Большинство синагог Беларуси имело специфические черты, и в этом их уникальность. Еврейское население появилось на территории Беларуси в конце XIV в. во времена Витовта в Бресте и Гродно. Интенсивная миграция евреев в Беларусь состоялась в XVI в. из Германии через Польшу и постепенно распространилась до восточных границ Великого княжества Литовского. В это время еврейские поселения превратились в общины с кагальной организацией. Кагал отвечал перед властями и христианским населением за всех членов еврейской общины. Он платил налоги, осуществлял суд в спорах между евреями, отвечал за строительство синагог и молитвенных домов. Сначала синагоги в ВКЛ были деревянные. Первое упоминание о синагоге на территории Беларуси встречается в грамоте Витовта (1389) гродненским евреям об их поселении. Первые каменные синагоги в Беларуси построены в Бресте (1568) и Гродно (1578). В это время наиболее распространенным типом синагог был ренессансный. В XVII в. сложился новый тип синагоги, совмещавший черты ренессанса и барокко (Быхов, Пинск, Новогрудок, Слоним). В результате введения Екатериной II на территории Беларуси "черты оседлости" в XIX в. в местечках и городах значительно увеличилось еврейское население. Было возведено много новых каменных синагог (Борисов, Гродно, Ивье, Молодечно). Общее количество синагог к началу XX в. составляло в Беларуси около двух тысяч, подавляющее большинство из них — деревянные. К сожалению, почти все деревянные синагоги сожжены во время Великой Отечественной войны. Синагоги Беларуси в сравнении с синагогами других стран имеют свои особенности. Главная из них — воплощение в архитектуре стилизованного и переосмысленного образа просторного дома, ковчега — символа духовного единства общины. Этим объясняется, что все синагоги Беларуси создавались цельным большим объемом под почти шатровой крышей. Синагоги, хоть и стояли особняком в архитектуре городов Беларуси, но вместе с развитием белорусской архитектуры прошли путь от сооружений оборонительного характера (XVII в.) до сооружений в стиле эклектики (XX в.).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев