Две черты нравственного облика крестьянина – товарищеская взаимопомощь в беде и выполнение взятых на себя обязательств при любых обстоятельствах – были фактической составляющей Русского крестьянского общества.
Наиболее ярко эти черты проявлялись в артелях, уходивших на промысел. Промыслы, особенно охотничьи, нередко сопровождались смертельной опасностью – от зверя, от голода или жажды, от мороза, от обвала или срыва в пропасть в горах. И здесь вступал в силу незыблемый принцип – выручить, не покинуть в беде.
Общественное мнение воспитывало верность товарищу, резко осуждая всякого, кто нарушал эту этическую норму. Трусость покрыла бы вечным стыдом, и никто бы не захотел делить таёжной жизни с подобным товарищем.
Каждый сознавал, что о поступке его станет известно в деревне по возвращении с промысла, а на следующий сезон снова, как каждый год, для участвующего в промыслах крестьянина возникает вопрос о выборе товарищей по артели, и определяющими качествами будут честность и товарищеская надёжность.
На промыслах еще более жёстко, чем в обычной сельской жизни, соблюдались все договоры. Специфическая обстановка требовала особенно чёткого соблюдения ряда существенных принципов крестьянской этики.
Словесные оскорбления, произнёсенные на сходке, считались позорящими. Оскорблённый должен был непременно искать удовлетворения, «иначе над ним все будут смеяться». Он требовал доказательств.
Если оскорбитель представлял удовлетворяющие сход доказательства, оскорблённый не имел права мстить. При попытке наброситься на оскорбителя его останавливали:
«не трожь его, он правду баить».
Если же доказательства признавались «тёмными», то есть не убеждали сходку, то оскорблённый имел право бить клеветника на людях – никто за него не заступался.
Крестьянское общественное мнение считало уместным драку на базаре или в кабаке. Крестьянин, затаивший обиду, старался заманить обидчика в кабак и там расправиться с ним кулачным боем.
Если пострадавший подавал жалобу общине, ему разъясняли на сходке:
«Хорошие люди в кабак не ходят, там всякое бывает, там и чинов нет; на улице бы тебя никто не тронул».
В решении вопросов, касающихся взаимоотношений односельчан, сходка стремилась привести дело к тому, чтобы виновный попросил у обиженного прощения. Крестьяне придавали этому большое значение.
#ТРАДИЦИЯ
Русский Культурный Центр
🦅СТОГЛАВ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев