Сначала материал, приведенный осетинским исследователем Г.А. Кокиевым: "Изучение имеющегося в нашем распоряжении отрывочного материала приводит нас к выводу о несомненной этнической связи балкаро-карачаевцев с одной из ветвей аланского объединения племен и о том, что последними носителями термина «алан» в качестве этнического названия были балкарцы и карачаевцы, на языке которых этот термин в значении «друг» и «товарищ» сохранился и по сей день. [Следует, однако, пояснить, что всегда дается несколько неверный перевод карачаево-балкарскому "алан". Это не "друг" или "товарищ", это просто обращение к соплеменнику вне зависимости от пола и возраста. Больше, наверное, соответствует: "человек", "земляк", "соплеменник", советское обращение - "товарищ!", но, опять же, и это тоже совсем не точно... - мое прим.]. В «Кратком описании Абхазии», принадлежащем неизвестному автору, писавшему в начале 19 в., говорится, что «от ...ЕщёСначала материал, приведенный осетинским исследователем Г.А. Кокиевым: "Изучение имеющегося в нашем распоряжении отрывочного материала приводит нас к выводу о несомненной этнической связи балкаро-карачаевцев с одной из ветвей аланского объединения племен и о том, что последними носителями термина «алан» в качестве этнического названия были балкарцы и карачаевцы, на языке которых этот термин в значении «друг» и «товарищ» сохранился и по сей день. [Следует, однако, пояснить, что всегда дается несколько неверный перевод карачаево-балкарскому "алан". Это не "друг" или "товарищ", это просто обращение к соплеменнику вне зависимости от пола и возраста. Больше, наверное, соответствует: "человек", "земляк", "соплеменник", советское обращение - "товарищ!", но, опять же, и это тоже совсем не точно... - мое прим.]. В «Кратком описании Абхазии», принадлежащем неизвестному автору, писавшему в начале 19 в., говорится, что «от Сухума имеется дорожка через нижние горы в Цебели и к аланам» (Военно-исторический архив Главного штаба, д. 18482, л. 4). В этой краткой выдержке заслуживает серьезного внимания географическое положение алан в начале 19 в. Сухум, как известно, - портовый город, столица нынешней Абхазии. К северу от Сухума, по правому берегу реки Кодор, в смежности с Абхазией лежит Цебельда, в документе называемая Цебели, а в смежности с Цебельдой к северу у верховья Кубани сплошной массой живут балкарцы и карачаевцы, называемые в документе аланами. В этой связи небезынтересно примечание Гербера к «Географии Российской 10 в.», составленной профессором Байером, в котором Гербер говорит, что «от аланов есть также остаток, они живут подле авгазов, в ближайших городах к северо-востоку» (Бергер И.С. Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие. СПб., 1760. Книга за октябрь. С. 320). Если посмотреть на карту Кавказа, нетрудно заметить, что ближайшими и непосредственными соседями авгазов, или абхазов, живущие в горах к северо-востоку, действительно являются балкарцы и карачаевцы, современное географическое положение которых совершенно точно совпадает с территорией алан, о которых идет речь у Гербера.
Не лишним считаю, наконец, привести данные из рукописной «Генеральной карты грузинских царств – Кахетии, Карталинии и смежных земель», обнаруженной нами в Московском военно- историческом архиве (ЦВИА. Фонд Военного министерства, департамент Генерального штаба, д. № 20493). Карта принадлежит неведомому автору, но известно, что она составлена при департаменте Генерального штаба, где пользовались ею при завоевании Кавказа. Последнее обстоятельство до какой-то степени гарантирует относительную точность карты. Составлена она в конце 18 в. Составитель карты в основном правильно ориентировался в кавказской геоэтнической среде. На карте все горские племена Северного Кавказа помещены в тех местах, где они живут и до сих пор. Но на ней нет ни балкарцев, ни карачаевцев. На территории, которую они занимают в настоящее время, вместо балкарцев и карачаевцев нанесены аланы". (Г.А. Кокиев. К вопросу о происхождении и времени расселения балкарцев и карачаевцев на нынешней территории // История Каб...ЕщёНе лишним считаю, наконец, привести данные из рукописной «Генеральной карты грузинских царств – Кахетии, Карталинии и смежных земель», обнаруженной нами в Московском военно- историческом архиве (ЦВИА. Фонд Военного министерства, департамент Генерального штаба, д. № 20493). Карта принадлежит неведомому автору, но известно, что она составлена при департаменте Генерального штаба, где пользовались ею при завоевании Кавказа. Последнее обстоятельство до какой-то степени гарантирует относительную точность карты. Составлена она в конце 18 в. Составитель карты в основном правильно ориентировался в кавказской геоэтнической среде. На карте все горские племена Северного Кавказа помещены в тех местах, где они живут и до сих пор. Но на ней нет ни балкарцев, ни карачаевцев. На территории, которую они занимают в настоящее время, вместо балкарцев и карачаевцев нанесены аланы". (Г.А. Кокиев. К вопросу о происхождении и времени расселения балкарцев и карачаевцев на нынешней территории // История Кабардино-Балкарии в трудах Г.А. Кокиева (Сборник статей и документов). – Нальчик: «Эль-Фа», 2005. С. 221).
В названной выше "Генеральной карте Грузинских царств - карт Алании, Кахетии и смежных земель", составленной не позднее 1784 г., названы все горские общества Осетии, Чечни, Ингушетии, Сванетии. Названы Куртатинское, Алагинское, Дигорское, Кобанское ущелья нынешней Осетии, нанесены реки нынешней Осетии - Гизельдон, Ардон, Урух и прочие. Но аланы нанесены не там, а к западу от сванов, в горах между Кубанью и Лабой, т.е. приблизительно в тех же местах, где сейчас проживают карачаевцы, далее за ними расположены зихи (адыги). В газете "Кавказ" от 5 декабря 1853 г. № 90 в статье "Турецкое племя" написано буквально следующее: "Басияне в долинах Северного Кавказа у Эльбруса, они называются также карачай-турками и аланами " . В той же газете "Кавказ" от 2 ноября 1846 г. № 46 сообщается: "Кавказский хребет, прорезывая пространство между Черным и Каспийским морями в направлении от северо-запада к юго- востоку, образует при горе Эльбрусе угол,...ЕщёВ названной выше "Генеральной карте Грузинских царств - карт Алании, Кахетии и смежных земель", составленной не позднее 1784 г., названы все горские общества Осетии, Чечни, Ингушетии, Сванетии. Названы Куртатинское, Алагинское, Дигорское, Кобанское ущелья нынешней Осетии, нанесены реки нынешней Осетии - Гизельдон, Ардон, Урух и прочие. Но аланы нанесены не там, а к западу от сванов, в горах между Кубанью и Лабой, т.е. приблизительно в тех же местах, где сейчас проживают карачаевцы, далее за ними расположены зихи (адыги). В газете "Кавказ" от 5 декабря 1853 г. № 90 в статье "Турецкое племя" написано буквально следующее: "Басияне в долинах Северного Кавказа у Эльбруса, они называются также карачай-турками и аланами " . В той же газете "Кавказ" от 2 ноября 1846 г. № 46 сообщается: "Кавказский хребет, прорезывая пространство между Черным и Каспийским морями в направлении от северо-запада к юго- востоку, образует при горе Эльбрусе угол, вьющийся в сторону р. Кубани. Один бок его, идущий к востоку, составляющий Кавказский снеговой хребет, прилегает к высокой горе Пазис, и та разграничивает с севера и востока земли сванетов от алан или карачаевцев, кабардинцев и осетин" . Осетинами здесь, судя по всему, названы балкарцы, а не дигорцы или иронцы, поскольку Верхняя Сванети (долина р. Ингури), пролегающая вдоль Главного Кавказского хребта, с осетинами не граничит. Ну а кто такие аланы, думаю, и так ясно из этого текста!
Первый кабардинский просветитель Шора Ногмов, живший в первой половине 19 века, называл карачаевцев и балкарцев осетинами: " Балкарцы [собственно "балкарцы" или "малкарцы" - это только самая восточная группа балкарцев - жители Малкарского общества в долине р. Черек Балкарский], чеченцы [должно быть: "чегемцы" - мое прим.], уруспиевские осетины [балкарцы Восточного Приэльбрусья - мое прим.], хуламцы, безенги-осетины [балкарцы Безенгийского общества - мое прим.], карачаевцы-осетины , тагаурские осетины [иронцы самого восточного из осетинских - Тагаурского общества - мое прим.], дигорский народ и дигорцы [осетин-дигорцев он здесь не называет осетинами - мое прим.]. О наименовании осетинами иронцев и дигорцев В.А. Кузнецов сказал: " Ни один кавказский народ, кроме грузин и абхазов, не называл население Осетии овсами или осами. Поэтому современных осетин нельзя полностью отождествлять с асами, как нельзя их отождествлять с аланами... "Осы" г...ЕщёПервый кабардинский просветитель Шора Ногмов, живший в первой половине 19 века, называл карачаевцев и балкарцев осетинами: " Балкарцы [собственно "балкарцы" или "малкарцы" - это только самая восточная группа балкарцев - жители Малкарского общества в долине р. Черек Балкарский], чеченцы [должно быть: "чегемцы" - мое прим.], уруспиевские осетины [балкарцы Восточного Приэльбрусья - мое прим.], хуламцы, безенги-осетины [балкарцы Безенгийского общества - мое прим.], карачаевцы-осетины , тагаурские осетины [иронцы самого восточного из осетинских - Тагаурского общества - мое прим.], дигорский народ и дигорцы [осетин-дигорцев он здесь не называет осетинами - мое прим.]. О наименовании осетинами иронцев и дигорцев В.А. Кузнецов сказал: " Ни один кавказский народ, кроме грузин и абхазов, не называл население Осетии овсами или осами. Поэтому современных осетин нельзя полностью отождествлять с асами, как нельзя их отождествлять с аланами... "Осы" грузинских летописей были лишь большей или меньшей частью обширного аланского племенного союза и раннефеодального государственного образования. Можно полагать, что этим этническим наименованием покрывались (в грузинских источниках) только племена центральной части Северного Кавказа " [Абхазское наименование осетин "а-уапс" есть не что иное, как абхазская фонетическая передача грузинского "овс-и" - мое прим.]. Я приводил ранее слова Н.Я. Марра: " Термин осский (осетинский) у сванов означает не иронский язык, как мы это понимаем, иранского происхождения, а карачаевский, относящийся к турецкой семье . Для иронского у сванов термин "дигорский" ... Кстати, по личному сообщению А.Г. Шанидзе, так обстоит дело и в гебском подговоре рачинского говора грузинского языка: здесь ос-и , кстати, звучащее в глольском говоре иногда, как и в древнегрузинском, - овс-и (ср. мингр.: "офс- и), означает обычно карачайца, а осури - карачайский язык, что же касается переноса и распространения этого этнического термина также и на иронов-осетин, т.е. употребление его вместо племенных названий дигор-ел-и "дигорец" и двал-и "двал", то в этом надо видеть плод влияния грузинского литературного языка или точнее грузинской речи интеллигенции".
Якоб Рейнеггс сообщает: " На Севере от города Анаклеи живет небольшое племя, называемое лази, там, где Кераунтийские горы отделяются от Гордиенских, живет в долинах главного хребта бедный немногочисленный народец, который называется аланами и которого татары называют отей или эдеки-алан ... Этот народ говорит особенным наречием кавказско-татарского языка ". Издание "О племенах Земного шара", С-Пб, 1864 г.: " Карачаевские татары или аланы живут в северных частях Кавказских Альпов, где большей частью занимаются скотоводством ". Данные из работы И. Кипшидзе "Грамматика мингрельскаго (иверскаго) языка. С хрестоматиею и словарем", изданной в Санкт-Петербурге, в Типографии Императорской Академии наук, в 1914 г. На стр. 189 – 424 этой работы приведен Мингрельско-русский словарь, в котором на стр. 193 следующий текст: " Алани: Аланами мингрельцы называют карачайских татар (карачайцев) , живущих на северном склоне главного Кавказского хребта, близ Эл...ЕщёЯкоб Рейнеггс сообщает: " На Севере от города Анаклеи живет небольшое племя, называемое лази, там, где Кераунтийские горы отделяются от Гордиенских, живет в долинах главного хребта бедный немногочисленный народец, который называется аланами и которого татары называют отей или эдеки-алан ... Этот народ говорит особенным наречием кавказско-татарского языка ". Издание "О племенах Земного шара", С-Пб, 1864 г.: " Карачаевские татары или аланы живут в северных частях Кавказских Альпов, где большей частью занимаются скотоводством ". Данные из работы И. Кипшидзе "Грамматика мингрельскаго (иверскаго) языка. С хрестоматиею и словарем", изданной в Санкт-Петербурге, в Типографии Императорской Академии наук, в 1914 г. На стр. 189 – 424 этой работы приведен Мингрельско-русский словарь, в котором на стр. 193 следующий текст: " Алани: Аланами мингрельцы называют карачайских татар (карачайцев) , живущих на северном склоне главного Кавказского хребта, близ Эльбруса, у истоков р. Кубани. Алани кочи: человек- алан, т.е. сильный, храбрый молодец ". Статья "Сванетия", 1845 г.: " Замечательно, что Сванеты соседей своих Карачаевцев иначе не называют, как Аланами. Это след для историков древняго народа – Аланов. ЛЗ. Вышеизложенныя сведения записаны мною после разговора с сыном Владетельнаго Князя Сванетии Михаила Дидишкелиани, воспитанным в С.П.б Кадетском Корпусе* и** теперь находящимся в Тифлисе в военной службе. Октября 15го дня 1845 года. " Кубанские ногайцы называют карачаевцев «къарашай». Однако ногайский фольклорист Ашим Сикалиев утверждает, что ногайцы называли карачаевцев также «асами» (А.Н.-М. Сикалиев. Ногайский героический эпос). П. Стеблинский: "...Пройдя до конца ряд подвалов, спустились на мост. - Вот мы расспросим у этого горца, где Балкария - сказал я товарищу. - Эй, алан (земляк) ! - крикнул я горцу, поворотившему было своих быков влево. Горец остановился. - Кайда малкар? - спросил я..." (Петр Стеблинский. Путешествие в Балкарию // Терские ведомости. 1897. 4 мая. №53; 7 мая. №54; 9 мая. №55). Такого материала, где присутствует обращение "Алан" очень много, поскольку слово это до сих пор очень активно употребляется. Я привел это сообщение для обозначения хотя бы примерного значения этого слова в нашем языке. Л.Г. Лопатинский "Заметки о народе адыге вообще и кабардинцах в частности": "Татарские племена в этом крае, конечно, пришельцы [здесь дается сноска на работу Вс. Миллера и Макс. Ковалевского «В горных обществах Кабарды» - мое прим.]; они вытеснили оттуда, даже из глубины горных ущелий, осетин, унаследовав от них название «аси» ( Абхазцы называют не только балкарцев, но и весь Северный Кавказ - асы ), под которым они известны у своих соседей" (СМОМПК, вып. 12, Тифлис, 1891. С. 4).
И, главное, дело в том, что "сами" осетины, которым пытаются приписать "аланство" называют "асами" своих тюркских соседей - балкарцев и карачаевцев: Н.Г. Волкова "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа: " Дигорцам, плоскостным и горным, имена Аси (Балкария) и асиаг, аессон (балкарцы) хорошо знакомы, и они вполне четко связываются ими с тюркоязычным населением, живущим за перевалом Стулиафцег. Дигорское название Карачая – Устур- Аси, т.е. «Большая Балкария» (Большая Алания?) ". В начале XIX в. известный венгерский ученый и путешественник Е. Зичи: «... Осетины называют асами тюрков в Балкарии и и карачаевцев на Малке и Кубани». («Осетины глазами русских и иностранных путешественников», Орджоникидзе, 1967, с. 283). П.К. Услар в 1881 г. отметил: " Осетины, не присваивая себе названия оссов или ассов, называют этим именем западных соседей, живущих на Кубани". В.А. Кузнецов напоминает: " Осетины называют своих западных сосе...ЕщёИ, главное, дело в том, что "сами" осетины, которым пытаются приписать "аланство" называют "асами" своих тюркских соседей - балкарцев и карачаевцев: Н.Г. Волкова "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа: " Дигорцам, плоскостным и горным, имена Аси (Балкария) и асиаг, аессон (балкарцы) хорошо знакомы, и они вполне четко связываются ими с тюркоязычным населением, живущим за перевалом Стулиафцег. Дигорское название Карачая – Устур- Аси, т.е. «Большая Балкария» (Большая Алания?) ". В начале XIX в. известный венгерский ученый и путешественник Е. Зичи: «... Осетины называют асами тюрков в Балкарии и и карачаевцев на Малке и Кубани». («Осетины глазами русских и иностранных путешественников», Орджоникидзе, 1967, с. 283). П.К. Услар в 1881 г. отметил: " Осетины, не присваивая себе названия оссов или ассов, называют этим именем западных соседей, живущих на Кубани". В.А. Кузнецов напоминает: " Осетины называют своих западных соседей, балкарцев, аси, а их страну Ассиаг ". В.И. Абаев в Историко-этимологическом словаре осетинского языка приводит следующее: " Асы (иронское) / Аси, Асси (дигорское) "Балкария", "балкарцы"; иронское "асиаг", дигорское "аессон" - "балкарец", "балкарский". (ИЭСОЯ, т. 1, с. 79) Еще следовало бы отметить один интересный момент, наличествующий в осетинском языке. Дело в том, что в осетинском есть такое слово, как " аецаегаелон ", означающее " чужой" (в т.ч. иноплеменник), "чужак", "посторонний ", в котором "аецаег" означает "истинный", "действительный", а "аелон" явно является этнонимом "алан" в осетинской передаче. Получается, "истинный алан" по-осетински - "чужак", "чужой", "иноплеменник" ...
Теперь в отношении алан и асов... Ибн Са’ид аль-Магриби (1214 – 1274?): «К востоку от него на море [стоит город] ‘Аланиййа. Он населен людьми из народа ал-’алан, которые являются христианизированными турками . Его координаты – 69 градусов долготы и 46 градусов широты. Ал-’алан – это многочисленный народ, обитающий в том районе и позади Баб ва-л-Абваб. По соседству с ними живет тюркский народ, называемый ал-ас, похожий на них по своим обычаям и вере . К востоку от [города] ’Аланиййа, в бухте на краю моря Синуба лежит город Хазариййа. По своему происхождению он связан с хазарами, которые были истреблены руссами. По имени хазар это море также называется Хазарским. Координаты города – 71 градус долготы и 45 градусов 30 минут широты. Он стоит на реке, текущей с севера и впадающей в море » Арабский географ Абульфеда (1321 г.) пишет: «К востоку от абхазов на берегу моря, есть город Алани (Мединет Аллание). Этот город так называется потому, что его населяет народ по имени Аланы. Аланы являются...ЕщёТеперь в отношении алан и асов... Ибн Са’ид аль-Магриби (1214 – 1274?): «К востоку от него на море [стоит город] ‘Аланиййа. Он населен людьми из народа ал-’алан, которые являются христианизированными турками . Его координаты – 69 градусов долготы и 46 градусов широты. Ал-’алан – это многочисленный народ, обитающий в том районе и позади Баб ва-л-Абваб. По соседству с ними живет тюркский народ, называемый ал-ас, похожий на них по своим обычаям и вере . К востоку от [города] ’Аланиййа, в бухте на краю моря Синуба лежит город Хазариййа. По своему происхождению он связан с хазарами, которые были истреблены руссами. По имени хазар это море также называется Хазарским. Координаты города – 71 градус долготы и 45 градусов 30 минут широты. Он стоит на реке, текущей с севера и впадающей в море » Арабский географ Абульфеда (1321 г.) пишет: «К востоку от абхазов на берегу моря, есть город Алани (Мединет Аллание). Этот город так называется потому, что его населяет народ по имени Аланы. Аланы являются тюрками , которые приняли христианство… Рядом с ними живет народ тюркской расы Ассы . Этот народ имеет то же происхождение, ту же религию, что и аланы». Ибн-Халдун приводит список тюркских народов. Он отмечает: «Мы перечислили их ( тюрок ) в начале книги, (это) токуз-огузы, а они татары, хитаи, находившиеся на земле Тамгач, карлуки, гузы, халаджи, гуры, хазары, кыпчаки, говорят хифшах, иймеки, алланы , ширкеши (тюргеши) и азкиши ». На памятнике кагану Тоньюкуку (7 век) выбиты такие слова: «Ёзюм аз йирим, аны бил » («Моя родная земля – Аз, знай ее»).
Одно из трех подразделений волжских болгар 10 в. по Ибн- Дасту именовались «эсегел» («асский народ») . Событие отраженное в Ипатьевской, Воскресенской, Троицкой и др. русских летописях, которые сообщают, что в 1116 г. «князь Ярополк Владимирович ходи на половецкую землю к реце Дон и ту взя полон землю, грады Суров, Шарукан и Балин… и приведя с собой ясы и жену полоня Ясыню красна вельми ». Византийский автор 13 века Георгий Пахимер сообщает: «Аланы и акасы живут в высоких горах недалеко от черкесов и продолжают борьбу с татарами. По религии они были христианами » ( Ак ас – «белый ас» ). Плано Карпини (13 в.) приводит название племени Тоас (тау ас – «горный ас») . В древнерусском переводе (12 в.) «Иудейской войны» Иосифа Флавия сделано такое пояснение в отношении языка алан: «Язык же ясский ведом есть, яко от печенежского рода родися , живуща подле Тани и Меотского озера ». Ибн-Даст (10 в.): «Хозарская же земля — страна обширная, одною стороною прилегающая к великим горам, тем самым, в ...ЕщёОдно из трех подразделений волжских болгар 10 в. по Ибн- Дасту именовались «эсегел» («асский народ») . Событие отраженное в Ипатьевской, Воскресенской, Троицкой и др. русских летописях, которые сообщают, что в 1116 г. «князь Ярополк Владимирович ходи на половецкую землю к реце Дон и ту взя полон землю, грады Суров, Шарукан и Балин… и приведя с собой ясы и жену полоня Ясыню красна вельми ». Византийский автор 13 века Георгий Пахимер сообщает: «Аланы и акасы живут в высоких горах недалеко от черкесов и продолжают борьбу с татарами. По религии они были христианами » ( Ак ас – «белый ас» ). Плано Карпини (13 в.) приводит название племени Тоас (тау ас – «горный ас») . В древнерусском переводе (12 в.) «Иудейской войны» Иосифа Флавия сделано такое пояснение в отношении языка алан: «Язык же ясский ведом есть, яко от печенежского рода родися , живуща подле Тани и Меотского озера ». Ибн-Даст (10 в.): «Хозарская же земля — страна обширная, одною стороною прилегающая к великим горам, тем самым, в отдаленнейших окраинах которых живут Тулас и Лугар , и которые простираются до Тифлисской страны». В связи с этим сообщением В.А. Кузнецов отмечал: «Ясно, что под «великими горами» автор имеет в виду Кавказ. Привлекает внимание наименование «Тулас», имеющее разночтение «Таулас». В этом этническом наименовании мы без труда узнаем корень «таули» (тюрк. «горцы») – самоназвание современных карачаевцев и балкарцев. Это одно из древнейших упоминаний карачаевцев и балкарцев в письменных источниках. С другой стороны не менее ясно читается приставка «ас», означающая, что карачаевцы и балкарцы были покрыты этнонимом «ас» («таулас» - букв. «горцы-асы» ) . Хочу отметить, что "лугар" - это, возможно, "малкъар" (мое прим.).
В кыпчако-огузском памятнике 12 – 16 вв. «Китаб ал-Идрак- ли-лисан ал Атрак» («Книга пояснений к тюркским языкам») наряду с названиями других тюркских племен, упоминается народ "ас" . Арабский географ 12 века аль-Марвази отмечает племя Азкиши в составе карлукской конфедерации 9 племен (следует отметить, что азкиши буквально означает по-тюркски «асский человек», «асские люди»). Арабский автор аль-Хамадани (10 в.) приводит следующий список тюркских народов (в составе которых есть и «азкиш»): «Сказал он: 15 Страны тюрков — это тугузгузы, 16 их страна самая большая из тюркских, граничит она с Китаем и Тибетом, карлуки, 17 кимакй, 18 гуззы, 19 джикили, 20 печенеги, 21 базкиш, 22 азкиш , 23 кипчаки 24 и [44] кыргызы, 25 у которых есть [168б] Мускус, 26 (а также карлуки и халаджи), 27 которые находятся по эту сторону реки. 28 » Ибн-Саид аль Магриби: " Самым западным из кавказских народов был народ каса далее к востоку жили азкеши , абхазы и аланы . Все они были христианами; кро...ЕщёВ кыпчако-огузском памятнике 12 – 16 вв. «Китаб ал-Идрак- ли-лисан ал Атрак» («Книга пояснений к тюркским языкам») наряду с названиями других тюркских племен, упоминается народ "ас" . Арабский географ 12 века аль-Марвази отмечает племя Азкиши в составе карлукской конфедерации 9 племен (следует отметить, что азкиши буквально означает по-тюркски «асский человек», «асские люди»). Арабский автор аль-Хамадани (10 в.) приводит следующий список тюркских народов (в составе которых есть и «азкиш»): «Сказал он: 15 Страны тюрков — это тугузгузы, 16 их страна самая большая из тюркских, граничит она с Китаем и Тибетом, карлуки, 17 кимакй, 18 гуззы, 19 джикили, 20 печенеги, 21 базкиш, 22 азкиш , 23 кипчаки 24 и [44] кыргызы, 25 у которых есть [168б] Мускус, 26 (а также карлуки и халаджи), 27 которые находятся по эту сторону реки. 28 » Ибн-Саид аль Магриби: " Самым западным из кавказских народов был народ каса далее к востоку жили азкеши , абхазы и аланы . Все они были христианами; кроме абхазов, все считались тюрками ". Аль-Идриси (12 век): " [VI климат, 6-я секция] От устья этой реки до города Ашкисиййа 14 сто пятьдесят миль. Это красивый город из [числа] городов страны ал-Ланиййа и одна из ее пограничных областей " . Аль-Димашки (14 в.) приводит племя Аз в составе кыпчакских племен. Ибн-Хордадбех (9 – 10 в.) приводит список тюркских племен, в котором перечисляются кыпчаки с огузами, карлуками, кимаками, азкишами, тюркешами и др. Аль-Джайхани (первая половина 10 века) приводит народ «кыпчаки из племени аз». Ал-Табари (10 в.): " В 112 г. хиджры (730-731 г. от р.х.) ал- Джаррах бин Абдаллах ал-Хакакми был разгромлен и убит вторгшимися тюрками, пришедшими из страны алан , которые затем взяли Ардабиль". Гильом де Рубрук (13 в.): " ... в ней прежде пасли свои стада команы, именуемые капчат, немцы же называют их валанами, а область Валанией . Исидор же называет страну от реки Танаида до Меотидских болот и Данубия Аланией".
Еще одна фраза принадлежит Г.А. Кокиеву: " Приведенный материал достаточно ясно говорит о том, что в 18 и в начале 19 в. балкарцев и карачаевцев называли аланами" и "Изучение имеющегося в нашем распоряжении материала приводит нас к заключению, что насколько сомнительно отождествление предков осетин с аланами, настолько основательно отождествление балкарцев и карачаевцев с кавказскими аланами ".
Скифы, ныне называемые Татарами, народ кочевой и с давних времен славящийся своим воинственным характером" . В середине XVI века венецианский посол Марко Фоскарино в свое "Донесении о Московии", описывая окружающие Московию народы, отмечал: "К востоку живут Скифы, которые называются ныне Татарами; о характере их, как и всех других народов, вы узнаете ниже" . И далее: "К востоку от р. Волки тянутся обширные пустыни и равнины, населенные Скифами, т.е. Татарами и Амаксобиами (Amaxobii)" . Михалон Литвин 1550 году писал: "Хотя татары (tartari) считаются у нас варварами и дикарями, они, однако, хвалятся умеренностью жизни и древностью своего скифского племени, утверждая, что оно происходит от семени Авраама, и они никогда ни у кого не были в рабстве, хотя иногда бывали побеждены Александром, Дарием, Киром, Ксерксом и другими царями и более могущественными народам" . Посланник английском королевы Джильс Флетчер, описывая крымских татар, отмечал в ...ЕщёСкифы, ныне называемые Татарами, народ кочевой и с давних времен славящийся своим воинственным характером" . В середине XVI века венецианский посол Марко Фоскарино в свое "Донесении о Московии", описывая окружающие Московию народы, отмечал: "К востоку живут Скифы, которые называются ныне Татарами; о характере их, как и всех других народов, вы узнаете ниже" . И далее: "К востоку от р. Волки тянутся обширные пустыни и равнины, населенные Скифами, т.е. Татарами и Амаксобиами (Amaxobii)" . Михалон Литвин 1550 году писал: "Хотя татары (tartari) считаются у нас варварами и дикарями, они, однако, хвалятся умеренностью жизни и древностью своего скифского племени, утверждая, что оно происходит от семени Авраама, и они никогда ни у кого не были в рабстве, хотя иногда бывали побеждены Александром, Дарием, Киром, Ксерксом и другими царями и более могущественными народам" . Посланник английском королевы Джильс Флетчер, описывая крымских татар, отмечал в 1591 году: "Это тот же самый народ, который греки и римляни называли иногда скифами номадами, или скифами пастухами" . Французский капитан Жак Маржерет в 1607 году опубликовал книгу о Московии. Там он писал: "Словом "скифы" еще и сегодня называют татар, которые прежде были повелителями России..." . В Киевском синопсисе, впервые опубликованном в 1674 году, говорится: "Савромации, или Сармации страна есть вся в тойже Европе, третией части Света, жребия Афетова, обаче сугуба есть: едина Скифска, и деже ныне сидять Скифы или Татаре.."
В древнерусской Лаврентьевской летописи описан поход Ярополка против половцев (1116 г.): " Ярополк ходи на Половьчскую землю, к реце зовомой Дон, и ту взя полон мно, и городы взяша Половечскые Галин, Чешюев и Сугров, и приведе с собою Ясы, и жену полони собе Ясыню" (Алемань приводит следующий перевод: " Князь Ярополк Владимирович "ходил походом против земли Половецкой, к реке, называемой Дон, захватил там много пленных, и взял три половецких города: Галин, Чешуев и Сугров. Он привел с собой аланов и взял в жены пленную аланку " (Агусти Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М. 2003, с. 492).
...Когда это второе тюркское посольство прибыло к персидскому двору, король вместе с министрами и Катульфусом пришли к заключению, что было бы крайне нецелесообразным для персов входить в дружеские отношения с тюрками , поскольку во всей расе скифов нет никого которому можно было бы доверять...
...Император (Византии) когда прочел с помощью переводчиков это письмо, которое было написано по-скифски , милостиво принял это посольство, а затем задавал вопросы о правлении и стране тюрков ...
...Теперь Юстин, после того как тюрки , называвшиеся в древности сака , послали (людей) чтобы заключить с ним договор, решил тоже отправить к ним посольство...
предупредждение, вы пишете посты не несущие никакой ценной информации, и голословно обвиняете во лжи.... кто такие признанные ученые, и кто их должен признать, чтобы они и правда считались учеными?
Ну сколько сказочников.... То что скифы и сарматы были тюркоязычны, это совсем смешно, это даже смешнее, чем ингуши себя к аланам причисляют.... Ну не смешите народ, скифы и сарматы ираноиндийской, арийской языковой группы.... Честно, очень смешно..... Ни один признанный ученый даже не предположил, что скифов и сарматов что то связывало с тюркиш......
а этот пост либо ложь, лицо лицемерие, или гоупость, выбирайте сами...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 28
Г.А. Кокиевым:
"Изучение имеющегося в нашем распоряжении отрывочного
материала приводит нас к выводу о несомненной этнической связи
балкаро-карачаевцев с одной из ветвей аланского объединения
племен и о том, что последними носителями термина «алан» в
качестве этнического названия были балкарцы и карачаевцы, на
языке которых этот термин в значении «друг» и «товарищ»
сохранился и по сей день. [Следует, однако, пояснить, что всегда
дается несколько неверный перевод карачаево-балкарскому
"алан". Это не "друг" или "товарищ", это просто обращение к
соплеменнику вне зависимости от пола и возраста. Больше,
наверное, соответствует: "человек", "земляк", "соплеменник",
советское обращение - "товарищ!", но, опять же, и это тоже совсем
не точно... - мое прим.].
В «Кратком описании Абхазии», принадлежащем неизвестному
автору, писавшему в начале 19 в., говорится, что «от ...ЕщёСначала материал, приведенный осетинским исследователем
Г.А. Кокиевым:
"Изучение имеющегося в нашем распоряжении отрывочного
материала приводит нас к выводу о несомненной этнической связи
балкаро-карачаевцев с одной из ветвей аланского объединения
племен и о том, что последними носителями термина «алан» в
качестве этнического названия были балкарцы и карачаевцы, на
языке которых этот термин в значении «друг» и «товарищ»
сохранился и по сей день. [Следует, однако, пояснить, что всегда
дается несколько неверный перевод карачаево-балкарскому
"алан". Это не "друг" или "товарищ", это просто обращение к
соплеменнику вне зависимости от пола и возраста. Больше,
наверное, соответствует: "человек", "земляк", "соплеменник",
советское обращение - "товарищ!", но, опять же, и это тоже совсем
не точно... - мое прим.].
В «Кратком описании Абхазии», принадлежащем неизвестному
автору, писавшему в начале 19 в., говорится, что «от Сухума
имеется дорожка через нижние горы в Цебели и к
аланам» (Военно-исторический архив Главного штаба, д. 18482, л.
4). В этой краткой выдержке заслуживает серьезного внимания
географическое положение алан в начале 19 в. Сухум, как
известно, - портовый город, столица нынешней Абхазии. К северу
от Сухума, по правому берегу реки Кодор, в смежности с Абхазией
лежит Цебельда, в документе называемая Цебели, а в смежности с
Цебельдой к северу у верховья Кубани сплошной массой живут
балкарцы и карачаевцы, называемые в документе аланами.
В этой связи небезынтересно примечание Гербера к «Географии
Российской 10 в.», составленной профессором Байером, в котором
Гербер говорит, что «от аланов есть также остаток, они живут
подле авгазов, в ближайших городах к северо-востоку» (Бергер И.С.
Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие. СПб.,
1760. Книга за октябрь. С. 320). Если посмотреть на карту Кавказа,
нетрудно заметить, что ближайшими и непосредственными
соседями авгазов, или абхазов, живущие в горах к северо-востоку,
действительно являются балкарцы и карачаевцы, современное
географическое положение которых совершенно точно совпадает с
территорией алан, о которых идет речь у Гербера.
«Генеральной карты грузинских царств – Кахетии, Карталинии и
смежных земель», обнаруженной нами в Московском военно-
историческом архиве (ЦВИА. Фонд Военного министерства,
департамент Генерального штаба, д. № 20493).
Карта принадлежит неведомому автору, но известно, что она
составлена при департаменте Генерального штаба, где
пользовались ею при завоевании Кавказа. Последнее
обстоятельство до какой-то степени гарантирует относительную
точность карты. Составлена она в конце 18 в. Составитель карты в
основном правильно ориентировался в кавказской геоэтнической
среде. На карте все горские племена Северного Кавказа помещены
в тех местах, где они живут и до сих пор. Но на ней нет ни
балкарцев, ни карачаевцев. На территории, которую они занимают
в настоящее время, вместо балкарцев и карачаевцев нанесены
аланы". (Г.А. Кокиев. К вопросу о происхождении и времени
расселения балкарцев и карачаевцев на нынешней
территории // История Каб...ЕщёНе лишним считаю, наконец, привести данные из рукописной
«Генеральной карты грузинских царств – Кахетии, Карталинии и
смежных земель», обнаруженной нами в Московском военно-
историческом архиве (ЦВИА. Фонд Военного министерства,
департамент Генерального штаба, д. № 20493).
Карта принадлежит неведомому автору, но известно, что она
составлена при департаменте Генерального штаба, где
пользовались ею при завоевании Кавказа. Последнее
обстоятельство до какой-то степени гарантирует относительную
точность карты. Составлена она в конце 18 в. Составитель карты в
основном правильно ориентировался в кавказской геоэтнической
среде. На карте все горские племена Северного Кавказа помещены
в тех местах, где они живут и до сих пор. Но на ней нет ни
балкарцев, ни карачаевцев. На территории, которую они занимают
в настоящее время, вместо балкарцев и карачаевцев нанесены
аланы". (Г.А. Кокиев. К вопросу о происхождении и времени
расселения балкарцев и карачаевцев на нынешней
территории // История Кабардино-Балкарии в трудах Г.А.
Кокиева (Сборник статей и документов). – Нальчик: «Эль-Фа»,
2005. С. 221).
карт Алании, Кахетии и смежных земель", составленной не
позднее 1784 г., названы все горские общества Осетии, Чечни,
Ингушетии, Сванетии. Названы Куртатинское, Алагинское,
Дигорское, Кобанское ущелья нынешней Осетии, нанесены
реки нынешней Осетии - Гизельдон, Ардон, Урух и прочие. Но
аланы нанесены не там, а к западу от сванов, в горах между
Кубанью и Лабой, т.е. приблизительно в тех же местах, где
сейчас проживают карачаевцы, далее за ними расположены
зихи (адыги).
В газете "Кавказ" от 5 декабря 1853 г. № 90 в статье
"Турецкое племя" написано буквально следующее: "Басияне в
долинах Северного Кавказа у Эльбруса, они называются также
карачай-турками и аланами " .
В той же газете "Кавказ" от 2 ноября 1846 г. № 46 сообщается:
"Кавказский хребет, прорезывая пространство между Черным и
Каспийским морями в направлении от северо-запада к юго-
востоку, образует при горе Эльбрусе угол,...ЕщёВ названной выше "Генеральной карте Грузинских царств -
карт Алании, Кахетии и смежных земель", составленной не
позднее 1784 г., названы все горские общества Осетии, Чечни,
Ингушетии, Сванетии. Названы Куртатинское, Алагинское,
Дигорское, Кобанское ущелья нынешней Осетии, нанесены
реки нынешней Осетии - Гизельдон, Ардон, Урух и прочие. Но
аланы нанесены не там, а к западу от сванов, в горах между
Кубанью и Лабой, т.е. приблизительно в тех же местах, где
сейчас проживают карачаевцы, далее за ними расположены
зихи (адыги).
В газете "Кавказ" от 5 декабря 1853 г. № 90 в статье
"Турецкое племя" написано буквально следующее: "Басияне в
долинах Северного Кавказа у Эльбруса, они называются также
карачай-турками и аланами " .
В той же газете "Кавказ" от 2 ноября 1846 г. № 46 сообщается:
"Кавказский хребет, прорезывая пространство между Черным и
Каспийским морями в направлении от северо-запада к юго-
востоку, образует при горе Эльбрусе угол, вьющийся в сторону р.
Кубани. Один бок его, идущий к востоку, составляющий Кавказский
снеговой хребет, прилегает к высокой горе Пазис, и та
разграничивает с севера и востока земли сванетов от алан или
карачаевцев, кабардинцев и осетин" . Осетинами здесь, судя по
всему, названы балкарцы, а не дигорцы или иронцы,
поскольку Верхняя Сванети (долина р. Ингури), пролегающая
вдоль Главного Кавказского хребта, с осетинами не граничит.
Ну а кто такие аланы, думаю, и так ясно из этого текста!
А. Катчиев
первой половине 19 века, называл карачаевцев и балкарцев
осетинами: " Балкарцы [собственно "балкарцы" или "малкарцы"
- это только самая восточная группа балкарцев - жители
Малкарского общества в долине р. Черек Балкарский],
чеченцы [должно быть: "чегемцы" - мое прим.], уруспиевские
осетины [балкарцы Восточного Приэльбрусья - мое прим.],
хуламцы, безенги-осетины [балкарцы Безенгийского общества -
мое прим.], карачаевцы-осетины , тагаурские осетины [иронцы
самого восточного из осетинских - Тагаурского общества - мое
прим.], дигорский народ и дигорцы [осетин-дигорцев он здесь не
называет осетинами - мое прим.].
О наименовании осетинами иронцев и дигорцев В.А. Кузнецов
сказал: " Ни один кавказский народ, кроме грузин и абхазов, не
называл население Осетии овсами или осами. Поэтому
современных осетин нельзя полностью отождествлять с асами, как
нельзя их отождествлять с аланами... "Осы" г...ЕщёПервый кабардинский просветитель Шора Ногмов, живший в
первой половине 19 века, называл карачаевцев и балкарцев
осетинами: " Балкарцы [собственно "балкарцы" или "малкарцы"
- это только самая восточная группа балкарцев - жители
Малкарского общества в долине р. Черек Балкарский],
чеченцы [должно быть: "чегемцы" - мое прим.], уруспиевские
осетины [балкарцы Восточного Приэльбрусья - мое прим.],
хуламцы, безенги-осетины [балкарцы Безенгийского общества -
мое прим.], карачаевцы-осетины , тагаурские осетины [иронцы
самого восточного из осетинских - Тагаурского общества - мое
прим.], дигорский народ и дигорцы [осетин-дигорцев он здесь не
называет осетинами - мое прим.].
О наименовании осетинами иронцев и дигорцев В.А. Кузнецов
сказал: " Ни один кавказский народ, кроме грузин и абхазов, не
называл население Осетии овсами или осами. Поэтому
современных осетин нельзя полностью отождествлять с асами, как
нельзя их отождествлять с аланами... "Осы" грузинских летописей
были лишь большей или меньшей частью обширного аланского
племенного союза и раннефеодального государственного
образования. Можно полагать, что этим этническим
наименованием покрывались (в грузинских источниках) только
племена центральной части Северного Кавказа " [Абхазское
наименование осетин "а-уапс" есть не что иное, как абхазская
фонетическая передача грузинского "овс-и" - мое прим.].
Я приводил ранее слова Н.Я. Марра: " Термин осский
(осетинский) у сванов означает не иронский язык, как мы это
понимаем, иранского происхождения, а карачаевский,
относящийся к турецкой семье . Для иронского у сванов термин
"дигорский" ... Кстати, по личному сообщению А.Г. Шанидзе, так
обстоит дело и в гебском подговоре рачинского говора
грузинского языка: здесь ос-и , кстати, звучащее в глольском
говоре иногда, как и в древнегрузинском, - овс-и (ср. мингр.: "офс-
и), означает обычно карачайца, а осури - карачайский язык, что же
касается переноса и распространения этого этнического термина
также и на иронов-осетин, т.е. употребление его вместо
племенных названий дигор-ел-и "дигорец" и двал-и "двал", то в
этом надо видеть плод влияния грузинского литературного языка
или точнее грузинской речи интеллигенции".
А. Катчиев
небольшое племя, называемое лази, там, где Кераунтийские горы
отделяются от Гордиенских, живет в долинах главного хребта
бедный немногочисленный народец, который называется аланами
и которого татары называют отей или эдеки-алан ... Этот народ
говорит особенным наречием кавказско-татарского языка ".
Издание "О племенах Земного шара", С-Пб, 1864 г.:
" Карачаевские татары или аланы живут в северных частях
Кавказских Альпов, где большей частью занимаются
скотоводством ".
Данные из работы И. Кипшидзе "Грамматика мингрельскаго
(иверскаго) языка. С хрестоматиею и словарем", изданной в
Санкт-Петербурге, в Типографии Императорской Академии
наук, в 1914 г. На стр. 189 – 424 этой работы приведен
Мингрельско-русский словарь, в котором на стр. 193
следующий текст:
" Алани: Аланами мингрельцы называют карачайских татар
(карачайцев) , живущих на северном склоне главного Кавказского
хребта, близ Эл...ЕщёЯкоб Рейнеггс сообщает: " На Севере от города Анаклеи живет
небольшое племя, называемое лази, там, где Кераунтийские горы
отделяются от Гордиенских, живет в долинах главного хребта
бедный немногочисленный народец, который называется аланами
и которого татары называют отей или эдеки-алан ... Этот народ
говорит особенным наречием кавказско-татарского языка ".
Издание "О племенах Земного шара", С-Пб, 1864 г.:
" Карачаевские татары или аланы живут в северных частях
Кавказских Альпов, где большей частью занимаются
скотоводством ".
Данные из работы И. Кипшидзе "Грамматика мингрельскаго
(иверскаго) языка. С хрестоматиею и словарем", изданной в
Санкт-Петербурге, в Типографии Императорской Академии
наук, в 1914 г. На стр. 189 – 424 этой работы приведен
Мингрельско-русский словарь, в котором на стр. 193
следующий текст:
" Алани: Аланами мингрельцы называют карачайских татар
(карачайцев) , живущих на северном склоне главного Кавказского
хребта, близ Эльбруса, у истоков р. Кубани. Алани кочи: человек-
алан, т.е. сильный, храбрый молодец ".
Статья "Сванетия", 1845 г.:
" Замечательно, что Сванеты соседей своих Карачаевцев иначе не
называют, как Аланами. Это след для историков древняго народа
– Аланов.
ЛЗ. Вышеизложенныя сведения записаны мною после разговора с
сыном Владетельнаго Князя Сванетии Михаила Дидишкелиани,
воспитанным в С.П.б Кадетском Корпусе* и** теперь находящимся
в Тифлисе в военной службе. Октября 15го дня 1845 года. "
Кубанские ногайцы называют карачаевцев «къарашай».
Однако ногайский фольклорист Ашим Сикалиев утверждает,
что ногайцы называли карачаевцев также «асами» (А.Н.-М.
Сикалиев. Ногайский героический эпос).
П. Стеблинский: "...Пройдя до конца ряд подвалов, спустились
на мост.
- Вот мы расспросим у этого горца, где Балкария - сказал я
товарищу.
- Эй, алан (земляк) ! - крикнул я горцу, поворотившему было
своих быков влево. Горец остановился.
- Кайда малкар? - спросил я..."
(Петр Стеблинский. Путешествие в Балкарию // Терские
ведомости. 1897. 4 мая. №53; 7 мая. №54; 9 мая. №55).
Такого материала, где присутствует обращение "Алан" очень
много, поскольку слово это до сих пор очень активно
употребляется. Я привел это сообщение для обозначения хотя
бы примерного значения этого слова в нашем языке.
Л.Г. Лопатинский "Заметки о народе адыге вообще и
кабардинцах в частности":
"Татарские племена в этом крае, конечно, пришельцы [здесь
дается сноска на работу Вс. Миллера и Макс. Ковалевского «В
горных обществах Кабарды» - мое прим.]; они вытеснили
оттуда, даже из глубины горных ущелий, осетин, унаследовав
от них название «аси» ( Абхазцы называют не только
балкарцев, но и весь Северный Кавказ - асы ), под которым
они известны у своих соседей" (СМОМПК, вып. 12, Тифлис,
1891. С. 4).
приписать "аланство" называют "асами" своих тюркских
соседей - балкарцев и карачаевцев:
Н.Г. Волкова "Этнонимы и племенные названия Северного
Кавказа:
" Дигорцам, плоскостным и горным, имена Аси (Балкария) и
асиаг, аессон (балкарцы) хорошо знакомы, и они вполне четко
связываются ими с тюркоязычным населением, живущим за
перевалом Стулиафцег. Дигорское название Карачая – Устур-
Аси, т.е. «Большая Балкария» (Большая Алания?) ".
В начале XIX в. известный венгерский ученый и
путешественник Е. Зичи: «... Осетины называют асами тюрков
в Балкарии и и карачаевцев на Малке и Кубани». («Осетины
глазами русских и иностранных путешественников»,
Орджоникидзе, 1967, с. 283).
П.К. Услар в 1881 г. отметил: " Осетины, не присваивая себе
названия оссов или ассов, называют этим именем западных
соседей, живущих на Кубани".
В.А. Кузнецов напоминает: " Осетины называют своих
западных сосе...ЕщёИ, главное, дело в том, что "сами" осетины, которым пытаются
приписать "аланство" называют "асами" своих тюркских
соседей - балкарцев и карачаевцев:
Н.Г. Волкова "Этнонимы и племенные названия Северного
Кавказа:
" Дигорцам, плоскостным и горным, имена Аси (Балкария) и
асиаг, аессон (балкарцы) хорошо знакомы, и они вполне четко
связываются ими с тюркоязычным населением, живущим за
перевалом Стулиафцег. Дигорское название Карачая – Устур-
Аси, т.е. «Большая Балкария» (Большая Алания?) ".
В начале XIX в. известный венгерский ученый и
путешественник Е. Зичи: «... Осетины называют асами тюрков
в Балкарии и и карачаевцев на Малке и Кубани». («Осетины
глазами русских и иностранных путешественников»,
Орджоникидзе, 1967, с. 283).
П.К. Услар в 1881 г. отметил: " Осетины, не присваивая себе
названия оссов или ассов, называют этим именем западных
соседей, живущих на Кубани".
В.А. Кузнецов напоминает: " Осетины называют своих
западных соседей, балкарцев, аси, а их страну Ассиаг ".
В.И. Абаев в Историко-этимологическом словаре осетинского
языка приводит следующее:
" Асы (иронское) / Аси, Асси (дигорское) "Балкария",
"балкарцы"; иронское "асиаг", дигорское "аессон" - "балкарец",
"балкарский". (ИЭСОЯ, т. 1, с. 79)
Еще следовало бы отметить один интересный момент,
наличествующий в осетинском языке. Дело в том, что в
осетинском есть такое слово, как " аецаегаелон ", означающее
" чужой" (в т.ч. иноплеменник), "чужак", "посторонний ", в
котором "аецаег" означает "истинный", "действительный", а
"аелон" явно является этнонимом "алан" в осетинской
передаче. Получается, "истинный алан" по-осетински - "чужак",
"чужой", "иноплеменник" ...
Ибн Са’ид аль-Магриби (1214 – 1274?):
«К востоку от него на море [стоит город] ‘Аланиййа. Он населен
людьми из народа ал-’алан, которые являются
христианизированными турками . Его координаты – 69 градусов
долготы и 46 градусов широты. Ал-’алан – это многочисленный
народ, обитающий в том районе и позади Баб ва-л-Абваб. По
соседству с ними живет тюркский народ, называемый ал-ас,
похожий на них по своим обычаям и вере . К востоку от [города]
’Аланиййа, в бухте на краю моря Синуба лежит город Хазариййа. По
своему происхождению он связан с хазарами, которые были
истреблены руссами. По имени хазар это море также называется
Хазарским. Координаты города – 71 градус долготы и 45 градусов
30 минут широты. Он стоит на реке, текущей с севера и впадающей
в море »
Арабский географ Абульфеда (1321 г.) пишет: «К востоку от
абхазов на берегу моря, есть город Алани (Мединет Аллание). Этот
город так называется потому, что его населяет народ по имени
Аланы. Аланы являются...ЕщёТеперь в отношении алан и асов...
Ибн Са’ид аль-Магриби (1214 – 1274?):
«К востоку от него на море [стоит город] ‘Аланиййа. Он населен
людьми из народа ал-’алан, которые являются
христианизированными турками . Его координаты – 69 градусов
долготы и 46 градусов широты. Ал-’алан – это многочисленный
народ, обитающий в том районе и позади Баб ва-л-Абваб. По
соседству с ними живет тюркский народ, называемый ал-ас,
похожий на них по своим обычаям и вере . К востоку от [города]
’Аланиййа, в бухте на краю моря Синуба лежит город Хазариййа. По
своему происхождению он связан с хазарами, которые были
истреблены руссами. По имени хазар это море также называется
Хазарским. Координаты города – 71 градус долготы и 45 градусов
30 минут широты. Он стоит на реке, текущей с севера и впадающей
в море »
Арабский географ Абульфеда (1321 г.) пишет: «К востоку от
абхазов на берегу моря, есть город Алани (Мединет Аллание). Этот
город так называется потому, что его населяет народ по имени
Аланы. Аланы являются тюрками , которые приняли христианство…
Рядом с ними живет народ тюркской расы Ассы . Этот народ имеет
то же происхождение, ту же религию, что и аланы».
Ибн-Халдун приводит список тюркских народов. Он отмечает:
«Мы перечислили их ( тюрок ) в начале книги, (это) токуз-огузы, а
они татары, хитаи, находившиеся на земле Тамгач, карлуки, гузы,
халаджи, гуры, хазары, кыпчаки, говорят хифшах, иймеки, алланы ,
ширкеши (тюргеши) и азкиши ».
На памятнике кагану Тоньюкуку (7 век) выбиты такие слова:
«Ёзюм аз йирим, аны бил » («Моя родная земля – Аз, знай ее»).
Дасту именовались «эсегел» («асский народ») .
Событие отраженное в Ипатьевской, Воскресенской, Троицкой
и др. русских летописях, которые сообщают, что в 1116 г.
«князь Ярополк Владимирович ходи на половецкую землю к реце
Дон и ту взя полон землю, грады Суров, Шарукан и Балин… и
приведя с собой ясы и жену полоня Ясыню красна вельми ».
Византийский автор 13 века Георгий Пахимер сообщает:
«Аланы и акасы живут в высоких горах недалеко от черкесов и
продолжают борьбу с татарами. По религии они были
христианами » ( Ак ас – «белый ас» ).
Плано Карпини (13 в.) приводит название племени Тоас (тау
ас – «горный ас») .
В древнерусском переводе (12 в.) «Иудейской войны» Иосифа
Флавия сделано такое пояснение в отношении языка алан:
«Язык же ясский ведом есть, яко от печенежского рода родися ,
живуща подле Тани и Меотского озера ».
Ибн-Даст (10 в.): «Хозарская же земля — страна обширная,
одною стороною прилегающая к великим горам, тем самым, в
...ЕщёОдно из трех подразделений волжских болгар 10 в. по Ибн-
Дасту именовались «эсегел» («асский народ») .
Событие отраженное в Ипатьевской, Воскресенской, Троицкой
и др. русских летописях, которые сообщают, что в 1116 г.
«князь Ярополк Владимирович ходи на половецкую землю к реце
Дон и ту взя полон землю, грады Суров, Шарукан и Балин… и
приведя с собой ясы и жену полоня Ясыню красна вельми ».
Византийский автор 13 века Георгий Пахимер сообщает:
«Аланы и акасы живут в высоких горах недалеко от черкесов и
продолжают борьбу с татарами. По религии они были
христианами » ( Ак ас – «белый ас» ).
Плано Карпини (13 в.) приводит название племени Тоас (тау
ас – «горный ас») .
В древнерусском переводе (12 в.) «Иудейской войны» Иосифа
Флавия сделано такое пояснение в отношении языка алан:
«Язык же ясский ведом есть, яко от печенежского рода родися ,
живуща подле Тани и Меотского озера ».
Ибн-Даст (10 в.): «Хозарская же земля — страна обширная,
одною стороною прилегающая к великим горам, тем самым, в
отдаленнейших окраинах которых живут Тулас и Лугар , и
которые простираются до Тифлисской страны». В связи с
этим сообщением В.А. Кузнецов отмечал: «Ясно, что под
«великими горами» автор имеет в виду Кавказ. Привлекает
внимание наименование «Тулас», имеющее разночтение «Таулас».
В этом этническом наименовании мы без труда узнаем корень
«таули» (тюрк. «горцы») – самоназвание современных карачаевцев
и балкарцев. Это одно из древнейших упоминаний карачаевцев и
балкарцев в письменных источниках. С другой стороны не менее
ясно читается приставка «ас», означающая, что карачаевцы и
балкарцы были покрыты этнонимом «ас» («таулас» - букв.
«горцы-асы» ) . Хочу отметить, что "лугар" - это, возможно,
"малкъар" (мое прим.).
А. Катчиев
ли-лисан ал Атрак» («Книга пояснений к тюркским языкам»)
наряду с названиями других тюркских племен, упоминается
народ "ас" .
Арабский географ 12 века аль-Марвази отмечает племя
Азкиши в составе карлукской конфедерации 9 племен (следует
отметить, что азкиши буквально означает по-тюркски «асский
человек», «асские люди»).
Арабский автор аль-Хамадани (10 в.) приводит следующий
список тюркских народов (в составе которых есть и «азкиш»):
«Сказал он: 15 Страны тюрков — это тугузгузы, 16 их страна самая
большая из тюркских, граничит она с Китаем и Тибетом, карлуки, 17
кимакй, 18 гуззы, 19 джикили, 20 печенеги, 21 базкиш, 22 азкиш ,
23 кипчаки 24 и [44] кыргызы, 25 у которых есть [168б] Мускус, 26
(а также карлуки и халаджи), 27 которые находятся по эту сторону
реки. 28 »
Ибн-Саид аль Магриби: " Самым западным из кавказских народов
был народ каса далее к востоку жили азкеши , абхазы и аланы . Все
они были христианами; кро...ЕщёВ кыпчако-огузском памятнике 12 – 16 вв. «Китаб ал-Идрак-
ли-лисан ал Атрак» («Книга пояснений к тюркским языкам»)
наряду с названиями других тюркских племен, упоминается
народ "ас" .
Арабский географ 12 века аль-Марвази отмечает племя
Азкиши в составе карлукской конфедерации 9 племен (следует
отметить, что азкиши буквально означает по-тюркски «асский
человек», «асские люди»).
Арабский автор аль-Хамадани (10 в.) приводит следующий
список тюркских народов (в составе которых есть и «азкиш»):
«Сказал он: 15 Страны тюрков — это тугузгузы, 16 их страна самая
большая из тюркских, граничит она с Китаем и Тибетом, карлуки, 17
кимакй, 18 гуззы, 19 джикили, 20 печенеги, 21 базкиш, 22 азкиш ,
23 кипчаки 24 и [44] кыргызы, 25 у которых есть [168б] Мускус, 26
(а также карлуки и халаджи), 27 которые находятся по эту сторону
реки. 28 »
Ибн-Саид аль Магриби: " Самым западным из кавказских народов
был народ каса далее к востоку жили азкеши , абхазы и аланы . Все
они были христианами; кроме абхазов, все считались тюрками ".
Аль-Идриси (12 век):
" [VI климат, 6-я секция]
От устья этой реки до города Ашкисиййа 14 сто пятьдесят миль.
Это красивый город из [числа] городов страны ал-Ланиййа и одна
из ее пограничных областей " .
Аль-Димашки (14 в.) приводит племя Аз в составе кыпчакских
племен.
Ибн-Хордадбех (9 – 10 в.) приводит список тюркских племен, в
котором перечисляются кыпчаки с огузами, карлуками,
кимаками, азкишами, тюркешами и др.
Аль-Джайхани (первая половина 10 века) приводит народ
«кыпчаки из племени аз».
Ал-Табари (10 в.): " В 112 г. хиджры (730-731 г. от р.х.) ал-
Джаррах бин Абдаллах ал-Хакакми был разгромлен и убит
вторгшимися тюрками, пришедшими из страны алан , которые
затем взяли Ардабиль".
Гильом де Рубрук (13 в.): " ... в ней прежде пасли свои стада
команы, именуемые капчат, немцы же называют их валанами, а
область Валанией . Исидор же называет страну от реки Танаида до
Меотидских болот и Данубия Аланией".
материал достаточно ясно говорит о том, что в 18 и в начале 19 в.
балкарцев и карачаевцев называли аланами" и "Изучение
имеющегося в нашем распоряжении материала приводит нас к
заключению, что насколько сомнительно отождествление предков
осетин с аланами, настолько основательно отождествление
балкарцев и карачаевцев с кавказскими аланами ".
ныне называемые Татарами, народ кочевой и с давних времен
славящийся своим воинственным характером" .
В середине XVI века венецианский посол Марко Фоскарино в
свое "Донесении о Московии", описывая окружающие
Московию народы, отмечал: "К востоку живут Скифы, которые
называются ныне Татарами; о характере их, как и всех других
народов, вы узнаете ниже" .
И далее: "К востоку от р. Волки тянутся обширные пустыни и
равнины, населенные Скифами, т.е. Татарами и Амаксобиами
(Amaxobii)" .
Михалон Литвин 1550 году писал: "Хотя татары (tartari)
считаются у нас варварами и дикарями, они, однако, хвалятся
умеренностью жизни и древностью своего скифского племени,
утверждая, что оно происходит от семени Авраама, и они никогда
ни у кого не были в рабстве, хотя иногда бывали побеждены
Александром, Дарием, Киром, Ксерксом и другими царями и более
могущественными народам" .
Посланник английском королевы Джильс Флетчер, описывая
крымских татар, отмечал в ...ЕщёСкифы,
ныне называемые Татарами, народ кочевой и с давних времен
славящийся своим воинственным характером" .
В середине XVI века венецианский посол Марко Фоскарино в
свое "Донесении о Московии", описывая окружающие
Московию народы, отмечал: "К востоку живут Скифы, которые
называются ныне Татарами; о характере их, как и всех других
народов, вы узнаете ниже" .
И далее: "К востоку от р. Волки тянутся обширные пустыни и
равнины, населенные Скифами, т.е. Татарами и Амаксобиами
(Amaxobii)" .
Михалон Литвин 1550 году писал: "Хотя татары (tartari)
считаются у нас варварами и дикарями, они, однако, хвалятся
умеренностью жизни и древностью своего скифского племени,
утверждая, что оно происходит от семени Авраама, и они никогда
ни у кого не были в рабстве, хотя иногда бывали побеждены
Александром, Дарием, Киром, Ксерксом и другими царями и более
могущественными народам" .
Посланник английском королевы Джильс Флетчер, описывая
крымских татар, отмечал в 1591 году: "Это тот же самый народ,
который греки и римляни называли иногда скифами номадами,
или скифами пастухами" .
Французский капитан Жак Маржерет в 1607 году опубликовал
книгу о Московии. Там он писал: "Словом "скифы" еще и
сегодня называют татар, которые прежде были повелителями
России..." .
В Киевском синопсисе, впервые опубликованном в 1674 году,
говорится: "Савромации, или Сармации страна есть вся в тойже
Европе, третией части Света, жребия Афетова, обаче сугуба есть:
едина Скифска, и деже ныне сидять Скифы или Татаре.."
Ярополка против половцев (1116 г.):
" Ярополк ходи на Половьчскую землю, к реце зовомой Дон, и ту
взя полон мно, и городы взяша Половечскые Галин, Чешюев и
Сугров, и приведе с собою Ясы, и жену полони собе
Ясыню" (Алемань приводит следующий перевод: " Князь
Ярополк Владимирович "ходил походом против земли Половецкой,
к реке, называемой Дон, захватил там много пленных, и взял три
половецких города: Галин, Чешуев и Сугров. Он привел с собой
аланов и взял в жены пленную аланку "
в древних и средневековых письменных источниках. М. 2003,
с. 492).
персидскому двору, король вместе с министрами и
Катульфусом пришли к заключению, что было бы крайне
нецелесообразным для персов входить в дружеские
отношения с тюрками , поскольку во всей расе скифов нет
никого которому можно было бы доверять...
переводчиков это письмо, которое было написано по-скифски ,
милостиво принял это посольство, а затем задавал вопросы о
правлении и стране тюрков ...
древности сака , послали (людей) чтобы заключить с ним
договор, решил тоже отправить к ним посольство...
кто такие признанные ученые, и кто их должен признать, чтобы они и правда считались учеными?
а ты какой народ подразумеваешь под слабым?
вполне "в духе ислама"
а этот пост либо ложь, лицо лицемерие, или гоупость, выбирайте сами...