Одним из самых тяжелых заболеваний дыхательной системы в детском возрасте является, конечно, пневмония. Родители очень пугаются данного диагноза, считая его чуть ли не приговором. Спешу вас успокоить – при вовремя распознанной пневмонии выздоровление наступает достаточно быстро. И сама пневмония проходит бесследно. А теперь остановлюсь на всем подробнее.
Пневмония - это острый инфекционно-воспалительный процесс, поражающий преимущественно респираторный отдел легочной ткани, как правило, вызываемый бактериями, и проявляющийся разной степени выраженности симптомами:
- общей реакцией организма на инфекцию (признаки интоксикации - ухудшение общего состояния, аппетита, лихорадка и др.);
- локальными изменениями в легких при обследовании малыша (укорочение перкуторного тона, ослабление дыхания, хрипы);
- инфильтративными затемнениями на рентгенограммах, обусловленными заполнением альвеол экссудатом (воспалительной жидкостью);
- кашлем (у грудничков может и не быть);
- дыхательной недостаточностью - ДН (одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания и др.).
Заболеваемость пневмониями составляет в год около 15-20 на 1000 детей первых трех лет жизни и примерно 5–6 случаев на 1000 детей старше 3 лет. Предрасполагающими факторами к развитию пневмонии у детей раннего возраста являются перинатальная патология, аспирационный синдром как следствие синдрома рвот и срыгиваний, врожденные пороки сердца, рахит, другие гиповитаминозы и дефицитные состояния, в том числе иммунодефициты. Фактором, непосредственно предрасполагающим к развитию пневмонии, является охлаждение ребенка.
Причины пневмонии.
Возбудители этого заболевания отличаются у детей разных возрастных групп. Различны они и у детей с измененным иммунитетом, ослабленных пациентов и находящихся на стационарном лечении.
Подавляющее большинство внебольничных («домашних», «уличных») пневмоний - результат активации эндогенной (собственной) бактериальной флоры носоглотки, хотя возможно и экзогенное инфицирование. При острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), охлаждении или действии других стрессорных факторов эта флора может «активироваться», приводя к развитию пневмонии.
Наиболее частыми возбудителями пневмоний у детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, которые заболели в домашней обстановке, являются пневмококк и гемофильная палочка. В эпидемические сезоны (август-ноябрь) возрастает значение микоплазмы, как возбудителя пневмонии у детей раннего дошкольного и школьного возраста. У подростков следует учитывать возможную роль хламидия пневмониа как причинного фактора заболевания.
Вирусы имеют значение в развитии пневмоний преимущественно у детей первого года жизни.
У ослабленных детей со срыгиваниями и аспирацией желудочного содержимого, с муковисцидозом чаще причиной пневмонии является кишечная палочка, золотистый стафилококк, реже - Moraxella (Branchamella) catharalis. Пневмонии, вызванные микроорганизмом легионеллой у детей встречаются нечасто.
Следует иметь в виду и формы, вызванные грибками или микобактериями туберкулеза.
Отдельно выделяют большую группу внутрибольничных пневмоний, которые развиваются у детей при госпитализации по поводу других заболеваний. Такие пневмонии вызываются либо "больничными" штаммами возбудителей, обычно высоко резистентными к антибиотикам (стафилококки, клебсиеллы, псевдомонас – синегнойная палочка, протей), либо аутофлорой самого больного. Их развитию способствует антибактериальная терапия, проводимая больному, поскольку она подавляет обычную легочную микрофлору, к которой у ребенка есть та или иная степень иммунитета. В результате этого "открывается дорога” к заселению нижних отделов респираторного тракта чуждыми ему бактериями. Внутрибольничные пневмонии еще называют госпитальными, или "нозокомиальными”, а развиваются они через 48 часов и позднее после госпитализации.
Механизм развития пневмоний.
Как же возникает этот воспалительный процесс? В нашей окружающей среде существует большое количество бактерий, вирусов, грибков и паразитов. Мы постоянно их вдыхаем, но, в силу устойчивости нашего организма и целой системе удаления и обезвреживания инородных тел, остаемся здоровыми. Если же у ребенка, кроме всех его возрастных особенностей, появились еще и так называемые неблагоприятные условия внешней и внутренней среды, это может привести к нарушению барьерной функции слизистой оболочки бронхов и снижению местного иммунитета. А именно это и нужно возбудителю. Он быстро поселяется в дыхательных путях и размножается. В зависимости от места его "поселения", у ребенка появляются признаки ринита, трахеита, бронхита или пневмонии. Кстати, именно поэтому некоторые врачи определяют первичную пневмонию, если возбудитель попал в легкие сразу из воздуха, и вторичную, когда он поступил из другого источника в организме (из носоглотки, трахеи, бронхов, почек или кишечника). Сегодня чаще встречаются именно вторичные пневмонии, то есть инфекция из верхних дыхательных путей постепенно "опускается", поражая легкие.
Болезнетворные микроорганизмы чаще всего попадают в легкие через вдыхаемый воздух – аэрогенным путем. Предрасполагают к оседанию микробов на слизистой оболочке бронхов предшествующие острые респираторные вирусные инфекции и заболевания, приводящие к ослаблению иммунных механизмов ребенка. ОРВИ играют важную роль в развитии бактериальных пневмоний. Вирусная инфекция увеличивает продукцию слизи в верхних дыхательных путях и снижает ее бактерицидность; нарушает работу мукоцилиарного (реснички на поверхности бронхов) аппарата, разрушает эпителиальные клетки, снижает местную иммунологическую защиту, облегчая, таким образом, проникновение бактериальной флоры в нижние дыхательные пути и способствуя развитию воспалительных изменений в легких.
При инфицировании развивается воспалительный отек мелкого воздухоносного бронха. Это приводит к нарушению вентиляции и ограничению поступления воздуха в альвеолы, где происходит обмен кислорода и углекислого газа. Возникает ателектаз (спадение альвеол) и воспаление легочной ткани. Из-за нарушения процессов газообмена развивается кислородное голодание всех органов.
Полное обратное развитие изменений при неосложненном течении воспаления происходит за 3 недели. Ателектаз или гнойный процесс в воспаленном участке легкого требует 4-6 недель для рассасывания. Выздоровление при наличии поражения плевры может затягиваться до 2-3 месяцев.
Болеют все, но дети первых лет жизни чаще.
Почему? Потому что организм наших малышей имеет целый ряд особенностей, которые облегчают возникновение заболевания и способствуют хроническому течению воспаления легких. Чем меньше возраст ребенка, тем более выражены эти особенности, тем больше риск заболеть пневмонией, и тем тяжелее будет ее течение.
Прежде всего, дыхательная система. Как и большинство органов и систем организма малыша, она находится на стадии формирования. У малышей, особенно первых месяцев и лет жизни, легочная ткань является незрелой, дыхательные пути имеют относительно меньшие размеры, они являются уже. Это служит "на руку" возбудителю инфекции, потому что ведет к снижению газообмена в организме.
Слизистые оболочки дыхательных путей у малышей являются нежными, богатыми кровеносными сосудами, но в случаях инфекции они слишком быстро отекают, нарушая вентиляцию легких. Реснитчатый эпителий, который, как ковер, укрывает всю слизистую оболочку дыхательных путей, еще незрелый, хрупкий, он очень легко теряет свою основную функцию - удаление мокроты при воспалительных процессах. Сами же легкие у малышей менее воздушны. Это очень облегчает развитие инфекции. А еще брюшной тип дыхания (с активным участием передней брюшной стенки), который характерен для самых младших ребятишек, вносит свои проблемы: любые неурядицы в животике (вздутие живота, увеличение печени, наличие воздуха в желудке) утрудняют газообмен и увеличивают степень тяжести пневмонии.
Вот почему достаточно часто инфекция, которая попала в организм ребенка, почти не чувствуя препятствий, быстро распространяется и, как результат, приводит к поражению легочной ткани с возникновением пневмонии.
Иммунитет, сигарета и даже... ваше образование! Это, вроде бы, и разные вещи, но они, по данным статистики, также определяют возможность заболевания вашего ребенка. Известно, что у детей, особенно у грудных, иммунобиологические защитные реакции несовершенны. А легкая ранимость слизистой оболочки дыхательных путей и все перечисленные нами особенности органов дыхания обуславливают повышенную чувствительность легочной ткани к вирусам и микробам. Пневмония чаще возникает и тяжелее протекает у малышей, которые находятся на искусственном или смешанном вскармливании, болеют рахитом, гипотрофией и экссудативным диатезом. Почему? Потому что все эти болезни сопровождаются ухудшением барьерной функции бронхов, снижением содержания факторов иммунной защиты и нарушением процессов обмена веществ вообще. Пассивное курение, то есть вдыхание воздуха вместе с дымом сигарет, кроме непосредственного токсического действия на органы дыхания, способствует уменьшению поступления кислорода в организм. Что касается образования взрослых, то очевидно, от этого зависят объем и качество ухода за малышом и, конечно, знание детского организма и умение организовать в своем доме экологически безопасный быт.
Симптомы пневмонии.
Признаки заболевания.
После инфицирования, при развитии патогенной микрофлоры в легких начинается воспаление, оно сопровождается повышением температуры тела. В отличие от обычных респираторных заболеваний, при которых повышенная температура падает уже на второй - третий день, при пневмонии температура держится более трех дней, на уровне около 37-38 градусов (так называемая «легочная» температура). Иногда падение повышенной температуры тела после применения антибактериальных средств расценивают в пользу пневмонии.
Точный диагноз позволяет сделать рентгенограмма, но существуют и внешние признаки болезни:
- бледность и синюшность носогубного треугольника;
- раздувание крыльев носа учащенное дыхание (с участием вспомогательной мускулатуры грудной клетки);
-очень быстрая утомляемость;
- необоснованная потливость;
- отказ ребенка от еды.
Характерного «пневмонийного» кашля не существует, он может быть легким, поверхностным, может вообще отсутствовать, а может быть тяжелым, приступообразным как при коклюше. Выделение мокроты для пневмонии не характерно, она появляется, если воспаление затронуло не только легкие, но и бронхи.
Диагноз пневмонии, как правило, педиатр ставит у постели больного ребенка из-за наличия признаков пневмонической интоксикации и дыхательной недостаточности. Существует высказывание, что у детей, особенно раннего возраста пневмонию "лучше видно, чем слышно”. Это значит, что такая симптоматика как бледность и синюшность носогубного треугольника, учащенное дыхание с участием вспомогательной мускулатуры грудной клетки, раздувание крыльев носа, очень быстрая утомляемость, необоснованная потливость, отказ ребенка от еды могут быть признаками воспаления легких даже в том случае, если при выслушивании педиатр еще не обнаруживает изменений над поверхностью легких. В последующем, при рентгенологическом исследовании находят признаки воспаления легочной ткани.
При вовлечении в процесс плевры появляются сильные боли в грудной клетке, связанные с дыханием и кашлем. Нередко такие пневмонии сочетаются с характерными высыпаниями и протекают с поражением целой доли легкого или сегмента с реакцией плевры и их называют "крупозными” (от шотл. сroup – тонкая оболочка).
Ко внелегочным симптомам пневмонии относятся также тахикардия (учащение сердцебиения), желтуха, диарея, мышечные боли, кожные высыпания, спутанность сознания. У детей раннего возраста на фоне высокой температуры тела иногда развиваются судороги.
При аускультации (выслушивании легких) врач обнаруживает характерные для пневмонии изменения – своеобразные хрипы на высоте вдоха (крепитацию) или разнокалиберные влажные хрипы. Очень часто первым аускультативным признаком пневмонии может быть ослабление дыхания в зоне поражения, а не наличие хрипов.
При хламидийных пневмониях нередко выявляют изменения в зеве и увеличение шейных лимоузлов. Атипичная микоплазменная пневмония может протекать с небольшим непродуктивным кашлем, охриплостью голоса, субфебрильной температурой.
Классификация пневмоний у детей
- Очаговая. Очаги чаще бывают размером 1 см и более.
- Очагово-сливная - инфильтративные изменения в нескольких сегментах или во всей доле легкого, на фоне которых могут быть видны более плотные участки инфильтрации и/или полости деструкции.
- Сегментарная - в процесс вовлекается весь сегмент, который, как правило, находится в состоянии гиповентиляции, ателектаза.
Воспаление легких может приводить к легочным осложнениям (плевриту, абсцессу и бактериальной деструкции легочной ткани), бронхообструктивному синдрому; острой дыхательной недостаточности (отеку легких). Ко внелегочным осложнениям относят острое легочное сердце, инфекционно-токсический шок, неспецифический миокардит, эндокардит, перикардит; сепсис (чаще при пневмококковых пневмониях); менингит, менингоэнцефалит; ДВС-синдром, анемии.
Диагностика пневмонии.
Общая симптоматика является основой клинической диагностики пневмоний, принимая во внимание то, что у детей раннего возраста на первый план при пневмониях выступают признаки ДН, интоксикации, а локальные физикальные изменения в легких чаще появляются позже.
Анализ данных относительно распространенности различных симптомов при пневмонии позволил предложить следующую диагностическую схему при первом осмотре больного с острым респираторным заболеванием (ОРЗ).
Если при осмотре у ребенка, независимо от уровня температуры и при отсутствии обструкции, имеется:
- учащение дыхания (60 в минуту у детей первых месяцев жизни, 50 в минуту у детей 2 - 12 мес., 40 в минуту у детей 1 - 4 лет);
- втяжение межреберий;
- стонущее (кряхтящее) дыхание;
- цианоз носогубного треугольника;
- признаки токсикоза («больной» вид, отказ от еды и питья, сонливость, нарушение коммуникабельности, резкая бледность при повышенной температуре тела), то состояние расценивается как тяжелое с большой вероятностью наличия пневмонии.
Этим больным следует назначить антибиотик и направлять их в стационар.
Если у ребенка нет признаков, указанных выше, но имеются:
- температура 38° C дольше 3 дней;
- локальные физикальные признаки пневмонии;
- асимметрия хрипов,
то следует предположить наличие пневмонии. Этим больным необходимо сделать анализ крови, направить их на рентгенографию; при невозможности ее проведения - назначить антибиотик. Госпитализации подлежат больные с признаками дыхательной недостаточности
Если у ребенка с ОРЗ и признаками бронхиальной обструкции имеются:
- асимметрия хрипов;
- «воспалительная» гемограмма,
В этом случае следует исключить пневмонию, назначить рентгенологическое исследование. Госпитализации подлежат больные с признаками дыхательной недостаточности.
Если у ребенка фебрильная температура в течение 1-2 дней при отсутствии указанных выше признаков, то его следует наблюдать на дому как больного ОРЗ без пневмонии.
Помимо перечисленных в схеме показаний к госпитализации, следует принимать во внимание такие факторы, как преморбидный фон (гипотрофия, аномалии конституции и др.), низкий социальный статус семьи, психологические особенности родителей.
Кроме клинических, диагноз пневмонии подтверждают рентгенологические данные. При острой пневмонии выявляют типичные рентгенологические признаки.
Ребенку ... рентген? Вы удивлены и встревожены? Есть ли необходимость делать это обследование именно вашему ребенку? А может лучше обойтись другими методами диагностики?
Рентгенологический метод имеет особенно важное значение в диагностике заболеваний органов дыхания у детей. Поэтому, если после обследования маленького пациента у вашего врача возникнет подозрение относительно острого воспаления легких, он, кроме других лабораторных обследований, непременно назначит рентгенографию органов грудной клетки. Почему? Нужно подтвердить диагноз пневмонии для того, чтобы назначить достаточное лечение. На снимке, полученном при обследовании, будет зафиксирована точная локализация воспалительного процесса: справа, слева или с обеих сторон. Особенно нужно это тогда, когда ребенок раньше уже болел воспалением легких. В таком случае врачу важно зафиксировать, совпадает ли локализация поражения с предыдущим случаем воспаления. Если это так, то лечению нужно уделить максимум внимания, потому что есть опасность формирования хронической пневмонии, с которой намного сложнее справиться.
При бактериологических и вирусологических исследованиях слизи из зева, носа, мокроты обычно выделяют вирусно-бактериальные ассоциации, то есть сочетание различных респираторных вирусов и бактерий. Для диагностики микоплазменной или хламидийной инфекции используют иммуноферментный, иммунофлуоресцентный и ДНК-полимеразный методы.
В анализах крови при пневмониях обнаруживают повышение числа лейкоцитов со сдвигом формулы влево (признаки воспаления), токсическую зернистость нейтрофилов, ускорение СОЭ. Однако отсутствие воспалительных изменений в показателях крови не исключает наличие пневмонии у ребенка.
При исследовании функции внешнего дыхания чаще регистрируют так называемый "рестриктивный” тип вентиляционных нарушений, который связан со снижением эластичности легочной ткани. При сопутствующем бронхите может преобладать "обструктивный” тип нарушений, который обусловлен обструкцией (закупоркой) бронхов комочками мокроты.
В случае осложненного течения пневмонии регистрируются нарушения на ЭКГ, в показателях функции печени и почек.
Лечение пневмоний.
Пневмония заболевание коварное и требует постоянного контроля, в любую минуту состояние ребенка может ухудшиться, поэтому не стоит рисковать детским здоровьем. Детей до трех лет чаще всего госпитализируют, для постоянного наблюдения за состоянием и во избежание развития осложнений. Детей старшего возраста могут оставить дома, при условии неукоснительного выполнения родителями всех рекомендаций.
Основные принципы антибактериальной пневмонии следующие:
- антибиотики при установленном диагнозе или при тяжелом состоянии больного назначают незамедлительно, при сомнении в диагнозе у нетяжелого больного решение принимают после рентгенографии;
- при неосложненных нетяжелых пневмониях следует отдавать предпочтение назначению препаратов перорально, переходя на парентеральное введение при утяжелении течения заболевания;
- если терапия была начата парентерально, после снижения температуры и улучшении состояния больного следует перейти на пероральный прием антибиотика;
- после курса антибактериальной терапии целесообразно назначение биопрепаратов.
В распоряжении врачей на сегодняшний день имеется около 200 антибактериальных препаратов, продаваемых под более чем 600 фирменными названиями. В такой ситуации следует руководствоваться при выборе препарата, помимо его ожидаемой эффективности и потенциальной токсичности для ребенка, удобством применения у больного и стоимостью.
Показаниями к назначению антибиотиков у детей при респираторной патологии являются выраженная интоксикация, высокая температура тела более 3 дней, клинические признаки пневмонии, ранний возраст ребенка (первый год жизни), затяжное течение воспалительного процесса.
В большинстве случаев антибиотик назначается до получения сведений о возбудителе болезни. Поэтому выбор первого препарата осуществляется эмпирически (по опыту). Это так называемая стартовая эмпирически выбранная терапия.
Оценка эффективности введенных больному препаратов - единственный способ решить, есть ли смысл продолжать лечение эмпирически выбранным препаратом или надо его сменить. При хорошем эффекте уже через 24-48 ч снижается температура, улучшается общее состояние, пневмонические изменения уменьшаются или, по крайней мере, не нарастают (количество хрипов может увеличиться). В этих случаях замены препарата не требуется. Если терапию начинали с инъекционной формы антибиотика, то его можно заменить на оральную. В большинстве случаев нетяжелую пневмонию лечат антибиотиками 4 - 6 дней и на дому.
Отсутствие эффекта - сохранение температуры и нарастание пневмонической инфильтрации по данным рентгена, позволяет исключить причину, которую предположил врач при выборе стартового препарата, и назначить альтернативную схему. Замену или, по крайней мере, добавление нового антибактериального средства следует проводить через 36-48 ч (а при крайне тяжелых инфекциях - через 24 ч) при отсутствии терапевтического эффекта.
В лечении пневмоний у детей применяют три основные группы антибиотиков: пенициллин и полусинтетические пенициллины (ампициллин, амоксициллин, амоксиклав и др.), цефалоспорины различных поколений (цефалексин, цефуроксим, цефтриаксон, цефоперазон), макролиды (эритромицин, ровамицин, азитромицин и др.). При тяжелом течении пневмонии используют аминогликозиды, имипенемы (тиенам) и сочетание препаратов различных групп, в том числе с сульфаниламидами или метронидазолом. При легионеллезной пневмонии показано назначение рифампицина. Грибковые пневмонии требуют применения препаратов флуконазола (дифлюкан) или амфотерицина В.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев