группой малоазиатских кызылбашей.
Далее Исмаил со своим отрядом проследовал в Малую Азию и достиг яйлага Мингѐл «у истоков Аракса», где проживало племя устаджлу. Следуя через Кагызман и яйлаг Сарукая в районе Терджана, Исмаил достиг конечной цели — Эрзинджана. Здесь в конце лета и начале осени (нач. 906 г. х.) под знаменами Исмаила как сообщают источники, собрались 7000 «газиев» из тюркоязычных племен шамлу, устаджлу, румлу, текели, зулькадар, афшар, каджар, варсак, а также «суфиев Карадага».
По сообщениям источников в Эрзинджане состоялось совещание кызылбашских старейшин, на котором обсуждался вопрос о направлении военного похода. Одни, ссылаясь на недостаточность сил, предлагали провести предстоящую зиму в Эрзинджане, дождаться подкреплений и уже весной (1501 г.) выступить с походом против Альвенда в Азербайджан; другие — совершить предстоящей зимой джихад в Грузию; третьи — на-правиться в район Чухурсаада и зазимовать там. Но ни одно из этих предложений принято не было. Было решено неотложно и с наличными силами направить главный удар против ширваншаха Фарруха Ясара, заклятого врага Сефевидов.
*Дейламом в древности называли Талышистан.
**Хальхал область в Талышистане,известен тем что там говорят на самом чистом Талышском языке,не подвергшимся влиянию иных языков,диалект Хальхаля идентичен Ленкоранскому.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Арджуван это современный Арчивань в Астаре.