Призвание конструктор. Есть люди с творческой неуспокоенностью. У таким можно без ошибки отнести Юрия Сергеевича Хахавина – заместителя начальника конструкторского отдела № 33.
Свою трудовую деятельность Ю.С. Хахавин начинал в 1950 году. После окончания Пензенского индустриального института, получив специальность инженера-механика, был направлен работать на завод имени Масленникова.
Первые шаги молодого специалиста были сделаны в отделе Главного технолога, но стать инженером-технологом было не суждено. Ему нужен был простор для творческих мыслей его воображения, хотелось дерзать, творить, состояться как конструктор, выпестовать свое детище, выношенное в творческих муках.
В 1951 году он переступил порог конструкторского бюро механизмов (КБМ) и оказался перед его начальником В.С. Чубакиным. – Хочу быть конструктором и работать у вас, - твердо заявил он. Тогда-то и решилась его судьба, как специалиста. Он был зачислен в штат КБМ на должность инженера-конструктора и конструкторское дело стало его призванием, смыслом жизни на все время его трудовой деятельности.
Его постоянно будоражали идеи. Он в очередной раз обдумывает варианты решения технических вопросов, возникших при разработке конструкций изделий, порой даже в домашней обстановке эти размышления не покидают его.
Часто Юрий Сергеевич выдает именно ту крупицу полезной информации, которой порой недостает конструкторам при проектировании принципиально новой конструкции изделия. Такое озарение может приходить только к специалисту постоянно находящемуся в творческом поиске и жаждущего смелого эксперимента.
При разработке проектов он требует неординарных технических решений, не признает предполагаемую переработку или изменение конструкции в скором будущем, доводя до совершенства созревшее техническое решение.
Конструкторам, работавшим с ним, одновременно и легко и трудно. Порой, когда ограничены сроки разработки, а комплект конструкторской документации, в том числе и рабочие чертежи, почти готов, Юрий Сергеевич одним махом может эту готовность и размеренность разрушить каким ни будь новым техническим решением, которое однозначно лучше предыдущего. Без воплощения этого решения он уже не мыслит существование новой конструкции. При этом приходится всю документацию тщательно и оперативно перерабатывать, однако затраченный трудоемкий и кропотливый труд, впоследствии себя оправдывает соответствием изделия тактико-техническим требованиям и технологичностью при ведении серийного производства.
Все разработки Ю.С. Хахавина, в основном защищены авторскими свидетельствами на изобретение, выданные Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий. От внедрения этих изобретении полученная экономическая эффективность составляла сотни тысяч рублей.
За каждым изобретением стоит кропотливый труд, творческий поиск, а порой и бессонные ночи. Только так рождаются весомые изобретения, дающие значительную экономическую эффективность, а изделиям придают принципиально новые необходимые качества.
Творческая неугомонность Юрия Сергеевича присутствовала на всем протяжении его работы на заводе и своим принципам он не изменял никогда. «Требовательность и творчество» -непоколебимый его девиз.
- Так не годится! Надо искать другое конструктивное решение! – Нередко можно было услышать от него, при разработке проектов. И вновь творческий поиск.
Любознательность и жажда эксперимента сопровождали его на всем его трудовом пути. В любом техническом анализе, он был способен увидеть причину, правильно оценить и выбрать верный путь на ее устранение. Он обязательно присутствовал на сборке первых образцов спроектированных изделий, нередко сам выполнял работы сборщика. Сборка новых нетипичных узлов требовала изменения техпроцесса, и Ю.С. Хахавин не дожидаясь его доработки технологическим отделам, сам садился за чертежи новой оснастки, которая впоследствии обретала жизнь в производстве.
Инженера-конструктора прошедшего школу Ю.С. Хахавина, можно сразу отличить от других, по их подходу к решению технических вопросов, настойчивости и инициативе, обязательности и аккуратности в оформлении конструкторской документации и чертежей.
Он с удовольствием работал с конструкторами, имеющими свою точку зрения, способными обосновать ее и отстаивать. Только в споре рождается истинное решение.
Он доверял и ценил конструкторов, понимающих дело с полуслова, близких по духу творчества и не успокоенности. Многие инженеры-конструкторы, работающие под началом Ю.С. Хахавина , впоследствии становились руководителями подразделений завода. Среди таких можно назвать: Г.П. Кулюдина, А.И. Дударева, В.А. Каризского, Г.П. Малышева, М.У. Вяльшина, А.А. Алешина, А.Н. Данилова, Н.М. Прямостанова, С.А. Васильченко. Мало кто из руководителей подготовил столько высококвалифицированных специалистов-руководителей производства.
В годы конверсии производства, связанной с организацией изготовления гражданской продукции, наряду с выполнением военных заказов, Ю.С. Хахавин с группой конструкторов разрабатывает ряд изделий, среди которых можно выделить наиболее сложные разработки.
Для текстильной промышленности была разработана конструкция «Балансир» - прибора для разматывания шелковых нитей из коконов шелкопряда. Эта разработка и изготовление балансира в отечественной промышленности, позволила отказаться от аналогичных приборов, приобретаемых в Японии за валюту. Был разработан целый ряд швейных машинок: «Оверлок» - вид швейной машины для обмётывания срезов текстильных материалов при изготовлении швейных изделий; швейная машинка «Пчелка»; швейная машинка для скорняжных работ. И в этой сфере работ было получено Ю.С. Хахавиным ряд свидетельств на изобретение.
За время трудовой деятельности на счету Ю.С.Хахавина более 50-ти разработок изделий и технических решений, признанных изобретениями. Энергия и творческий замысел всегда сопровождали его.
Годы упорного многолетнего и безупречного труда, творческих поисков Ю.С. Хахавина по достоинству были оценены. Он кавалер ордена «Знак Почета», награжден многими медалями, ему было присвоено высокое звание «Заслуженный конструктор РСФСР».
Я благодарен судьбе, что и мне довелось овладеть многим в работе конструктора с помощью этого человека, выдающего профессионала своего дела и стать конструктором на все время своего трудового пути.
Главный конструктор ОАО НПП «Завод имени Масленникова» . .. Каризский В.А.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев