(выдержка): празднуется 14 августа (нов. ст.) В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста"... /Азбука веры. Церковный календарь. 14 авг. МЫСЛИ СВТ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА. Крещение на нашем языке созвучно со крестом. Счастливое созвучие. Ибо хотя видимое действие крещения есть погружение, но существо его есть сораспятие Христу на внутреннем духовном кресте. Апостол Павел говорит: «ветхий наш человек распят с Ним» в крещении (Рим.6:6). Это не механическое какое-либо действие, а нравственное изменение, или переворот, мыслей, целей, желаний, сочувствий. Прежде все это было запачкано самоугодием; теперь же самоотверженно посвящается все Богу, во Христе Иисусе, благодатью Духа Святого. Скажешь: я не понимал этого, когда был крещен. Теперь понимаешь и бери на совесть выполнить значение крещения, ибо оно неизгладимо. Даже на суде печать его будет видна или за тебя, или против тебя. (Азбука веры. Календарь 10 апреля). Три слова о монашестве", сочинение, написанное в Валаамском монастыре. Издание г. Санкт - Петербург 1888 г. (цитаты): "Деятельность креста по двойственности естества человеческого, разделяется на две части: древние и видение. Из них - деание состоит в претерпении плотских скорбей, происходящих от по́ста, бдеания, службы... оно очищает страстную часть души, по мере старания, деание должно предворять видение, - так что если бы кто, прежде совершенного обучения и деани́я перешёл к видению, настигает его гнев Божий: так свидетельствует преподобный Исаак Сирин" (сл. подв. стр. 15 и 320). "Из этого учения святого угодника Божия видно, что желающему идти по Пути Креста необходимо возложить на себя Крест деания и с ним постепенно шествовать на Голгофскую гору для действительного Восхождения на крест, которое называется видением" (стр.15). "Преподобный Феодосий Великий, объятый Любовью к Богу, старается выражать эту любовь в телесных трудах и подвигах. Молитва его непристанна, слезы всегда льются из его очей, как потоки, Пост безмерен" (Чёт.м.) "может доставить делателю Небесное Царство"(тв. Ч. 5 стр. 176); "... приводит Сына Божия обитать В человеке" (р.226); "... возводить на Небо и творить подобным Сыну Божию" (с.248); "...самый острый меч на беса - молитва в устах монаха"(С. 577); "Блажен, кто волю свою до конца умертвить..." (стр. 60). "По слову св. Дорофея, отсечением воли приходить в безпристрастие..."(34). "Затем не должно послушнику смотреть на нравы своего наставника, ему необходимо возложить все упование на Бога, который и чрез ослицу открывал Свою волю Валааму". (стр.81). Азбука веры Православная библиотека Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) /Выдержки/: Пост. ... Всякое лишение и всякое понуждение ценится перед Богом, по сказанному в Евангелии: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста: Их бог – чрево, и слава их – в сраме (Флп. 3, 18–19). И в псалмах сказано: Заблудились от чрева (Пс. 57, 4). Православный Библейский словарь. Издание Санкт - Петербург 1997 год. (выдержки): Назореи – класс посвященных евреев, которые давали обет воздерживаться от вина и других напитков, не стричь волос и вообще избегать всякого осквернения. Обет назорейства принимали часто родители за детей, и особенно процветало оно во времена судей, так назореями были Самсон и Самуил. В Новом Завете были назореями Иисус Христос и Иоанн Креститель ... Обет назорейства, имевший огромное религиозно - нравственное значение, является как бы прототипом иночества. Крест – в «христианском нравственном богословии» совокупность жизненных лишений, страданий и тому подобное, которые должны терпеливо переноситься, не нарушая религии, во имя Христа. см. Крест - выполнение Обета назарейства; Назарей /Е/- посвященный Богу; Иоанн /Е/- Божия благодать. Коливо - кутья, кушанье, из сваренных на меду зёрен, поминальная трапеза, свидетельство христианского упования вечной жизни: Зерно - Образ жизни, сладость - Образ небесного блаженства. Обетование - завет - поминание - воспоминание.ЛК. 22:19 " Сие есть тело Моё, еже за вы даемо: Сие творите в Мое воспоминание". Великомученик Фео́дор Ти́рон. Дни памяти: 2 марта (переходящая), 8 марта (переходящая) - Суббота 1-й седмицы Великого поста Житие (выдержка): ..."Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Константинопольскому Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы они в эти дни не покупали оскверненные продукты и употребляли в пищу коливо (кутью, сочиво), т. е. вареную пшеницу с медом..."
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев