ПОДВИГ ЭКИПАЖА СТЕПАНА ГОРОБЦА
17 октября 1941 года
Драматично развивались события южнее Калинина. По приказу К.К.Рокоссовского прибывшей 21-й танковой бригаде надо было из Завидова и Решетникова перейти в наступление в направлении Пушкино-Иванцево-Калинин, преодолевая реки Ламу и Шошу и сосредоточившись в Тургинове. Утром 17 октября двадцать семь танков «Т-34» и восемь «Т-60» двинулись в поход. Немцы бомбили танки с воздуха, а при подходе к Троянову и Калинину по ним ударили противотанковые орудия.
К окраинам города подошли только восемь танков, и лишь один танк «Т-34» старшего сержанта С.Х.Горобца прорвался в город, наделал переполох среди немцев и вышел на восточную окраину, став легендой. Уцелевшие танки из этих восьми вышли на Тургиновское шоссе. Немцы никак не ожидали контрудара именно с этой стороны. Они были абсолютно уверены в своей силе и беспечны. Танки, не встречая сильного сопротивления, вышли практически к пригородам Калинина. Но на подступах к городу они были рассеяны массированным бомбовым ударом с воздуха. Десанту автоматчиков пришлось прыгать с брони и искать убежища. Танкам, чтобы не превратиться в неподвижные мишени, останавливаться было нельзя - они продолжали двигаться в сторону города. Впереди, там, где сейчас расположен микрорайон "Южный", находился занятый немцами аэродром. На нем тридцатьчетверки отыгрались за бомбовый удар. Разутюжили поле и стоящие на нем юнкерсы. Но бронированного кулака уже не существовало, каждая машина действовала сама по себе, по логике одиночного боя. Лишенная радиосвязи "тройка", проутюжив аэродром Мигалово , углубилась дальше других в город и вошла в Калинин со стороны Двора Пролетарки. Тут танкисты окончательно поняли, что они остались одни. Как это один танк пойдет на штурм забитого вражескими войсками города?! - этому решению можно удивляться и сейчас... Этим будут восхищаться и через сто лет. Но тогда... Тогда четыре танкиста решили: идти вперед! И, решив так, все свои мысли, всю волю сосредоточили на этом.
Было ли им страшно? Было, конечно... Необычное возбуждение, близкое к опьянению, овладело ими. Но пересиливала воля: "Только вперед!" Из-за поворота дороги показалась колонна немецких автомашин с пехотой. Танк сходу сбил три грузовика, опрокинул и раздавил еще несколько машин. Разбегаются по полю фашистские солдаты. Их догоняют пулеметные очереди... Стрелок-радист младший сержант И. Пастушин вспоминал: “Мы раздавили несколько машин с пехотой. Из пулемета я бил по немцам почти до центра города. Командир всадил два осколочных снаряда в комендатуру (дом у моста). Из орудия вели огонь по всем целям, какие попадались”.Вернувшись на дорогу, "тройка" снова набрала скорость... Вот она уже у железнодорожной линии. Сделав крутой поворот вправо, нырнула под виадук и оказалась на большом фабричном дворе".Отсюда начался отчаянный и легендарный рейд танка через занятый врагами Калинин. И заметьте, не окраинами... Для этого танкисты слишком плохо представляли себе топографию города. Они шли напролом, по центральным магистралям, зная одно: где-то впереди, на восточной окраине Калинина – свои.От Пролетарских казарм до Московской заставы сегодня 15 минут на автомашине, при средней скорости 60 км/час. "Т-34" той военной модификации развивал скорость до 55 км/час. В городе он мог передвигаться со скоростью не более 30-35 км/час. Это полчаса времени. Но танк шел с боями. Это еще время. Сколько же продолжался рейд "тройки" по Калинину? Во Дворе "Пролетарки" танк подожгли из немецкой противотанковой пушки. С огнем танкисты справились сами, сбивая его телогрейками, вещмешками и всем, что под руку попадется, главное – не потеряли ход и раздавили батарею.
Берегом Тьмаки через монастырь вышли к мосту и нынешней улице Софьи Перовской. Там наткнулись на оставленные нашими противотанковые ежи, но "тридцатьчетверка" сумела подвинуть сваренные из трамвайных рельсов конструкции и устремилась вперед по забитой немцами улице. На нее никто не обращал внимания: ну, мчится себе закопченный, как из ада, танк, на котором и опознавательных знаков-то никаких не видно...Но вот навстречу "тройке" по левой стороне улицы появляется колонна автомашин с немецкими солдатами. Решение приходит мгновенно: тараним! И летят в стороны по Советской улице каски, тела, колеса, обломки автомашин... "Хорошо прошлись!" - вспоминали потом танкисты. Но таран выдал их. Заработала немецкая связь: Ахтунг! Русские танки в городе! Вскоре они выяснят, что танк всего один и пушка у него заклинена.И вот уже навстречу "тридцатьчетверке" по Советской движется тяжелый немецкий танк, идет в лобовую. Механик-водитель Федор Литовченко ловко маневрирует и бьет "немца" в бок. От бокового таранного удара не защищен ни один бронированный монстр. "Немец" отброшен на тротуар, но и "тридцатьчетверка" заглохла. Нет, двигатель после нескольких попыток заработал, но слышен скрежет траков. Неужели гусеница? Пробуют двигаться на скорости. Вот и гусеница стала на место. А потом радостный возглас башнера Григория Коломийца: пушка от удара ожила! Так пишут везде, только танк немцы ставят то легкий, то средний, то, как здесь, тяжелый. Ну, тяжелый – чтобы еще больше воспеть подвиг танкистов (хотя он и так незаурядный и яркий) – до зимы 1942/1943 годов у немцев по-настоящему тяжелых танков не было – правда, тяжелым считался 22-тонный PzKpfw IV с его 75мм короткоствольной пушкой. Танк, скорее всего, был либо PzKpfw IV, либо 21-тонный PzKpfw III.
Между тем,про таран, как он был, рассказал в механик-водитель Федор Иванович Литовченко («Правда», 23 декабря 1966 г):
- А как вам удалось расстрелять комендатуру? - Комендатуру? – удивляется наш собеседник, но тут же вспоминает: - А! Это там, на площади. Не знаю уж, была ли там комендатура, но только видим – большой флаг со свастикой висит над подъездом и часовые стоят. Ну, Горобец и скомандовал: «По флагу осколочными!» Не ручаюсь, что у них там было, комендатура или нет, но только два снаряда мы туда всадили… К слову сказать, там недалеко, возле крыльца, их танк стоял - на охране, что ли. Снарядом его не задело, так я машину на тротуар и этот танк – в бок всем корпусом. Такой удар получился, что у меня на миг желтые брызги из глаз посыпались, вроде бы даже сознание от толчка потерял. Но рычаги не отпустил, выхватил машину на большую улицу – Советская, кажется, она тут называется, – и по ней к заставе. А там с тылу на их батарею наехали и – дальше по шоссе. Видим, а впереди войска, не знаем, свои или чужие, но гоним навстречу…
Из рассказа танкиста, человека, который вел свой танк по городу и таранил немецкий, видно, почему и как произошел таран, что ударили немца в борт. Также интересно, что пушку у Т-34 не заклинивало (Литовченко в течение интервью об этом не упоминал. Немцам могло это показаться – возможно, танк какой-то относительно большой период времени не стрелял из пушки – берег снаряды). Танк вылетает на Советскую площадь. Над зданием старого почтамта флаг со свастикой. Выстрел в свастику: долой! На площади аккуратные немцы выставили указатели: Achtung! Minen! "Тройка" идет в объезд. На пути перевернутый трамвай, лежащий поперек улицы. Из-за него раздаются выстрелы, летят гранаты. Трамвай вместе с защитниками отброшен в сторону. Танк летит дальше. Улица Вагжанова. Здесь из засады против "тридцатьчетверки" начинает работать замаскированная противотанковая батарея. Танк подминает, разбрасывает орудия, утюжит окопы... И снова вперед! Уже близко долгожданное шоссе, выход из ловушки города.На шоссе возле горящего элеватора танк снова встречают огнем пушек. Но это уже свои. Недоразумение, к счастью, быстро развеялось. Обгорелых, закопченных, покрытых ссадинами танкистов встречают бойцы 11-го мотоциклетного полка. - Вы откуда? - Из ада..
В 1942 подо Ржевом у деревни Петелино танк Горобца уничтожил 12 минометов, подавил 22 пулеметные точки и 3 пушки, проутюжил 15 блиндажей, где сидели немцы. Под гусеницами танка нашли свою смерть до 70 немецких солдат и офицеров. Деревня Петелино была очищена от немцев.В этом бою командир танка младший лейтенант Горобец и погиб геройской смертью.
За подвиги на Калининском фронте Горобцу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, остальные трое танкистов из экипажа Т-34 С.Х.Горобца остались в живых и не раз встречались вместе после войны.
Сегодня вспомним еще раз поименно "экипаж машины боевой":
командира танка Героя Советского Союза Степана Горобца (посмертно)
механика-водителя Федора Литовченко,
танкистов Ивана Пастушина
и Григория Коломийца
https://vk.com/video-15755094_456241421
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев