Факты, обнаруживающиеся в связи с рассмотрением вопроса происхождения и распространения этнонимов ас и алан, никакой почвы для позиции сторонников ираноязычия не оставляют. Как не старались бы иранисты, но за 100-150 лет каких-то объяснений, заслуживающих серьёзного восприятия, по поводу происхождения этих этнонимов на основе иранских языков они не смогли представить. Сбором, представленных ниже данных из разных источников и приведением их в рамки компактного текста, мы обязаны Закиеву М., Байрамкулову А. и Салпагарову А. Этнонимы «ас» и «алан» у иранских народов не зафиксированы и не бытуют, кроме названия карачаево- балкарцев в устах осетин термином ассон (ас), и названия одного рода алан у курдов. (Известно, что тюрки приняли участие в этногенезе многих народов. Вероятно, что какое-то количество аланов приняло участие в формировании одного рода курдов: это предположение тем более верно, что в курдском языке полно тюркских заимствований). В тоже время этнонимы ас и алан существовали ...ЕщёФакты, обнаруживающиеся в связи с рассмотрением вопроса происхождения и распространения этнонимов ас и алан, никакой почвы для позиции сторонников ираноязычия не оставляют. Как не старались бы иранисты, но за 100-150 лет каких-то объяснений, заслуживающих серьёзного восприятия, по поводу происхождения этих этнонимов на основе иранских языков они не смогли представить. Сбором, представленных ниже данных из разных источников и приведением их в рамки компактного текста, мы обязаны Закиеву М., Байрамкулову А. и Салпагарову А. Этнонимы «ас» и «алан» у иранских народов не зафиксированы и не бытуют, кроме названия карачаево- балкарцев в устах осетин термином ассон (ас), и названия одного рода алан у курдов. (Известно, что тюрки приняли участие в этногенезе многих народов. Вероятно, что какое-то количество аланов приняло участие в формировании одного рода курдов: это предположение тем более верно, что в курдском языке полно тюркских заимствований). В тоже время этнонимы ас и алан существовали и сейчас имеются у многих тюркских народов. Карачаевцы и балкарцы, единый этноним – аланы. Название карачаево-балкарцев в устах соседей на Кавказе: мингрелы называют – алани, горно- грузинские народы – овс (Марр Н.Я., Волкова Н.Г., Шанидзе А.Г.), осетины называют – асон (ас).
Алтайские рода - Дьети ас, Байлаг ас, Тёрт ас; казахское племя - ас; киргизское племя - ас; чагатайское племя – ас; ногайские рода - Тарту уллу ас, Дер гулли ас, Шомишли ас; башкирский род – ас; этноним ас, приведенный Будаговым в кипчакско-огузском памятнике ХII-ХVI вв., в «Книге пояснений к тюркским языкам» - среди названий тюркских племен приведен этноним ас. Казахское племя – Элан; туркменское племя – Алан; часть крымских татар называют друг друга Олян. К этому списку также можно добавить следующие тюркские народы с этнонимом ас (Энциклопедия народов России, г. Москва, 1994г): суy-ас, т.е. водные асы - самоназвание чувашей. Тёлес (руссификация от тюркского таулу ас – горный ас) - племя в составе южных алтайцев. Караг-ас (черный ас) старое название микро-тюркского народа Южной Сибири. Чыстанг-ас - таёжные асы, этническая группа в составе хакасов (сам этнотермин хакас происходит от имени кыргыз в китайском звучании «хягас»). В.Ромадин, готовивший к изданию труды В.В.Бартольда, основы...ЕщёАлтайские рода - Дьети ас, Байлаг ас, Тёрт ас; казахское племя - ас; киргизское племя - ас; чагатайское племя – ас; ногайские рода - Тарту уллу ас, Дер гулли ас, Шомишли ас; башкирский род – ас; этноним ас, приведенный Будаговым в кипчакско-огузском памятнике ХII-ХVI вв., в «Книге пояснений к тюркским языкам» - среди названий тюркских племен приведен этноним ас. Казахское племя – Элан; туркменское племя – Алан; часть крымских татар называют друг друга Олян. К этому списку также можно добавить следующие тюркские народы с этнонимом ас (Энциклопедия народов России, г. Москва, 1994г): суy-ас, т.е. водные асы - самоназвание чувашей. Тёлес (руссификация от тюркского таулу ас – горный ас) - племя в составе южных алтайцев. Караг-ас (черный ас) старое название микро-тюркского народа Южной Сибири. Чыстанг-ас - таёжные асы, этническая группа в составе хакасов (сам этнотермин хакас происходит от имени кыргыз в китайском звучании «хягас»). В.Ромадин, готовивший к изданию труды В.В.Бартольда, основываясь на том, что в сочинении VII в. «Бадаи ат-таварих» киргизы называются асами, этноним «киргиз» этимологизирует, как состоящий из двух слов: кырк ас (сорок асов) и связывает с этническим или географическим термином аз, ас или ус. Данная этимология этнонима кыргыз совершенна верна с учётом закона сингармонизма тюркской фонетики. В рунических памятниках асы зафиксированы как тюркские племена и представлены как ветвь тюрков-тюргешей (Бартольд В.В., 1968, 204) и киргизов в долине реки Чу (Бартольд В.В., 1963, 492). Основа ас по всей вероятности, имеется в составе тюркских этнонимов буртас и барлас.
Этноним азер происходит от ас-эр - асский мужина, асский человек (компонент – ар, эр, ир, характерен для многих тюркских этнонимов: хаз-ар, болг-ар, сув-ар, тат-ар, миш-ар, канг-ар, сав-ир и др.). Болгары по-другому назывались асами (жену Андрея Боголюбского, болгарку, называли «княжна ясская»). Рядом с болгарами-асами жили племена су-ас (речные асы). Древние соседи татар - марийцы и сейчас называют их этнонимом су- ас, а современных чувашей – суасламари. Таким образом, этноним ас с различными фонетическими вариантами широко применялся для обозначения тюркских племен. В древности этноним ас, как название тюркских народов использовался и у западных народов. Так, в скандинавской мифологии асами называли основную группу «богов», в то же время утверждалось, что асы происходят из Азии, намекая на идентичность слов асы и Азия (Мифы народов мира, 1980, 120). Байрамкулов, Салпагаров.
Одним из доказательств тюркоязычия скандинавских асов является тот факт, что с предводителем асов - Одином скандинавы связывали появление у них рунических письмен, подобных более древним руническим письменам тюрков (ареал распространения тюркской руники охватывает огромную территорию - от Дуная до Дальнего Востока). Являются карачаево-балкарскими и имена асских предводителей, воевавших с Тамерланом в 14 веке (Шерефетдин Иезди): Бурикан (Бёрюкъан – С волчьей кровью), Буриберди (Бёрюберди – Данный волком), Пулад (Болат - Сталь), Тауса (Тауас – Горный ас), Кулы (фамилия Кулиевых Чегемского ущелья Балкарии). Наличие в Балкарии крепости Болат-Къала, разрушенного в 14 веке (Батчаев В.М., 2004), свидетельствует о местах сражений средневековых балкарцев - асов с полчищами Тамерлана. Где в русских сказках говорится: «Здесь русским духом пахнет», в карачаево-балкарских великаны-эмегены, зайдя в своё жилище и почуяв спрятавшегося героя повествования, говорят: «Ас иис, адам иис!» - «Асский запах, ...ЕщёОдним из доказательств тюркоязычия скандинавских асов является тот факт, что с предводителем асов - Одином скандинавы связывали появление у них рунических письмен, подобных более древним руническим письменам тюрков (ареал распространения тюркской руники охватывает огромную территорию - от Дуная до Дальнего Востока). Являются карачаево-балкарскими и имена асских предводителей, воевавших с Тамерланом в 14 веке (Шерефетдин Иезди): Бурикан (Бёрюкъан – С волчьей кровью), Буриберди (Бёрюберди – Данный волком), Пулад (Болат - Сталь), Тауса (Тауас – Горный ас), Кулы (фамилия Кулиевых Чегемского ущелья Балкарии). Наличие в Балкарии крепости Болат-Къала, разрушенного в 14 веке (Батчаев В.М., 2004), свидетельствует о местах сражений средневековых балкарцев - асов с полчищами Тамерлана. Где в русских сказках говорится: «Здесь русским духом пахнет», в карачаево-балкарских великаны-эмегены, зайдя в своё жилище и почуяв спрятавшегося героя повествования, говорят: «Ас иис, адам иис!» - «Асский запах, человеческий запах!». Также хотелось бы отметить, что исходя из различных данных (письменных, археологических, этногеографических), представляется надёжным один вывод, что средневековые этнонимы – аланы, асы, болгары – названия одного и того же народа в разных письменных источниках. Болгары – те же аланы. Древнее тюркоязычное население Восточной Европы - в Крыму, на Северном Кавказе и Поволжье, народы известные, как аланы, болгары, хазары, волжские булгары, осознавая своё этническое родство, иногда использовали один общий этнотермин – Барсилия или Барс эль – Страна барсов, Народ барса.
Наиболее серьёзное, логически и фактически обоснованное объяснение происхождению термина «скиф» представил И.М. Мизиев («История рядом», 1990). Известно, что слово «скиф» - русская традиция использования греческого скит/скут, которое само, по всей вероятности, восходит к древнему переднеазиатскому названию скифов – ашкез/ашкуз. По распространенной фонетической закономерности, фонемы з/с переходят в д/т, что мы и видим на примере ашкез/ашкуз – скит/скут. Шипящих звуков в греческом языке нет, поэтому ш перешло в с; начальные гласные чужого языка иногда выпадают как, например, в слове Ыстамбул – Стамбул. Иными словами, греческое название скифов - скит/скут заимствованно из переднеазиатских языков. А переднеазиатские названия скифов - ашкез/ашкуз, в свою очередь, являются несколько измененными формами тюркского этнонима - ас-киши (асский человек, ас). Арабский автор IX в. Аль-Хварезми писал: «Скифия - страна тюрков, страна ас-киши или тогузогузов».. Этноним «ас» сохранился в названиях родо...ЕщёНаиболее серьёзное, логически и фактически обоснованное объяснение происхождению термина «скиф» представил И.М. Мизиев («История рядом», 1990). Известно, что слово «скиф» - русская традиция использования греческого скит/скут, которое само, по всей вероятности, восходит к древнему переднеазиатскому названию скифов – ашкез/ашкуз. По распространенной фонетической закономерности, фонемы з/с переходят в д/т, что мы и видим на примере ашкез/ашкуз – скит/скут. Шипящих звуков в греческом языке нет, поэтому ш перешло в с; начальные гласные чужого языка иногда выпадают как, например, в слове Ыстамбул – Стамбул. Иными словами, греческое название скифов - скит/скут заимствованно из переднеазиатских языков. А переднеазиатские названия скифов - ашкез/ашкуз, в свою очередь, являются несколько измененными формами тюркского этнонима - ас-киши (асский человек, ас). Арабский автор IX в. Аль-Хварезми писал: «Скифия - страна тюрков, страна ас-киши или тогузогузов».. Этноним «ас» сохранился в названиях родов и подразделений многих тюркских народов. С учётом наибольшей известности данного этнонима в древний период, и тем фактом, что из всех общих этнонимов в среде тюркских народов, настоящий является самым распространённым, как по широте ареала, так и по количеству тюркских народов, сохранивших данный этноним, можно уверенно констатировать то, что этноним «ас» – древнейший и общий этноним всех тюркских народов. К этому тюркскому этнониму восходит и название части света – Азия/Асия.
Что касается вопроса этимологии тюркского этнонима «ас», то правильное направление для её определения представил татарский исследователь, доктор философских наук из Санкт- Петербурга, профессор Р.Х. Бариев, который в своей книге «Волжская Булгария: история и культура» привёл следующее свидетельство: «Когда булгары с Нижней Волги и Дона встречались с русскими, последние спрашивали: «Кто вы такие?» На что первые отвечали: «Без ас кешелэре», т.е. «Мы низовские люди». Поэтому булгарское слово «ас» русские точно перевели на свой язык: «низовские». Отсюда и летописные асы (ясы)». При рассмотрении на историко-лингвистическом интернет- форуме alanla.forum24.ru всех возможных вариантов толкования данного этнонима, талантливый исследователь из Карачаево-Черкесии Альберт Катчиев, базируясь на данных словарного фонда различных тюркских языков (на которых слово ас значит «низ», «низина»), стал обосновывать верность версии Р.Х. Бариева, что подтвердилось важным аргументом: действительно, территорией...ЕщёЧто касается вопроса этимологии тюркского этнонима «ас», то правильное направление для её определения представил татарский исследователь, доктор философских наук из Санкт- Петербурга, профессор Р.Х. Бариев, который в своей книге «Волжская Булгария: история и культура» привёл следующее свидетельство: «Когда булгары с Нижней Волги и Дона встречались с русскими, последние спрашивали: «Кто вы такие?» На что первые отвечали: «Без ас кешелэре», т.е. «Мы низовские люди». Поэтому булгарское слово «ас» русские точно перевели на свой язык: «низовские». Отсюда и летописные асы (ясы)». При рассмотрении на историко-лингвистическом интернет- форуме alanla.forum24.ru всех возможных вариантов толкования данного этнонима, талантливый исследователь из Карачаево-Черкесии Альберт Катчиев, базируясь на данных словарного фонда различных тюркских языков (на которых слово ас значит «низ», «низина»), стал обосновывать верность версии Р.Х. Бариева, что подтвердилось важным аргументом: действительно, территорией формирования пратюркской - древнямной (курганной) культуры являются низовья Северного Прикаспия. «Большая советская энциклопедия» об этой географической территории сообщает следующее: «Прикаспийская низменность. Низменность, расположенная на северном побережье Каспийского моря, на Ю.-В. Восточно- Европейской… равнины (РСФСР) и в Западном Казахстане. Включает дельты рр. Волга, Терек, Сулак, низовья Урала и Эмбы. Основная часть П. н. соответствует глубокой тектонической впадине на юго-восточной окраине Восточно- Европейской платформы - Прикаспийской синеклизе». Таким образом, древнейший этноним тюркских народов ас, ас-киши значит «люди с низовий». В этом этнониме отразилась особенность территории, где сформировались древние тюрки.
пытаясь исказить историю алан "иранисты", оскорбляли кавказские народы, представляя их вечно все и всех путающими, страдающими провалами памяти, не помнящими и не понимающими даже того, кто живет с ними по соседству. Осетины называют карачаево-балкарцев асами. Но нет, фальсификаторы заявляют, что осетины все путают, из-за территории: оказывается на самом деле не КБ - асы, а сами, забывшие сей факт осетины. Мингрелы называют КБ аланами, но фальсификаторы утверждают, что и они все путают, также из-за территории. Горногрузинские народы называют КБ - овсами. Фальсификаторы заявляют, что они запутались тоже. Карачаево-балкарцы называют друг друга аланами. Также все путают. . Вайнахи называют осетин хири, но никогда ни аланами, и не ассами. Карачаево-балкарцы называют осетин - дюгерли и тегейли. Грузинские народы называли двали и дигорели. В общем, никто из соседних народов даже не подозревал, что современные осетины имеют к аланам хоть какое-то отношение. Что-то странное происходи...Ещёпытаясь исказить историю алан "иранисты", оскорбляли кавказские народы, представляя их вечно все и всех путающими, страдающими провалами памяти, не помнящими и не понимающими даже того, кто живет с ними по соседству. Осетины называют карачаево-балкарцев асами. Но нет, фальсификаторы заявляют, что осетины все путают, из-за территории: оказывается на самом деле не КБ - асы, а сами, забывшие сей факт осетины. Мингрелы называют КБ аланами, но фальсификаторы утверждают, что и они все путают, также из-за территории. Горногрузинские народы называют КБ - овсами. Фальсификаторы заявляют, что они запутались тоже. Карачаево-балкарцы называют друг друга аланами. Также все путают. . Вайнахи называют осетин хири, но никогда ни аланами, и не ассами. Карачаево-балкарцы называют осетин - дюгерли и тегейли. Грузинские народы называли двали и дигорели. В общем, никто из соседних народов даже не подозревал, что современные осетины имеют к аланам хоть какое-то отношение. Что-то странное происходило с кавказскими народами, судя по аланистким выкладкам иранистов! Выходило, что все не знали, не помнили, путали, забывали, кто живет с ними по соседству. Возникает вопрос к таким изобразителям действительности: может хватит оскорблять подобными выкладками историческую память кавказских народов?
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 10
происхождения и распространения этнонимов ас и алан,
никакой почвы для позиции сторонников ираноязычия не
оставляют. Как не старались бы иранисты, но за 100-150 лет
каких-то объяснений, заслуживающих серьёзного восприятия,
по поводу происхождения этих этнонимов на основе иранских
языков они не смогли представить. Сбором, представленных
ниже данных из разных источников и приведением их в рамки
компактного текста, мы обязаны Закиеву М., Байрамкулову А.
и Салпагарову А.
Этнонимы «ас» и «алан» у иранских народов не
зафиксированы и не бытуют, кроме названия карачаево-
балкарцев в устах осетин термином ассон (ас), и названия
одного рода алан у курдов. (Известно, что тюрки приняли
участие в этногенезе многих народов. Вероятно, что какое-то
количество аланов приняло участие в формировании одного
рода курдов: это предположение тем более верно, что в
курдском языке полно тюркских заимствований).
В тоже время этнонимы ас и алан существовали ...ЕщёФакты, обнаруживающиеся в связи с рассмотрением вопроса
происхождения и распространения этнонимов ас и алан,
никакой почвы для позиции сторонников ираноязычия не
оставляют. Как не старались бы иранисты, но за 100-150 лет
каких-то объяснений, заслуживающих серьёзного восприятия,
по поводу происхождения этих этнонимов на основе иранских
языков они не смогли представить. Сбором, представленных
ниже данных из разных источников и приведением их в рамки
компактного текста, мы обязаны Закиеву М., Байрамкулову А.
и Салпагарову А.
Этнонимы «ас» и «алан» у иранских народов не
зафиксированы и не бытуют, кроме названия карачаево-
балкарцев в устах осетин термином ассон (ас), и названия
одного рода алан у курдов. (Известно, что тюрки приняли
участие в этногенезе многих народов. Вероятно, что какое-то
количество аланов приняло участие в формировании одного
рода курдов: это предположение тем более верно, что в
курдском языке полно тюркских заимствований).
В тоже время этнонимы ас и алан существовали и сейчас
имеются у многих тюркских народов. Карачаевцы и балкарцы,
единый этноним – аланы. Название карачаево-балкарцев в
устах соседей на Кавказе: мингрелы называют – алани, горно-
грузинские народы – овс (Марр Н.Я., Волкова Н.Г., Шанидзе
А.Г.), осетины называют – асон (ас).
племя - ас; киргизское племя - ас; чагатайское племя – ас;
ногайские рода - Тарту уллу ас, Дер гулли ас, Шомишли ас;
башкирский род – ас; этноним ас, приведенный Будаговым в
кипчакско-огузском памятнике ХII-ХVI вв., в «Книге пояснений
к тюркским языкам» - среди названий тюркских племен
приведен этноним ас. Казахское племя – Элан; туркменское
племя – Алан; часть крымских татар называют друг друга
Олян.
К этому списку также можно добавить следующие тюркские
народы с этнонимом ас (Энциклопедия народов России, г.
Москва, 1994г): суy-ас, т.е. водные асы - самоназвание
чувашей. Тёлес (руссификация от тюркского таулу ас –
горный ас) - племя в составе южных алтайцев. Караг-ас
(черный ас) старое название микро-тюркского народа Южной
Сибири. Чыстанг-ас - таёжные асы, этническая группа в
составе хакасов (сам этнотермин хакас происходит от имени
кыргыз в китайском звучании «хягас»). В.Ромадин, готовивший
к изданию труды В.В.Бартольда, основы...ЕщёАлтайские рода - Дьети ас, Байлаг ас, Тёрт ас; казахское
племя - ас; киргизское племя - ас; чагатайское племя – ас;
ногайские рода - Тарту уллу ас, Дер гулли ас, Шомишли ас;
башкирский род – ас; этноним ас, приведенный Будаговым в
кипчакско-огузском памятнике ХII-ХVI вв., в «Книге пояснений
к тюркским языкам» - среди названий тюркских племен
приведен этноним ас. Казахское племя – Элан; туркменское
племя – Алан; часть крымских татар называют друг друга
Олян.
К этому списку также можно добавить следующие тюркские
народы с этнонимом ас (Энциклопедия народов России, г.
Москва, 1994г): суy-ас, т.е. водные асы - самоназвание
чувашей. Тёлес (руссификация от тюркского таулу ас –
горный ас) - племя в составе южных алтайцев. Караг-ас
(черный ас) старое название микро-тюркского народа Южной
Сибири. Чыстанг-ас - таёжные асы, этническая группа в
составе хакасов (сам этнотермин хакас происходит от имени
кыргыз в китайском звучании «хягас»). В.Ромадин, готовивший
к изданию труды В.В.Бартольда, основываясь на том, что в
сочинении VII в. «Бадаи ат-таварих» киргизы называются
асами, этноним «киргиз» этимологизирует, как состоящий из
двух слов: кырк ас (сорок асов) и связывает с этническим
или географическим термином аз, ас или ус. Данная
этимология этнонима кыргыз совершенна верна с учётом
закона сингармонизма тюркской фонетики.
В рунических памятниках асы зафиксированы как тюркские
племена и представлены как ветвь тюрков-тюргешей
(Бартольд В.В., 1968, 204) и киргизов в долине реки Чу
(Бартольд В.В., 1963, 492). Основа ас по всей вероятности,
имеется в составе тюркских этнонимов буртас и барлас.
человек (компонент – ар, эр, ир, характерен для многих
тюркских этнонимов: хаз-ар, болг-ар, сув-ар, тат-ар, миш-ар,
канг-ар, сав-ир и др.).
Болгары по-другому назывались асами (жену Андрея
Боголюбского, болгарку, называли «княжна ясская»). Рядом с
болгарами-асами жили племена су-ас (речные асы). Древние
соседи татар - марийцы и сейчас называют их этнонимом су-
ас, а современных чувашей – суасламари.
Таким образом, этноним ас с различными фонетическими
вариантами широко применялся для обозначения тюркских
племен. В древности этноним ас, как название тюркских
народов использовался и у западных народов. Так, в
скандинавской мифологии асами называли основную группу
«богов», в то же время утверждалось, что асы происходят из
Азии, намекая на идентичность слов асы и Азия (Мифы
народов мира, 1980, 120). Байрамкулов, Салпагаров.
является тот факт, что с предводителем асов - Одином
скандинавы связывали появление у них рунических письмен,
подобных более древним руническим письменам тюрков
(ареал распространения тюркской руники охватывает
огромную территорию - от Дуная до Дальнего Востока).
Являются карачаево-балкарскими и имена асских
предводителей, воевавших с Тамерланом в 14 веке
(Шерефетдин Иезди): Бурикан (Бёрюкъан – С волчьей кровью),
Буриберди (Бёрюберди – Данный волком), Пулад (Болат -
Сталь), Тауса (Тауас – Горный ас), Кулы (фамилия Кулиевых
Чегемского ущелья Балкарии). Наличие в Балкарии крепости
Болат-Къала, разрушенного в 14 веке (Батчаев В.М., 2004),
свидетельствует о местах сражений средневековых балкарцев
- асов с полчищами Тамерлана.
Где в русских сказках говорится: «Здесь русским духом
пахнет», в карачаево-балкарских великаны-эмегены, зайдя в
своё жилище и почуяв спрятавшегося героя повествования,
говорят: «Ас иис, адам иис!» - «Асский запах, ...ЕщёОдним из доказательств тюркоязычия скандинавских асов
является тот факт, что с предводителем асов - Одином
скандинавы связывали появление у них рунических письмен,
подобных более древним руническим письменам тюрков
(ареал распространения тюркской руники охватывает
огромную территорию - от Дуная до Дальнего Востока).
Являются карачаево-балкарскими и имена асских
предводителей, воевавших с Тамерланом в 14 веке
(Шерефетдин Иезди): Бурикан (Бёрюкъан – С волчьей кровью),
Буриберди (Бёрюберди – Данный волком), Пулад (Болат -
Сталь), Тауса (Тауас – Горный ас), Кулы (фамилия Кулиевых
Чегемского ущелья Балкарии). Наличие в Балкарии крепости
Болат-Къала, разрушенного в 14 веке (Батчаев В.М., 2004),
свидетельствует о местах сражений средневековых балкарцев
- асов с полчищами Тамерлана.
Где в русских сказках говорится: «Здесь русским духом
пахнет», в карачаево-балкарских великаны-эмегены, зайдя в
своё жилище и почуяв спрятавшегося героя повествования,
говорят: «Ас иис, адам иис!» - «Асский запах, человеческий
запах!».
Также хотелось бы отметить, что исходя из различных данных
(письменных, археологических, этногеографических),
представляется надёжным один вывод, что средневековые
этнонимы – аланы, асы, болгары – названия одного и того же
народа в разных письменных источниках. Болгары – те же
аланы.
Древнее тюркоязычное население Восточной Европы - в
Крыму, на Северном Кавказе и Поволжье, народы известные,
как аланы, болгары, хазары, волжские булгары, осознавая
своё этническое родство, иногда использовали один общий
этнотермин – Барсилия или Барс эль – Страна барсов, Народ
барса.
объяснение происхождению термина «скиф» представил И.М.
Мизиев («История рядом», 1990). Известно, что слово «скиф» -
русская традиция использования греческого скит/скут,
которое само, по всей вероятности, восходит к древнему
переднеазиатскому названию скифов – ашкез/ашкуз. По
распространенной фонетической закономерности, фонемы з/с
переходят в д/т, что мы и видим на примере ашкез/ашкуз –
скит/скут. Шипящих звуков в греческом языке нет, поэтому ш
перешло в с; начальные гласные чужого языка иногда
выпадают как, например, в слове Ыстамбул – Стамбул. Иными
словами, греческое название скифов - скит/скут
заимствованно из переднеазиатских языков. А
переднеазиатские названия скифов - ашкез/ашкуз, в свою
очередь, являются несколько измененными формами
тюркского этнонима - ас-киши (асский человек, ас). Арабский
автор IX в. Аль-Хварезми писал: «Скифия - страна тюрков,
страна ас-киши или тогузогузов»..
Этноним «ас» сохранился в названиях родо...ЕщёНаиболее серьёзное, логически и фактически обоснованное
объяснение происхождению термина «скиф» представил И.М.
Мизиев («История рядом», 1990). Известно, что слово «скиф» -
русская традиция использования греческого скит/скут,
которое само, по всей вероятности, восходит к древнему
переднеазиатскому названию скифов – ашкез/ашкуз. По
распространенной фонетической закономерности, фонемы з/с
переходят в д/т, что мы и видим на примере ашкез/ашкуз –
скит/скут. Шипящих звуков в греческом языке нет, поэтому ш
перешло в с; начальные гласные чужого языка иногда
выпадают как, например, в слове Ыстамбул – Стамбул. Иными
словами, греческое название скифов - скит/скут
заимствованно из переднеазиатских языков. А
переднеазиатские названия скифов - ашкез/ашкуз, в свою
очередь, являются несколько измененными формами
тюркского этнонима - ас-киши (асский человек, ас). Арабский
автор IX в. Аль-Хварезми писал: «Скифия - страна тюрков,
страна ас-киши или тогузогузов»..
Этноним «ас» сохранился в названиях родов и подразделений
многих тюркских народов. С учётом наибольшей известности
данного этнонима в древний период, и тем фактом, что из
всех общих этнонимов в среде тюркских народов, настоящий
является самым распространённым, как по широте ареала, так
и по количеству тюркских народов, сохранивших данный
этноним, можно уверенно констатировать то, что этноним «ас»
– древнейший и общий этноним всех тюркских народов. К
этому тюркскому этнониму восходит и название части света –
Азия/Асия.
правильное направление для её определения представил
татарский исследователь, доктор философских наук из Санкт-
Петербурга, профессор Р.Х. Бариев, который в своей книге
«Волжская Булгария: история и культура» привёл следующее
свидетельство: «Когда булгары с Нижней Волги и Дона
встречались с русскими, последние спрашивали: «Кто вы
такие?» На что первые отвечали: «Без ас кешелэре», т.е. «Мы
низовские люди». Поэтому булгарское слово «ас» русские
точно перевели на свой язык: «низовские». Отсюда и
летописные асы (ясы)».
При рассмотрении на историко-лингвистическом интернет-
форуме alanla.forum24.ru всех возможных вариантов
толкования данного этнонима, талантливый исследователь из
Карачаево-Черкесии Альберт Катчиев, базируясь на данных
словарного фонда различных тюркских языков (на которых
слово ас значит «низ», «низина»), стал обосновывать верность
версии Р.Х. Бариева, что подтвердилось важным аргументом:
действительно, территорией...ЕщёЧто касается вопроса этимологии тюркского этнонима «ас», то
правильное направление для её определения представил
татарский исследователь, доктор философских наук из Санкт-
Петербурга, профессор Р.Х. Бариев, который в своей книге
«Волжская Булгария: история и культура» привёл следующее
свидетельство: «Когда булгары с Нижней Волги и Дона
встречались с русскими, последние спрашивали: «Кто вы
такие?» На что первые отвечали: «Без ас кешелэре», т.е. «Мы
низовские люди». Поэтому булгарское слово «ас» русские
точно перевели на свой язык: «низовские». Отсюда и
летописные асы (ясы)».
При рассмотрении на историко-лингвистическом интернет-
форуме alanla.forum24.ru всех возможных вариантов
толкования данного этнонима, талантливый исследователь из
Карачаево-Черкесии Альберт Катчиев, базируясь на данных
словарного фонда различных тюркских языков (на которых
слово ас значит «низ», «низина»), стал обосновывать верность
версии Р.Х. Бариева, что подтвердилось важным аргументом:
действительно, территорией формирования пратюркской -
древнямной (курганной) культуры являются низовья Северного
Прикаспия. «Большая советская энциклопедия» об этой
географической территории сообщает следующее:
«Прикаспийская низменность. Низменность, расположенная
на северном побережье Каспийского моря, на Ю.-В. Восточно-
Европейской… равнины (РСФСР) и в Западном Казахстане.
Включает дельты рр. Волга, Терек, Сулак, низовья Урала и
Эмбы. Основная часть П. н. соответствует глубокой
тектонической впадине на юго-восточной окраине Восточно-
Европейской платформы - Прикаспийской синеклизе». Таким
образом, древнейший этноним тюркских народов ас, ас-киши
значит «люди с низовий». В этом этнониме отразилась
особенность территории, где сформировались древние тюрки.
башкиры, поволжские татары, узбеки (кипчаки), туркмены
(игдыр);
ас казан - киргизы (саяк);
аслай - башкиры (тангаур);
аслы - кара-кыпчак;
ас-сарай - узбеки (сарай);
ассия - туркмены (хожайлы)
оскорбляли кавказские народы, представляя их вечно все и
всех путающими, страдающими провалами памяти, не
помнящими и не понимающими даже того, кто живет с ними
по соседству. Осетины называют карачаево-балкарцев асами.
Но нет, фальсификаторы заявляют, что осетины все путают,
из-за территории: оказывается на самом деле не КБ - асы, а
сами, забывшие сей факт осетины. Мингрелы называют КБ
аланами, но фальсификаторы утверждают, что и они все
путают, также из-за территории. Горногрузинские народы
называют КБ - овсами. Фальсификаторы заявляют, что они
запутались тоже. Карачаево-балкарцы называют друг друга
аланами. Также все путают. . Вайнахи называют осетин хири,
но никогда ни аланами, и не ассами. Карачаево-балкарцы
называют осетин - дюгерли и тегейли. Грузинские народы
называли двали и дигорели. В общем, никто из соседних
народов даже не подозревал, что современные осетины имеют
к аланам хоть какое-то отношение. Что-то странное
происходи...Ещёпытаясь исказить историю алан "иранисты",
оскорбляли кавказские народы, представляя их вечно все и
всех путающими, страдающими провалами памяти, не
помнящими и не понимающими даже того, кто живет с ними
по соседству. Осетины называют карачаево-балкарцев асами.
Но нет, фальсификаторы заявляют, что осетины все путают,
из-за территории: оказывается на самом деле не КБ - асы, а
сами, забывшие сей факт осетины. Мингрелы называют КБ
аланами, но фальсификаторы утверждают, что и они все
путают, также из-за территории. Горногрузинские народы
называют КБ - овсами. Фальсификаторы заявляют, что они
запутались тоже. Карачаево-балкарцы называют друг друга
аланами. Также все путают. . Вайнахи называют осетин хири,
но никогда ни аланами, и не ассами. Карачаево-балкарцы
называют осетин - дюгерли и тегейли. Грузинские народы
называли двали и дигорели. В общем, никто из соседних
народов даже не подозревал, что современные осетины имеют
к аланам хоть какое-то отношение. Что-то странное
происходило с кавказскими народами, судя по аланистким
выкладкам иранистов! Выходило, что все не знали, не
помнили, путали, забывали, кто живет с ними по соседству.
Возникает вопрос к таким изобразителям действительности:
может хватит оскорблять подобными выкладками
историческую память кавказских народов?
Привожу здесь понравившийся пост Тахира Моллаева.