Во все века Великие мудрецы пытались преодолеть массовые заблуждения и побудить человека к поиску ответа на вопрос: «В чем же истинный смысл жизни?»
Существует древняя загадка, связанная с каменным изваянием Сфинкса. Сегодня, пожалуй, нет таких взрослых, кто не знает об огромном каменном изваянии Сфинкс, находящемся в Египте. Но, очевидно, гораздо меньше тех, кто знает, что это каменное изваяние символизирует тайну, которую должно разгадать человечество.
Существует гипотеза, что мудрецы древности, построившие изваяние, возможно, выходцы из Атлантиды, предостерегли этой загадкой очередную нашу цивилизацию.
Древняя легенда гласит: «Крылатое чудовище с лицом и грудью женщины и туловищем льва, порождение стоглавого дракона Тифона и Ехидны, было наслано богиней Ге́рой на город Фивы в наказание.
Сфинкс расположился на городской площади и задавал каждому прохожему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»
Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивал и таким образом погубил много фиванцев, включая сына царя Креонта».
Загадку разгадал мудрый Эдип и стал фиванским царем.
Вот что можно прочитать об этом у Г.С.Сковороды в диалоге «Кольцо» (1774_г.)
«Древний мудрец Эдип, умирая, оставляет малолетнему сыну в наследие историю именем "Сфинкс": "Любезный сын, вот тебе самое лучшее по мне наследие! Прими малую сию книжицу от десницы моей; люби ее, если хочешь любить твоего отца; меня почтешь, почитая оную. Носи ее с собой и имей в сердце своем, ложась и вставая. Она тебе плод принесет тот, что и мне... Узнав себя, все познаешь; не узнав себя, во тьме ходить будешь и убоишься страха, где его не бывало..."
Добрый сын, малую сию книжечку часто читая, почти наизусть знал ее. В ней написано было, что лютейший урод, именем Сфинкс, во время жизни отца его всех встречающихся ему, кто бы он ни был, мучил и умерщвлял людей. Лицо его было девичье, а прочее всё льву приличное. Вся причина убийства состояла в том, что не могли решить предлагаемой сим чудовищем задачи, или загадки, закрывающей понятие о человеке. Кто бы ни попался [воплотился — прим. ред.], вдруг задача сия: поутру четвероножный, в полдень двуножный, а ввечеру треножный, скажи мне, какой зверь? Наконец написано, что Эдип загадку решил, урод исчез, и воссияли в дни его радость и мир».
Как показал опыт, многим, кому задавалась такая загадка, потребовалось не больше получаса, чтобы отгадать классический ответ, который предлагают словари и энциклопедии. Общепринятая отгадка проста и логична — «человек». Поскольку человек в раннем детстве ползает на четвереньках, затем ходит на двух ногах, а к старости вынужден опираться на палочку.
Распространенная сегодня отгадка отражает лишь процесс взросления-старения человека и не претендует ни на предостережение от исчезнувшей цивилизации, ни на философскую значимость в силу своей очевидной поверхностности.
Нелогичным выглядит и то обстоятельство, что Сфинкс «...погубил много жителей города Фивы, включая сына царя Креонта...», которые не отгадали загадку. Неужели у них не было полчаса подумать, или в те времена так плохо соображали? Тем более что у них был более серьезный стимул к поиску правильного ответа.
Вероятнее всего, что ответ не так прост.
Сфинкс, как сказано в предании, убивал (можно встретить трактовку — пожирал или поглощал) тех, кто не отгадал загадку.
А разгадка, на которую намекает Г.С.Сковорода, связана с идеей двойственности человеческой природы. Т.е. речь идет не просто о человеке, а об эволюции сознания человека.
У Григория Сковороды читаем следующее:
«...Пришел мудрецов сын в возраст, усилились страсти, а светское дружество помогло ему развратиться.
"Сфинкс — какое дурачество, — говорили ему, — пустая небыль! Суеверие!.." Да и сам он уже имел недетский разум; понимал, что сих зверей ни в Америке, ни в самой Африке, ни в островах японских натура [природа] не рождает, а в Европе их и не бывало. Ни одна натуральная история о них не упоминает...
..В 30 лет начал приходить в себя и узнавать. "Какое бедствие! — говорил он сам с собою. — Я совсем переменился. Где девалась радость моя?
Я мальчиком был весел, все у меня есть с излишком, одного недостает — веселия. Есть и веселие, и таковым меня почитают, но внешнее, а внутри чувствую развалины основания его, боюсь и сомневаюсь. Что ж мне пользы в добром о мне людском мнении? Прибыль моя двоит во мне жажду, а мои услаждения сторичным кончаются огорчением.
Сфинкс! Чудное дело... Конечно, тут тайна какая-то... А чуть ли я уже не попался зверю тому; меня мучит что-то, но не понимаю что, а пособить нельзя. Одно только чудо, что мучусь тем, чего не вижу, и от того, кого не знаю... Несчастное заблуждение! Мучительная тьма! Ты — то поражаешь в самую душу мою... Безрассудный мир, прельщающий и прельщаемый! Яд советов твоих есть то семя смерти сердечной, а твоя сладость — то лютейший зверь; она неразумных встречает лицом девичьим, но когти ее — когти львовы, убивающие душу, и убийства ее каждый век и каждая страна исполнена». (Диалог "Кольцо" 1774 г.)
Г.С. Сковорода описывает душевные мучения человека, который начал ощущать ничтожность всех былых устремлений к удовлетворению своего вечно вожделеющего, животного начала. Его невозможно насытить, и оно требует все новых и новых «подношений». Эти «подношения» уже не приносят былых радостей, и не только старением тела обусловлена эта душевная тяжесть, но и осознанием бессмысленности прошедших лет, потраченных на ничтожные цели.
Имя Сфинкс связано с глаголом «сфинго» — сжимать, удушать. В древних текстах, упоминающих этот «памятник», встречается название Сфинкса как «шепсес анх», что многие переводят как «живой образ». Анализируя то, что говорит о Сфинксе Г.С. Сковорода, можно прийти к выводу, что более точное понимание имени Сфинкса связано со словосочетаниями «образ жизни», или «лицо жизни», или «сущность жизни».
Т.е. можно сказать, что человек, образ жизни которого является, по сути, проявлением низшей или животной ("четвероногой") части своей природы, поглощается или пожирается, или удушается этой низшей, или материальной частью Природы — Сфинксом.
Таким образом, люди, не осознающие ничтожности исключительно материальных устремлений, формирующие свои жизненные ценности и приоритеты, опираясь на низшее «я», на самость, на эгоизм, на низшую природу, обречены на поглощение Сфинксом или соответствующим "образом жизни".
Спастись от челюстей лютого зверя возможно, лишь осознав, что смысл жизни заключается в развитии и проявлении Высшей части своего сознания.
К сожалению, как правило, это осознание приходит к человеку, когда он ясно начинает ощущать на себе «когти львовы», которыми «впиваются» в человека страдания и горести, т.к. наслаждения и удовольствия низшего «я» неизбежно превращаются в болезни, горечь одиночества и немощь старости.
Впрочем, если человек не начал опасаться «когтей львовых», когда еще имел силы сопротивляться и понимать, то старость для него будет особенно мучительной, поскольку каждое состояние сознания есть интегральное следствие всех предыдущих состояний.
Поэтому Леонардо да Винчи утверждал, что пищей старости является мудрость, и, обращаясь к юношам, призывал так вести себя в юности, чтобы к старости не остаться без пищи.
Но низшая природа так сильна в человеке, так сильно в нем яростное и вожделеющее начало, что к доводам разума он остается глух, очаровываясь «сладостью» жизни, поворачивающейся к нему вначале прекрасной и заманчивой, как лицо девушки, стороной.
Вот и получается: каждый воплощенный тут же предстаёт пред Сфинксом — олицетворением образа жизни с отождествлением себя с низшей, животной природой человека и мира, и Сфинкс задает загадку, т.е. скрывает, утаивает в чем смысл жизни, и он совсем не заинтересован в том, чтобы кто-нибудь эту загадку разгадал, поскольку разгадавший — это победивший Сфинкса, то есть не отождествившийся с ним и поэтому не поглощённый им, этим «Образом жизни».
Г. С. Сковорода говорит, что Сфинкс пожирал людей, потому что они «не могли решить предлагаемой сим чудовищем задачи, или загадки, закрывающей понятие о человеке».
Т.е., отождествляя свое сознание с низшей природой, с низшим «я», игнорируя существование в себе Высшей природы, Высшего «Я», связанного с Духом, человек сам обрекает себя на уничтожение или поглощение Сфинксом, поскольку низшая природа человека тождественна природе Сфинкса.
Поэтому утверждение о том, что осознание двойственности собственной природы позволяет более верно строить свою жизнь, означает, что это осознание является первым шагом к освобождению от власти Сфинкса.
Пока человек не знает о своей двойственности и сознательно не борется с проявлениями низшей части своего сознания, или животной части сознания, то в силу качеств низшего «я», именно оно доминирующе проявляется. И без понимания необходимости этой борьбы человек не может претендовать на проявление духовности, что бы он сам о себе ни думал. Он является «четвероножным», и эта «четвероножность» может проявляться как самая грубая жестокость и невоздержанность, так и утонченная хитрость, лживость, корысть, прикрываемая моральностью, одним словом, «псевдодуховность».
Очевидно, что в осознании собственной «четвероножности» заинтересован сам человек, как заинтересован больной в правильном диагнозе, если он хочет когда-нибудь выздороветь. Но носителю псевдодуховности исключительно трудно, как показывает вся история человеческой цивилизации, осознать свою собственную псевдодуховность, т.е. «четвероножность».
«В каждом живут ангел и демон, посланники своих царей: ангел благой и демон злой, хранитель и губитель, мирный и мятежный, светлый и темный... Справьтеся, о други мои, с собою, загляните внутрь себя — увидите тайную борьбу двух мысленных воинств». (Сковорода Г.С. Сочинения в двух томах // М., 1973, т. 1, с. 156)
*******************************
🎬 Тайная история Сфинкса BBC, Discovery, National Geographic
#сфинкс #двойственность #самопознание #саморазвитие
✋ Приглашаем подписаться на наш телеграм-канал
С Философией по жизни ( https://t.me/phlife )
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев