12 дек 2019
На флоте говорят "шило", имея в виду спирт, получаемый на технические нужды. Откуда взялось это название, никто толком не знает. По одной версии оно пришло еще с деревянного парусного флота, где морякам ежедневно полагалась чарка водки, которая хранилась в специальных кожаных мешках. Бурдюки эти завязывались сложным морским узлом и запечатывались особой пломбой, так что слить немного водки, не повредив печатей, можно было только одним способом - проткнув кожу мешка тонким острым шилом. Отверстие получалось таким маленьким, что вскоре толстая кожа снова сходилась, и от места прокола не оставалось и следа. Если этого времени не хватало, чтобы слить достаточное количество алкоголя, то кололи новое отверстие. Добытую таким образом водку обзывали "шильная", или просто "шило".
Вполне правдоподобная история, вот только возможно ли, что традиция звать казенный спирт "шилом" сохранилась так долго. Хотя, с другой стороны, именно флот всегда славился своим консерватизмом и приверженностью старым традициям.
По другой версии, спирт называли "шилом" для конспирации. Легко представить, например, такой диалог по переговорному устройству:
- Связисты, штурману!
- Есть, связисты!
- У вас шило в долг есть?
- Есть.
А так как даже на лодках 3 поколения разговор между боевыми постами был слышен всему кораблю, то штурману, спешащему в радиорубку, замполит в центральном посту мог задать резонный вопрос:
- Штурман, а шило тебе зачем?
- Тетрадь для конспектов классиков марксизма-ленинизма прошнуровать, таищ капитан 2 ранга! - бодро отвечал штурман, наблюдая ободряюще-удовлетворенную гримасу зама. И спокойно шел за шилом, то есть, за "шилом" в кавычках.
Есть еще одна версия - спирт стали называть "шилом", потому что принятый внутрь, он как шило в одном месте не дает сидеть спокойно и поэтому, как и шило в мешке, спирт не утаишь.
На самом деле, шило выдавали для наружного применения. В ходе технического обслуживания посеребренные контакты электронных блоков положено чистить с применением этого самого спирта. Ректификат должен быть высокой степени очистки, чтобы на контактах не оставалось никаких частиц. Поэтому в основном выдавался спирт класса "экстра", а для особо точной и капризной аппаратуры даже класса "люкс". Водку делают именно из таких спиртов. Чем больше электроники, тем больше положено шила. В паспорте на каждое изделие указаны нормы расхода C2H5OH, причем в килограммах. В месяц на штурманскую боевую часть должны были выдавать целых одиннадцать килограммов. Но шило нужно всем, и даже тем, и особенно тем, у кого в заведовании нет вообще никакой электроники.
Спирт являлся универсальной конвертируемой валютой. Его можно было обменять на что угодно, им можно было расплатиться почти за все, им можно было отблагодарить и дать взятку, подмазать и задобрить, купить и откупиться. В дальних рыболовецких колхозах за литр шила давали литр отборной красной икры. И все потому, что его можно ПИТЬ! Особенно актуально это стало во время борьбы за трезвость. Пили шило в составе самодельных коктейлей и ликеров, пили в наливках и настойках. Истинные ценители предпочитали чистый продукт. Отдельные гурманы и эстеты готовили настоящую водку по старинным классическим рецептам, но большинство просто разводили шило водой в нужной для крепости пропорции.
Но и здесь были свои тонкости. Воду вливали в спирт, но ни в коем случае не наоборот. После добавления воды бутылку энергично встряхивали, чтобы образовался вихрь, а затем резко били по дну. Жидкость мгновенно становилась мутной и ощутимо теплела. Об окончании реакции смешивания судили по степени просветления раствора, или по звуку. Если постучать по бутылке ножом сразу после соединения воды со спиртом, звук будет глухой, а через некоторое время станет звонким. Как зазвенел - можно пить. Короче, целая наука.
С выдачей тоже не все было просто. Где-то по дороге от склада до лодки килограммы волшебным образом превращались в литры. А уже на борту, в каюте старпома или даже командира, если он предпочитал лично руководить розливом, от одиннадцати штурманских теперь уже литров отнимали два на корабельные нужды.
Оставшиеся девять литров никто не собирался тратить на чистку контактов. "Не трогай механизм, пока он работает!" - золотое правило опытного техника. Если сломался - другое дело.
"А как же профилактика, а как же инструкции и техрегламент?" - неизбежный вопрос новичка, на который ему тут же выдают историю, как однажды, следуя инструкции, штурманские электрики по приказу принципиального и непьющего инженера электронавигационной группы перед выходом в море помыли шилом всю "Медведицу". Суровые, послужившие и повидавшие мичмана вытаскивали блок за блоком из стоек цвета слоновой кости и лили на контакты драгоценное шило пополам со слезами. Неумолимый лейтенант-трезвенник лично руководил процессом вандализма. После этого навигационный комплекс вместо нескольких часов запускали несколько суток. С привлечением гражданских специалистов, с участием штурманов с других лодок, под руководством флагманского штурмана дивизии и под контролем флагманского
флотилии.
"Медведицу" от спирта развезло! Она то пыталась бежать, шатаясь из стороны в сторону, то останавливалась без сил. Лапы подкашивались, она валилась то на один бок, то на другой, падала, засыпала, вскакивала, снова падала...
Выход в море был сорван, все наказаны, а флагманский флотилии бросил в сердцах ретивому инженеру:
- Лучше бы ты пил, лейтенант!
Поэтому, чаще всего, штурманский спирт делился между офицерами и мичманами БЧ-1 согласно субординации. Офицерам по литру, "бычку" - два, боцману и старшине команды - по литру, техникам по ноль пять. Пол-литра - флагманскому в знак глубокого уважения, литр в НЗ, ну и пол-литра в гиропост - на технические нужды. Из одиннадцати килограммов спирта, положенного в месяц на техническое обслуживание штурманского заведования, непосредственно до техники доходило всего пол-литра. Остальное шило благополучно выпивалось. И примерно такое же соотношение по всем боевым частям и службам и по всем кораблям. Может быть, именно поэтому, зная истинное положение вещей, на флот поставлялся продукт такого высокого качества. Своего рода забота о здоровье личного состава.
Из интернета автор
Владимир Карачевский.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев