Железнодорожный мост через реку Каму давно является неотъемлемой частью пермского пейзажа. Именно через него проходит Транссибирская магистраль, этот мост объединяет Запад и Восток страны.
А начиналась история Камского железнодорожного моста в далеком XIX веке. Еще в 1895 году при отчуждении земель для постройки Пермь–Котласской железной дороги Пермская городская Дума определила место для строительства моста через реку Каму «в черте городских владений, приблизительно в расстоянии 225 сажен от устья речки Мулянки и 580 сажен от городского участка, находящегося под лесопилкой князя Голицына».
Весной 1897 г. была начата постройка моста. Мост имел «10 пролетов, из коих 8 — по 50 сажен между центрами опор и 2 береговых пролета 12 и 7 сажен. Длина моста составляла 438, 90 сажен. Все фермы моста были построены из сварочного железа, изготовленного на Воткинском казенном заводе, и собраны на месте под наблюдением инженера Малышевского. Все металлические части моста весили 254 381 пуд».
Устои моста были выстроены инженером Березиным из бутового камня и облицованы светло–серым гранитом, добытым близ города Екатеринбурга. Общая стоимость всего моста, по отчету строителей, составила 2 892 503 рубля.
27 января 1899 г. было открыто движение по Камскому мосту. Епископ Петр совершил торжественное молебствие, после чего по мосту прошел первый поезд. Уже в то время это было одно из самых крупных сооружений подобного типа на Свердловской железной дороге.
Однако в 1919 году при отступлении колчаковцев из Перми мост был разрушен. Одно пролетное строение упало в воду, были повреждены опоры, карнизы и часть кладки. Восстановление железнодорожного сообщения через Каму стало первоочередной задачей. Его значение для включения Уральской магистрали в общероссийскую систему было столь велико, что Советом обороны была поставлена задача — восстановить его в кратчайшие сроки.
20 декабря 1919 г. рабочие Чусовского завода изготовили конструкции для разрушенной фермы моста. И уже 18 февраля 1920 г. было открыто движение по восстановленному Камскому мосту.
Следующее большое событие в его «биографии» произошло в 1953 году. Тогда было завершено строительство второго пути моста, части которого были изготовлены по заказу правительства СССР в Германии и Венгрии. А в 1988 году прошла реконструкция той, дореволюционной части моста. После ремонта мост продолжает верно служить стране. Сегодня количество проходящих по нему составов достигает 250 в сутки.
Но, по словам начальника отдела пути Пермского отделения Свердловской железной дороги Алексея Васильева, в недалеком будущем у нашего Камского железнодорожного моста может появиться «младший брат». Такой же мост планируется построить ниже по течению реки для железнодорожной ветки, которая пойдет в обход краевого центра. В настоящее время уже готовится технико–экономическое обоснование для нового проекта.
Автор: Алексей Путилов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев