подполковник ВИКТОР КОРЕНЬКОВ.
О СЪЁМКАХ 8 ФИЛЬМА "НА ДАЛЬНЕМ ПОГРАНИЧЬЕ" СЕРИАЛА
"ГОДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА", проходивших в отряде в мае-июне 1988 года.
МОИ ВОСПОМИНАНИЯ - 5.
Однажды мы всей нашей компанией выехали по приглашению директора мебельной фабрики в наш любимый ресторанчик на рубеже двух районов. Там для нас был приготовлен отдельный довольно вместительный и уютный домик. О самой этой встрече чуть позже.
Так вот, мы ехали в машине киногруппы типа "таблетка", раcписанной их символикой. Дорога была достаточно длинной, скорость машина на сельских дорогах не превышала. Обстановка в коллективе была тёплой, доверительной. Поэтому в процессе движения мы что-то обсуждали, или рассказывали, или делились впечатлениями, или просто разговаривали о том-о сём.
Кто-то завёл разговор о вишне. Все начали наперебой хвалиться сортами вишни, растущей на его родине. В разговор вступили все. Даже я взахлёб рассказывала о ягоде, которую собирала в детстве в своём саду. И оказалось, что самая вкусная вишня – у каждого дома.
И вдруг Галина изрекла: как хочется настоящих вареников с вишней. Да со сметанкой! Я не была готова к такому повороту беседы, растерялась и смутилась: вот ещё... это мне нужно готовить на такую ораву?
Но тут же подключился Алексей: Так в чём же дело! Завтра я не снимаюсь - приготовлю. Как ты?" - спросил он, гладя на меня. Конечно же я с глубоким вздохом облегчения согласилась. А что - в магазин бежать за продуктами не нужно, казалось, что всё было. Вишни - предостаточно. Она, как я уже упоминала, росла во дворе по всему периметру забора. Да ещё какая! И, невостребованная, осыпалась.
Все дружно поддержали предложение Алексея, и на этом разговор о варениках был завершён. Я не восприняла это серьёзно и на следующий день не вспомнила и не была готова. А зря...
Назавтра часов в 11 - звонок в калитку. Вышли, открыли. Зашёл Алексей, поздоровался. И ни на кого не глядя, отодвинув меня в сторону, прямым ходом - на кухню.
"Так, - громко и решительно произнёс он со свойственной ему широкой обворожительной улыбкой - мне нужен кефир. Где у вас мука?" И, не дожидаясь ответа, начал открывать шкафы. Достал муку, сито, разложил на столе. Открыл холодильник, настойчиво обследовал все закутки, но кефира не обнаружил, потому что там его и не было. Алексею кефир нужен был для замеса теста.
В Армении вообще не производили кефир. Их национальным кисломолочным продуктом был и есть мацун. Это очень густая молочная масса, она держалась на ложке горкой, гораздо кислее кефира на вкус. Но и мацуна у нас не было.
Алексей дал команду: достать! Я позвонила по внутренней связи Галине, жене зама командира по политчасти Льва Степаняна. Галина была наполовину армянка, у неё всегда был мацун.
Анжелика сбегала в пятиэтажку и принесла стеклянную пол-литровую бутылку мацуна. За это время Алексей взял большую миску и быстро, со знанием дела нарвал в неё вишни. Иногда приходилось ему взбираться на дерево.
Вернувшись с ягодой, Алексей тоном, не предполагающим возражений, попросил меня и девчонок из кухни удалиться. Мы послушно вышли.
Процесс приготовления вареников я не видела, но периодически заходила на кухню, чтобы осведомиться - нужна ли помощь. Но от поддержки Алексей отказался. Помощь была ему лишней - он справлялся сам.
Попросил меня зайти на кухню только тогда, когда крупные, с рельефными краями вареники были слеплены, осталось только их сварить. Алексей был намерен их варить на пару. Я предложила привезённую с родины мантоварку. Она ему не подошла - слишком крупные дырочки.
Он нашёл в шкафу большую кастрюлю, попросил марлю, натянул её поверх кастрюли с водой, закрепил за ручки и варил так вареники на пару по несколько штук. Наверное, чем-то накрывал их при варке. Такой способ варки вареников я увидела впервые.
Пока варились вареники, Алексей рассказывал мне о своём участии в недавно отснятом фильме "Холодное лето пятьдесят третьего". Он снимался с известными актёрами. Съёмки проходили предшествующим летом в Карелии.
Съёмочная группа жила в Петрозаводске. А сам режиссёр Александр Прошкин на протяжении всего съёмочного процесса проживал в деревне Руга на берегу Сямозера, входящего в бассейн реки Шуя. Здесь и проходит по сценарию большая часть фильма.
Алексей отметил насколько актёрский коллектив был сплочённый. Актёры помогали друг другу раскрыться в роли. Много тёплых слов Алексей сказал об Анатолии Папанове. Говорил, что поражался тому, насколько актёр мог на глазах съёмочной группы перевоплощаться. Беседовал в перерыве между съёмками дублей на разные темы, шутил. Но, когда звучала команда к началу съёмки - в его внешности, мимике, жестах, голосе внезапно появлялся такой подлинный, глубокий, внутренний трагизм… Эта чудесность восхищала Алексея.
Когда вареники постепенно достигали готовности, Алексей аккуратно их вынимал, посыпал сахаром и красиво распределял по тарелкам.
Мы с нетерпением ждали друзей. Но Галина позвонила по городу и сказала, что у них был трудный день и они не в состоянии добираться до нас пешком – машину отпустили.
Уже позже Галина поведала нам, что тот съёмочный день был у них одним из самых непростых. Они изготавливали декорации к съёмкам кишлака. Это тот сюжет, когда местные жители выражали негодование, требуя выдать "убийцу" отца пятерых детей.
Необходимо было соорудить низкие полуоткрытые маленькие жилые помещения с плоской крышей. Их в кишлаках изготавливают из глины и коровьих лепёшек. Для проведения съёмок эти "дома" сделали из фанеры, предоставленной местными жителями. Строителями были также сельчане, рабочие из состава съёмочной группы, им помогал личный состав заставы. Воздвигнуты были эти постройки у въезда на пограничную заставу "Орегон", справа от ворот, на холме.
Когда мне показали место проведения съёмок, я долго не могла поверить и даже представить себе, что несколько дней назад здесь находился тот кишлак, который был настолько реалистичен, что не вызывало никаких сомнений, что съёмки проводились на сопредельной стороне.
И сами съёмки были непростыми - присутствовало большое количество участников, которые должны были реалистично изображать гнев, злость, возмущение, и даже неистовство.
Алексею все эти сложности были знакомы, понятны. Его эта ситуация из равновесия не вывела и не заставила сокрушаться и унывать. Он отработанными движениями аккуратно сложил вареники на поднос, который сам же и достал, посыпал их ещё сахарком, взял из холодильника банку сметаны и, пощекотав отпущенными для роли усами меня и девчонок, поцеловал нас, попрощался и быстрым шагом удалился. Какая-то из дочерей в темноте закрыла за ним калитку.
Друзья наши благодарили нас как соучастниц за настоящие украинские вареники. Они были довольны ужином, но главное - вниманием и заботой.
Продолжение следует…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев