Вербная неделя.
Основным событием Вербной недели было освещение вербы, запреты и магические действия. Вербу заготавливали в субботу, а освящали в воскресенье. В некоторых станицах в субботу вечером вербу раскладывали вокруг церкви, и она лежала там до освящения. В станице Варениковской священник «мировал» прихожан в вербное воскресенье колоском. По возвращении домой вербочкой легко хлестали членов семьи, домашних животных, иногда и прохожих на улице, произнося при этом специальную фразу. На Кубани можно выделить примерно шесть вариантов текста, из них два можно считать основными:
«Вербохлёст (иногда: верба хлёс), бей до слёз./ Не умирай, красное яичко дожидай!» Этот текст в большей степени использовался у бывших линейных станиц (Тбилисская, Некрасовская и др.).
«Вырба бье, ны я бью./ За тыждынь-Вылык-дэнь,/ Ны умырай,/ Краснэ яичко дожидай!» В большей степени характерен для «черноморских» станиц (Васюринская, Уманская, Старолеушковская и др.).
В целом в одном и том же населённом пункте вербохлёстные тексты могут быть в разных версиях. Иногда они существенно отличаются друг от друга, но чаще различия проявлялись в незначительных деталях: перестановка строк, дополнительные строки.
Вырба бье, ны я бью,
Святый дэнь – Вылыкдэнь!
Ны умырай,
Краснэ яичко дожыдай!
Вербохлёс, бей до слёз,
Не я бью, верба бье,
Недалечка красно яечка.
Не я бью, вэрба бье,
Ось нэдалэчка красное яечко,
В эты ж дэнь – Вэлыкдэнь.
Нэ я бью, вэрба бье.
Од вырбы ны плачуть
И слёзы нэ льють.
Обычай хлестания вербой сохранялся и в ХХ веке, в том числе и в Екатеринодаре. В 1913 году полицмейстер города издал приказ, предписывавший не допускать в этот день «драться вербой», т.к. моложёжь вслед за этим «учиняет побоище».
Освещённую вербу вносили в дом, «чтобы святости булы», но она не должна была «видеть чужого глаза». Её держали в святом углу за иконой или у матки/сволока. Вербную веточку могли воткнуть под стриху/стреху крыши, над дверью в сарае, где находилась корова, или под крышу жилого дома. Её также втыкали в четырёх углах огорода или в тех местах, где «роет хомяк», крот. Часто освящённую вербочку сажали в огороде или за ним.
Использовалась верба в различных ситуациях: для защиты от грозы, пожара (втыкали в стреху), для защиты домашних животных, коров от ведьм и при лечении коров от сглаза (втыкали в стреху сарая, обходили постройки с вербой и окропляли святой водой, забивали колышек из вербы в рог корове), при лечении детей от испуга («завэрчувание» в дверной косяк), «когда ребёнок писяется». Её, в предохранительных целях, могли
применять вместе с «троецкой травой» при купании детей. В ряде станиц именно священной вербочкой выгоняли первый раз в стадо коров. Освященной вербой прикалывали шишечки, кресты из теста, «уборы разни» к паске, когда её «наряжали» (украшали). В этом же качестве в некоторых станицах её использовали при изготовлении свадебного каравая.
Верба хранилась в течение года, затем, освящения новой, её переносили в плетень (Некрасовская станица), на чердак от пожара (станица Ахметовская), а чаще всего сжигали или закапывали.
Унифицированное объяснение столь важной роли этого дерева в обрядовой жизни не сохранилось. Удалось записать лишь три версии (легенды), возникшие под влиянием хрстианской мифологии, но отразившие и более архаичные представления. Две из них связаны с рождением и воскрешением Христа, а третье, наиболее распространённое объяснение, - с представлением о том, что те, у кого посажены вербы, спасутся на них при «конце света»: во время возможного потопа влезут на дерево, а в случае засухи всегда найдут под такой вербой воду. («Может такое случиться, что три года не будет воды. Тот, у кого в
огороде посажены верба, спасётся. Одной капли (сока) с верббы хватит, чтобы утолить жажду»).
Во всех станицах считали, что в этот день ничего нельзя сажать, иначе «вырастет как верба», «будет тянуться вверх», «пойдёт в стрелку».
Источник:
Н.И. Бондарь. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. 2011 г.
#атамань #кубань #казаки #культуракубани #культуракубанионлайн #йвербноевоскресенье
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев