Афганистан… У всех, кто прошел через него,
там осталась частичка жизни. Навсегда
запечатлелись в памяти солдатской афганские
горы с крутыми перевалами, боевые друзья,
с которыми сплотила война, лица погибших товарищей и солдатская,
крепкая, как сталь, дружба.
Тот, кто побывал в этой стране в те трагические, наполненные боевыми действиями годы, никогда не сможет забыть ее. Незаживающей раной будет она биться вместе с сердцем.
Много героических свершений было за плечами солдат в той необъявленной войне.
И один из подвигов – беспримерный переход 860-го, отдельного мотострелкового Псковского краснознаменного полка через памирские перевалы в Афганистан.
Один из участников похода через Памир — подполковник Николай Белашов вспоминал: «860-й отдельный мотострелковый Псковский краснознаменный полк за четверо суток совершил беспримерный 800-километровый марш по Восточному тракту памирской дороги, а затем была пройдена часть Западного тракта от города Хорога до советского Ишкашима – 108 километров, а дальше – до афганского Файзабада. Причем часть марша до этого города протяженностью около 200 километров, на высотах примерно 2500 и 3000 метров, полк преодолевал с тяжелейшими боями в течение 18 суток.
Войдя в Афганистан, полк оказался в окружении многочисленных группировок мятежников, никто не смог оказать полку боевую помощь.
Высланные из Кундуза подразделения 186-го мотострелкового полка не смогли пробиться, встретив завалы на своем пути. Ведя тяжелые бои, полк шел на Файзабад, выполняя боевую задачу в неимоверно тяжелых условиях…»
Полк под командованием подполковника Виктора Кудлая в тяжелых зимних условиях совершил марш бросок Ош – Хорог, преодолев 11 горных перевалов. Самый низкий достигал в высоту 2402 метра, а остальные – от 4200 до 4655 метров. Перевалы по маршруту Хорог – Ишкашим – Файзабад меньше, в среднем 2500 – 3000 м над уровнем моря. Но этот путь полк шел с боями.
Обывателю сложно представить, какой была высота перевалов. К примеру, когда-то на пике Ленина высотой более 7000 метров альпинисты-профессионалы смогли продержаться всего пять минут.
Солдаты 860-го полка шли через перевалы. Добавьте сюда свирепый ветер, снег, трескучий мороз до 50 градусов, погоду, которая менялась поминутно, и неимоверную усталость и бессилие от кислородного голодания, и, может быть, тогда вы поймете, какой ценой далось солдатам выполнение боевого задания.
Николай Белашов так описывает один из переходов полка через перевал Талдык: «Кислородное голодание, нехватка воздуха, нельзя спать, будет гораздо хуже… Ощущаются сильные боли в голове… Поднимаемся на перевал ночью, никакого отдыха. Высота более 3500 метров, организм еще не успел адаптироваться к горам, тянет в сон… Холодина, ветер в лицо, пурга, ничего не видно, страшно, температура – минус 37-40 градусов. Останавливаться нельзя, переключать передачу нельзя – это смерть. Тошнота, рвота, кровь из носа и ушей… Есть нечего… Сигарет тоже нет… Кипит вода в радиаторах при 70 градусах. Поднять 20-литровую канистру с водой (которая там на вес золота) солдат не может, он сам еле движется…»
В таких условиях пришлось выполнять нашим солдатам боевую задачу…
Совершив беспримерный марш, 860-й ОМСП 10 января 1980 года войдет в Бадахшанскую провинцию Афганистана для выполнения интернациональной миссии, на которую правительство республики делало большую ставку.
Дело в том, что за афганским городом Ишкашимом начинается так называемый Ваханский коридор, место, где сходятся границы Китая, СССР, Пакистана и Афганистана. Это важный в стратегическом плане регион. Афганистан в противоборстве этих стран выполнял своеобразную роль буферного государства.
Правительственных войск здесь нет, и поэтому на этой единственной, ведущей на Файзабад дороге, и по тайным горным тропам текло оружие к мятежникам как со стороны Пакистана, так и Китая. Кроме того, на их территориях готовились контрреволюционные силы, которые вооружались и этим коридором переправлялись в Афганистан для ведения боевых действий против новой власти. Революционному правительству необходимо было закрыть этот канал.
Именно поэтому на пути мятежников и торговцев оружием стал 860-й полк. Он был как кость в горле мятежников. Надо было во что бы то ни стало убрать с дороги этот форпост. Поэтому и начались там с июня 1980 года жесточайшие бои, в которых гибли не только душманы, но и наши солдаты и офицеры.
В этом регионе 860-й полк оказался в ловушке: дорога одна, пути назад нет – все взорвано. В этих неимоверных условиях полк сражался, выполняя боевую задачу, пока не пришла помощь через Термез…
В истории вооруженных сил было несколько высокогорных переходов. Самый знаменитый – переход армии Александра Суворова через Альпы в сентябре – октябре 1799 года. В то время его армия прошла около 300 км, преодолела семь перевалов, в том числе самый высокий и сложный – Рингенкопф (Паникс 2407). При переходе погибло более 200 солдат, в пропасти были брошены все орудия.
А при переходе 860-го полка до начала боевых действий не было потеряно ни одного солдата. Были обморожения, ранения различной тяжести, но погибших не было. Кстати сказать, за этот беспримерный подвиг ни один солдат или офицер не был удостоен воинской награды. Так вот работала военная машина…
В истории советских Вооруженных сил было три высокогорных перехода, два из которых носили секретный характер.
Первый был осуществлен летом 1937 года, когда в Синьцзянский военный округ (Китай) через перевал была переброшена рота колесно-гусеничных танков БТ-7.
Второй, протяженностью около 300 километров, через перевал Большой Хинган совершили части и соединения 6-й танковой армии в августе 1945 года.
Третий переход связан с испытаниями боевой техники в условиях высокогорья. Испытания проводились в районе Памирского тракта на участке от города Ош до поселка Мургаб. Это половина пути по Восточному Памирскому тракту, который прошел 860-й полк. При испытаниях танкисты преодолели самый высокий перевал Ак-Байтал высотой 4655 м над уровнем моря.
Во всех трех случаях участники переходов были удостоены высоких правительственных наград – Сталин не был скуп на достойную отметку истинного героизма.
А вот воины 860-го полка за свой героический переход остались незамеченными.
— Мы были солдатами, — пишет Н. Белашов, — мы выполняли воинский долг. Мы приказы не обсуждали…
Правильно или не правильно мы поступали, что воюем, таких сомнений у нас не было… Ошибаются политики, кровью расплачивается армия, вся вина политиков затем списывается на армию – такова наша история…
Выведен был 860-й мотострелковый полк из Афганистана только в 1988 году.
— Прошло время, давно уже поседели ветераны афганской войны, выросли дети, подрастают внуки. По истечении такого времени многие подробности стерлись из памяти, многое забылось. Но, несмотря ни на что, память вновь и вновь возвращает нас к тем горам Памира, к нашей юности, — размышляет Николай Николаевич....
Автор Николай Ковтун
#ВойнаВАфганистане
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4