П., Владикавказ, 2013 год, страницы 400, 402-410.
Ингушский след в богатой истории Владикавказа
«В истории Владикавказа эпизод преобразования его из бывшей военной крепости в город, бесспорно, является переломным событием, избавившим его в будущем от бесперспективного политического, социально-экономического и культурного развития. Это событие, к сожалению, до сих пор мало изучено в литературе. В основу очерка положен исключительно архивный материал.
«В конце октября 1858 г. наместник предписал чиновнику своей канцелярии титулярному советнику Ю. Я. Рудаковскому: «Предположив Владикавказскую крепость обратить в город и устроить там необходимые гражданские учреждения, я признал необходимым предварительно собрать некоторые статистические данные, которые бы служили основанием как для составления положения о Владикавказе и его гражданских установлениях, так и для принятия разных административных мер. Возлагая выполнение этого дела на вас, я предлагаю теперь же отправиться в крепость Владикавказ и заняться собиранием из подлежащих источников значащихся в прилагаемой программе сведений». Чиновник Рудаковский должен был добыть эти сведения у местного военного начальника, а также и «личными исследованиями». «Всеми сведениями, - наставлял наместник своего чиновника, - какие получите на месте через расспросы тех или других лиц, надлежит пользоваться с крайнею осмотрительностью, удостоверясь предварительно в их верности путем строгой критической их оценки».
Вооружившись программой действий (наставлением), которую для него составил сам Барятинский, Рудаковский сразу же после прибытия во Владикавказ ушел с головой в указанную работу. Всего полтора месяца понадобилось ему, чтобы собрать требуемые сведения о крепости Владикавказ. Эти сведения наиболее достоверные и точные о Владикавказе середины XIX в. и представляют значительный интерес. Так, Рудаковский свидетельствует, что во Владикавказе зданий - 628, которые принадлежали различным ведомствам: гарнизону крепости - 68 домов, лицам благородным - 123, купцам - 109, мещанам - 27, крестьянам - 25, отставным нижним чинам - 65, служащим нижним чинам - 209 домов. Во всей крепости было всего 12 каменных домов, остальные деревянные. Подавляющее большинство одноэтажные, всего 15 двухэтажных домов. Ежедневно жителям крепости свои товары предлагали 165 мелких и средних лавок. Промышленность была представлена следующим количеством заводов: кирпичных - 17, известковых - 12, мыльных - 1 и свечных - 2. Владикавказ располагал 12 постоялыми дворами, 7 трактирами, 3 гостиницами, 4 харчевнями, одним кофейным домом, 3 кондитерскими, 2 распивочными домами, 5 маркитантами, 12 банями и 6 церквями. Состав владикавказских рабочих и ремесленников был таков: кузнецов - 7 человек, булочников - 4, цирюльников - 3, портных - 30, золотых дел мастеров - 2, часовых дел мастеров - 2, эполетных дел - 1, сапожных - 6, серебряных дел мастеров - 6, оружейных дел мастеров - 6, седельников - 11, каменщиков - 130, плотников - 100, рабочих - 180 человек.
Лучшие дома в крепости принадлежали купцам и высшим военным чинам. Рудаковский доносил, что между этими домами есть здания правильной и красивой постройки, крытые железом, черепицею и лесом. «Соломою покрываются дома, принадлежащие служащим, а также отставным нижним чинам». В крепости 18 улиц и 4 площади, из которых несколько вымощено. Для общественного гуляния имеется два сада и бульвар, разведенный на обрывистом берегу Терека. Площадь, которую занимал Владикавказ, составляла 157 десятин. С обращением Владикавказа в город предполагалось отвести ему два участка: первый в размере 4500 дес. между Тереком и Камбилеевкой и второй в размере 3625 дес. по правую и левую стороны Терека, принадлежащий Владикавказской станице. Последнюю местные власти предполагали переселить на другое место, поселив взамен ее немецких колонистов. Число жителей Владикавказа - 2342 человека. Из них мужского пола 1500 и женского 1142. Сословное деление жителей: дворян и разночинцев - 516 человек, купцов - 199, мещан - 346 чел., крестьян - 289 чел., иностранцев - 38 чел., отставных нижних чинов - 822 чел. и служащих - 409 человек.
В самом Владикавказе не было ни одной ярмарки. Базарная торговля производилась два раза в неделю: по вторникам и субботам. В эти дни сюда стекались «жители близлежащих станиц и аулов и привозят съестные припасы и всякого рода живность, сено, строевой лес и дрова. Кроме того бурки, башлыки и др. принадлежности азиатской одежды». Рост торговли заставил власти крепости создать торговую палату - комиссию. В ее состав входили: комендант крепости, начальник полиции и два торговца - русский и армянин.
Считаю уместным привести также весьма интересные данные о жителях Владикавказа по национальному составу. В 1858 г. число жителей крепости, как уже сказали, составило 5179 человек. Из них жителей русской национальности - 3921 чел., в том числе 986 казаков, осетин - 980 чел., армян - 68 чел., грузин - 41 чел., иностранцев - 32 чел., евреев - 29 чел., кабардинцев - 4 чел., ингушей - 13 чел., чеченцев - 5 чел., персов - 23 чел., греков - 54 чел., татар - 8 чел. Приведенные данные убедительно подтверждают весьма пестрый и интернациональный состав населения крепости. Отметим здесь, что многоязычность жителей Владикавказа
сложилась гораздо раньше. Мы располагаем данными середины 30-х гг. (правда,
отрывочными), которые подтверждают, что уже в то время во Владикавказе можно было услышать, наряду с русским и осетинским говором, также грузинскую, армянскую, греческую, ингушскую, ногайскую, татарскую речь.
В 1836 г. в крепости вместе с двумя осетинскими аулами (Ирыкау - на южном форштадте основанный в 1784 г. и аул Тулатовых - на левом берегу Терека, западный форштадт крепости, основанный в 1825 г.) проживало 3986 человек. В том числе русских - 1912 чел., из которых 1136 являлись военнослужащими, осетин - 1215 чел., (814 - в Ирыкау, 401 чел. - в ауле Тулатовых), армян и грузин - 87 чел., ингушей - 36 чел., ногайцев - 13 чел., греков - 14 чел., персов - 9 чел.(ЦГВИА. Ф. 13 УА. Д. 6164. 2-91. Л. 11-13., ныне Российский Государственный Военно - исторический архив)
С начала пореформенного периода вышеописанные процессы во Владикавказе получают свое дальнейшее развитие. Прежде всего, происходит значительное увеличение населения нашего городя, причем, статус одного из самых интернациональных городов Кавказа он с годами не только не растерял, а еще больше упрочил.
Предоставим слово официальным статистическим данным, содержащимся
в исторических документах. В 1877 г. население нашего города уже насчитывало 23 766 человек (15858 душ мужского пола и 7908 душ женского пола). Из всего этого числа городского населения 17499 чел. составляло гражданское население, а 6273 чел. относились к разряду войскового. Заметим, что этот процесс постепенного и настойчивого увеличения гражданского населения и, наоборот, уменьшение войскового во Владикавказе после его провозглашения городом стал необратимым. По национальному составу в том же 1877 г. городское население выглядело: армян - 81 чел., грузин - 52 чел., кабардинцев - 6 чел., кумыков - 73 чел., чеченцев - 76 чел., ингушей - 41 чел., осетин - 1790 чел.
Число иностранных подданных во Владикавказе к указанному времени, к немалому, надо полагать, удивлению читателей, достигло 771 чел., в том числе немецких колонистов - 251 чел. К числу иностранных подданных следует отнести, кроме немецких колонистов, персов, греков, австро-венгров, болгар, а также поляков. Именно на рубеже 70 - 80-х гг. происходило массовое заселение Владикавказа представителями указанных народностей. Свидетельством тому в какой-то мере являются данные 1923 г. В том году во Владикавказе проживало 72069 человек...
На основании собранных Рудаковским данных, чиновников канцелярии кавказского наместника в 1859 г. составили проект преобразования крепости в город и само положение о будущем городе. Последнее состояло из 94 параграфов.
Проект положения о будущем городе был разослан ряду высокопоставленных гражданских и военных лиц на Кавказе для обсуждения и «высказывания суждения по сему».
Среди этой «когорты» кавказских царских администраторов генерал Н. И. Евдокимов, командующий армией Левого крыла Кавказской военной линии, был той личностью, с мнением которой особенно считался наместник. С проектом он, в основном, согласился, одобрил все пункты положения. «Восстал» он только против первого параграфа, где говорилось, что будущий город Владикавказ будет подчиняться ставропольскому губернатору. Евдокимову непременно хотелось, чтобы город был в его личном подчинении, в противном случае, писал он наместнику А. И. Барятинскому, «Владикавказ едва ли решит ту задачу, которую призван оный решить». Далее он настаивал на следующем: во-первых, удалить вовсе из будущего города жителей Осетинского аула, примыкающего к южному форштату крепости. Во-вторых, «переселить казаков Владикавказской станицы... В-третьих, «переселить во Владикавказ из России от 30 до 40 дворов немецких колонистов, которые примерами своего усовершенствованного хозяйства могли бы иметь благодетельное влияние на улучшение в крае сельского хозяйства».
Председатель Кавказского комитета сообщал, что государь император утвердил проект города Владикавказа, что «Он в 31-й день марта 1860 года соизволил
написать собственноручно: «Исполнить». А на положении о городе Владикавказе черкнул: «Быть по сему».
Крепость Владикавказ стала городом, сохранив прежнее свое название, а в связи с этим появилась необходимость создания его администрации, полиции, налогов и т. д. Управление его должно было состоять из полиции, городового суда и особых чинов: городового архитектора, врача и стряпчего. Большие обязанности легли на плечи первого архитектора города Владикавказа, которым стал топограф Максимов. Город быстро рос. Согласно положению о городе, жители его должны были снести свои старые жилища и строить дома - стоимостью не менее по быту купеческому от 3 тыс. до 1500 руб., и в 500 руб. «Мещанам в исключительных случаях раз решалось строить дома стоимостью в 250 руб., «на тех условиях строительного искусства, какие в том требуются правилами закона о благоустройстве городов». Менялись улицы, их стало больше, они становились шире и прямее, а на главных из них появилось свечное освещение. Первым профессиональным архитектором нашего города и стал 29-летний титулярный советник Евгений Константинович Богушевич, с июня 1862 г.
Выгодное географическое расположение Владикавказа способствовало тому, что с первых же дней своей городской жизни он стал центром прилегающей к нему территории. С образованием вскоре Терской области он стал ее административной и культурной столицей.
Такова история преобразования крепости Владикавказ в город.»
К ИСТОРИИ СЕЛЕНИЯ ОЛЬГИНСКОЕ
Ольгинское - одно из самых молодых селений на Правобережье Северной Осетии, хотя его основатели и их предки одними из первых горцев переселились на плоскость еще в XVIII в.
Этому способствовало основание в 1784 г. у входа в Дарьяльское ущелье крепости Владикавказ. Современники писали, что ровно в полдень 6 мая в честь заложения крепости был произведен салют из пяти орудий. На необычный для этих мест шум, веселье, и, наконец, на пушечные выстрелы собрались любопытствующие горцы, в основном из ближайших тагаурских и ингушских аулов Дарьяльского ущелья. Они были приветливо встречены отрядом русских солдат и казаков, даже приглашены на торжественный солдатский обед. Собираясь возвращаться домой, осетины попросили у начальника отряда разрешить им переселиться со своими семьями к крепости, обещая взять на себя определенные обязанности по охране крепости.
Получив положительный ответ, горцы удалились. Это было в мае 1784 г., а в июле к горцам обратился генерал С. П. Потемкин, призывая «заняться мирною жизнью под охраной крепостных верхов». Кавказский губернатор приглашал их к переселению на земли, лежащие вокруг крепости. Потемкин хотел поселить как можно больше аулов из мирных горцев вокруг нее.
В конце лета - начале осени 1784 г. большая группа осетин со своими семьями, родственниками перешла на жительство к крепости. Обосновались они на южной стороне крепости («на южном фасе»). Был основан аул, получивший на осетинском языке название «Ирыкау», а в русских документах зафиксирован как «Владикавказский осетинский аул». Прав, таким образом, историк Ракович Д. В., писавший, что осетины появились во Владикавказе в год учреждения крепости, согласно призыву генерал-поручика Потемкина.
Крепости Владикавказ не суждено было долго существовать. Из-за резкого ухудшения русско-турецких отношений и неблагоприятных политических событий, возникших вскоре на Кавказе, русское правительство вынуждено было в 1788 г. крепость срыть, а гарнизон перевести в Моздок. Оставшись без защиты, осетины также вынуждены были покинуть свой аул и уйти обратно в горы. Однако в 1800 г. - на сей раз навсегда - крепость Владикавказ снова была восстановлена. Возродилась крепость, восстановился и осетинский аул.»
Небольшие комментарии и выводы:
1. В 1858 году пишет покойный профессор Берозов, что осетин во Владикавказской крепости было 980 человек, что несомненно является ложью. Тут имеются в виду скорее всего жители Осетинского аула, который находился за стенами Владикавказской крепости, который был основан в 1784 году сразу же после основания Владикавказской крепости, вышедшими из гор осетинами;
2. Профессор Берозов Б. П. приводит данные, говорящие, что ингуши почти с самого основания проживали во Владикавказской крепости, в городе Владикавказе: в 1836 году ингушей в крепости было 36 человек, в 1858 году 13 человек, а в 1877 году 41 человек. Это, конечно, довольно маленькая цифра, но и она разносит в пух и прах мифы большинства осетинских историков о том, что ингуши впервые появились во Владикавказе только в 1923 году;
3. Из материалов профессора Берозова также узнаем, что никаких осетинских поселений около будущего Владикавказа до появления русских и до основания Владикавказской крепости ещё не было. Тот самый первый аул осетин, который назывался Осетинский(Асетинский) аул возник сразу же после основания Владикавказской крепости за ее крепостными воротами в 1784 году. Но как только российские войска в 1788 году срыли крепость и ушли, забрав с собой гарнизон, сразу же ушли в горы и осетины, и ингуши же остались, так как они здесь жили задолго до появления русских и России;
4. В 1836 году, когда по данным осетинского профессора Берозова и согласно Российскому Государственному Военно-историческому архиву ингушей было во Владикавказской крепости 36 человек, осетины вообще не жили в самой крепости, а находились за ее воротами в аулах, основанных после появления русских в 1800 и в 1825 году; хотя в 1877 году осетин во Владикавказе, якобы, уже 1790 человек, чему немного не верится;
5. По архивным данным и материалам Берозова можно окончательно считать доказанным тот факт, что до основания Владикавказской крепости на данной территории не было вообще никаких осетинских поселений: Ирыкау или Осетинский аул возник в 1784 году после постройки самой крепости, а аул Тулатовых возник в 1825 году на левом берегу реки Терек. Никакого Дзауджикау соответственно тоже не было. Но так как различные материалы и современники основания Владикавказской крепости утверждают, что рядом всё же находился чей - то аул, то логично будет утверждать, что это был ингушский аул(селение). Это же подтверждают и архивные карты того времени;
6. Генерал Н. И. Евдокимов, командующий армией Левого крыла Кавказской военной линии требовал удалить вовсе из будущего города жителей Осетинского аула, примыкающего к южному форштату крепости. Осетины были нежелательным элементом в жизни Владикавказской крепости(даже находясь за пределами крепости) и будущего города;
7. Книга выпущена в 2013 году и подписано Министерством культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия. Хотелось бы верить, что это значит, что осетинские власти и осетинская интеллигенция поняли, что путь конфронтации с ингушами, путь лжи и фальсификации истории - это путь тупиковый. Хочется верить, что осетинские власти и народ займутся оздоровлением обстановки и межнационального согласия в Северной Осетии, начнут помогать развитию Пригородного района и ингушских селений этого района. Хочется верить...
ВОТ ССЫЛКА НА ГРУППУ В ФЕЙСБУКЕ "ВЛАДИКАВКАЗ -НАШ АШ ГОРОД":
https://www.facebook.com/groups/vladikavkaz.group.number.one.2015/ ВОТ ССЫЛКА НА ГРУППУ В ОДНОКЛАССНИКАХ "ВЛАДИКАВКАЗ- НАШ ГОРОД. БУРО. ОРДЖОНИКИДЗЕ":
http://www.ok.ru/group/53504061276410 ВОТ ССЫЛКА НА ГРУППУ НА САЙТЕ ВКОНТАКТЕ "ВЛАДИКАВКАЗ - НАШ ГОРОД":
http://m.vk.com/vladikavkaz_ing_group ВОТССЫЛКА НА ГРУППУ "ВЛАДИКАВКАЗ - НАШ ГОРОД" НА САЙТЕ www.spaces.ru:
spaces.ru/soo/vladikavkaz_ing http://maga-gorec.livejournal.com/59896.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев