В 10.23. раздался сигнал аварийной тревоги «Пожар в девятом отсеке!» — это была третья тревога за время похода. За несколько дней до этого в девятом отсеке лопнул трубопровод системы рулевого управления. 24 февраля масло просочилось на нижний уровень отсека и воспламенилось от раскалённого электроприбора для дожига угарного газа. В результате пожара лопнула магистраль воздуха высокого давления, и в отсек стал поступать кислород. Через систему вентиляции левого борта пожар перекинулся в соседний носовой отсек к пульту управления Главной Энергетической Установки (ГЭУ). Командир дивизиона движения капитан-лейтенант Виктор Милованов и старший лейтенант Сергей Ярчук остались в отсеке. Необходимо было срочно заглушить обе ГЭУ. Ярчук начал задыхаться, сорвал маску дыхательного аппарата и погиб. Капитан-лейтенант Виктор Милованов заканчивал работу в одиночку. Кормовые отсеки лодки были так загазованы, что, пробираясь по ним, Милованов потерял сознание и его вытащил в центральный отсек матрос-турбинист. В седьмом отсеке, мичман Александр Новичков принялся помогать растерявшимся матросам надеть противогазы, выводил задыхающихся из отсека. Спасая других, он погиб. В то утро в десятом отсеке спали двенадцать человек: два офицера — капитан-лейтенанты Борис Александрович Поляков и Владимир Иванович Давидов, три мичмана — рулевой-сигнальщик Владимир Иванович Киндин, Иван Петрович Храмцов и Иван Иванович Мостовой, и семь матросов — Валерий Андреевич Саранин, Николай Геннадиевич Кирилов, Василий Петрович Михайленко, Владимир Петрович Троицкий, Вячеслав Анатольевич Демин, Валерий Николаевич Борщев и Владимир Дмитриевич Столяров. Когда прозвучал сигнал тревоги, Б.А. Поляков, как старший по званию, принял командование и приказал задраить отсек, изолировав его от остальной части лодки. Только к вечеру удалось связаться по аварийному телефону с командиром первого отсека Завариным, который сообщил, что выход через девятый отсек невозможен из-за пожара и загазованности. Для обеспечения заблокированных в десятом отсеке воздухом через трубопровод для дифферентовки лодки, по которому обычно подается вода, стали подавать воздух, а по системе питьевой воды и кингстон глубиномера снималось избыточное давление и удалялся углекислый газ. Первое судно — сухогруз «Ангар-лес» — подошло к терпящей бедствие лодке через двое суток. Позже подошли крейсер «Александр Невский» с резервным экипажем для лодки и командным пунктом из специалистов управлений флота во главе с вице-адмиралом Л.Г.Гаркушей. Но спасательные работы осложнялись штормом. За три недели буксировки в базу восемь раз заводили со спасательного буксира «СБ-38» концы питания к электрощиту подводной лодки и семь раз их обрывал шторм. Несмотря на непогоду, вертолётчики Крайнов, Семкин и Молодкин с большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Дрозд» эвакуировали с «К-19» около сорока человек. Остальных передали на спасательный буксир «СБ-38». Командир «К-19» В.Кулибаба, не покидал корабля до прибытия в базу, по результатам проведённого расследования его действия были признаны правильными. Кулибаба был награжден орденом Красного Знамени, капитан-лейтенант Б.А. Поляков награждён орденом Красной Звезды. Авария на борту «К-19» стоила жизни тридцати морякам. 28 человек погибло во время пожара на лодке, один матрос был смыт волной при переходе на крейсере «Александр Невский», и один офицер, капитан 2 ранга Ткачев, получил смертельную травму во время шторма на плавбазе «Магомет Гаджиев СПИСОК ИНЦИДЕНТОВ , АВАРИЙ И КАТАСТРОФ НА К-19 По причине несчастных случаев несколько человек погибло в 1959 г. ещё до спуска подлодки на воду:
при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибли;
после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр;
В 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб.
12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с АПЛ USS «Nautilus», но из-за резкого маневра снижения глубины при этом врезалась в дно. Значительных повреждений не было[3].
4 июля 1961 года — авария кормового реактора: падение давления в первом контуре в результате разрыва в первом контуре импульсной трубки между напорной линией и датчиками[4]. В результате приборы показали нулевое давление, хотя полного разрыва не было. Устранение аварии впоследствии стоило жизни 8 человек, все остальные члены экипажа получили высокие дозы облучения.
15 ноября 1969 года — столкновение в подводном положении с подводной лодкой ВМС США USS «Gato» при манёвре изменения глубины с 60 до 90 метров.
24 февраля 1972 года — пожар в 8 и 9 отсеках. Отбуксирована на базу. Погибло 28 человек на лодке и 2 спасателя. 12 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, пищи и со скудными запасами воды, получая из центрального поста только воздух .
15 августа 1982 года — при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Обожжены несколько человек, один из них 20 августа скончался в госпитале.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 47
"Мы снова ушли в кормовые отсеки выносить моряков. Через Пятый отсек людей протаскивали с трудом. Там и в обычной-то обстановке проходишь, как на аттракционе, а в тяжеленном аппарате с человеком без сознания на плечах одному пройти немыслимо. Полумертвые люди были податливы, и неуклюжи, и тяжелее своего веса. Было страшно жарко, я задыхался в резиновой маске. Потом Володя Бекетов-мичман, старшина Четвертого отсека - менял мне аппарат. Он даже умудрился подключить манометр и проверить давление в баллонах.
В какой-то момент я не смог то ли сам перелезть через комингс переборочной двери, то ли кого-то перетащить… Я на что-то откинулся на одну минуту передохнуть, может быть, просто лег на палубу. Очнулся, когда меня тащили. Маска аппарата давила, и сквозь запотевшие стекла ничего не было видно. То, что я не терял сознания, я ...Ещё«ХИРОСИМА» СЕВЕРНОГО ФЛОТА. - Черкашин, Николай Андреевич. Повседневная жизнь российских подводников: [В отсеках холод. войны] - М.: Молодая гвардия, 2000.
"Мы снова ушли в кормовые отсеки выносить моряков. Через Пятый отсек людей протаскивали с трудом. Там и в обычной-то обстановке проходишь, как на аттракционе, а в тяжеленном аппарате с человеком без сознания на плечах одному пройти немыслимо. Полумертвые люди были податливы, и неуклюжи, и тяжелее своего веса. Было страшно жарко, я задыхался в резиновой маске. Потом Володя Бекетов-мичман, старшина Четвертого отсека - менял мне аппарат. Он даже умудрился подключить манометр и проверить давление в баллонах.
В какой-то момент я не смог то ли сам перелезть через комингс переборочной двери, то ли кого-то перетащить… Я на что-то откинулся на одну минуту передохнуть, может быть, просто лег на палубу. Очнулся, когда меня тащили. Маска аппарата давила, и сквозь запотевшие стекла ничего не было видно. То, что я не терял сознания, я хорошо помню по тому отвращению, какое испытал, оказавшись в луже блевотины под рубочным люком. С меня стащили маску, аппарат, пропустили где-то за спиной и под мышками трос и стали поднимать наверх.
Из ада я попал на небеса. Я видел дневной свет и дышал морским воздухом! Я слышал, как Нечаев (капитан 1 ранга Виктор Михайлович Нечаев был старшим на борту «К-19» офицером. - Н. Ч.) велел то ли найти, то ли привести в чувство доктора Пискунова. Над кем-то он склонился, мимоходом кого-то обругал, искал спирт или велел принести спирт и просил найти доктора… Все мутилось перед моими глазами.
Лейтенанта медслужбы Мишу Пискунова привели в чувство в Центральном с помощью доброй порции нашатырного спирта и чистого кислорода. Потом подняли наверх…
Нечаев тряс его за плечи.
- Миша, надо людей спасать! Миша, ты меня слышишь?!
На доктора вылили ведро воды, после чего он начал приходить в себя и отдавать приказания. Вызвал старшину Четвертого отсека Бекетова и объяснил, что надо принести из лазарета.
На палубе в ограждении рубки лежало человек двадцать. Пискунов показал, как делать искусственное дыхание рот в рот, как надо переворачивать человека в бессознательном состоянии, чтобы он не задохнулся собственной рвотой…
Все было сделано с такой энергией, с такой быстротой и напором, какие ни один из нас не мог себе и представить.
Впоследствии Пискунов рассказывал: «Порой я приходил в отчаяние. Но я знал: покажи хоть на секунду свою беспомощность - и тогда вы все станете трижды беспомощными…»
Не досчитались двадцати восьми человек. Из них двое скончались уже наверху. Так и не откачали… Не ясна была и судьба тех двенадцати моряков, что были отрезаны пожаром в самом последнем - кормовом - Десятом отсеке. Сначала с ними поддерживали связь по телефону из Первого. Заварину отвечал из Десятого мичман Борщов. Он сообщил, что все ребята лежат на койках, чтобы как можно меньше двигаться и делать вдохов, что все дышат через мокрые полотенца и простыни. Он жаловался, что раскалывается от боли голова… Потом связь оборвалась.
Неужели к двадцати восьми несчастным надо прибавлять еще двенадцать трупов?
Сорок погибших? Это треть экипажа…
…Первым к ним подошел «американец» - корабль береговой охраны США.
3 а в а р и н: «Мне от такого «спасателя» стало как-то не по себе. Ведь у меня в аппаратах секретные торпеды, за которые я отвечаю головой. Образ врага в сознании был воспитан стойко. На всякий случай доложил Нечаеву, что в принципе могу выстрелить из аппарата на затопление (с закрытыми запирающими клапанами) две торпеды новой конструкции. Нечаеву хватило здравого смысла принять мое сообщение в качестве шутки и посоветовать лучше выстрелить ими в боевом варианте…"
Василий Яковлевич Сизов получил за аварию медаль ЗБЗ, она у него была вторая , орден Красной Звезды получил киповец Давыдов, который остался в задраенном 10-ом отсеке вместе с матросами под руководством Бориса Полякова, тот получил орден Боевого Красного Знамени. В 10-м отсеке Поляков с Давыдовым играли в шахматы, там их и застал пожар. Поляков, как бывший командир 10 отсека, взял командование на себя, а Давыдов был при нём и слегка комплексовал. Штатным командиром 10 отсека был Слава Хрычиков(151-1971) , он выскочил с вахты с ПУ ГЭУ и хлебнув СО, погиб в 8-ом отсеке, пытаясь прикрыть лицо платочком.
Василия Яковлевича Сизова очень долго мордовали, но потом помиловали и дали ему с большущей задержкой каптри. К слову, Сизов дал мне рекомендацию для вступления в КПСС. А его забрал в штаб 17 дивизии на должность СПНШ, бывший командир 345 экипажа, в ту пору уже командир 17 дивизии контр-адмирал Логинов. Там, в штабе 17 дивизии, Василий Яковлевич получил 2 ранга и благополучно убыл из Гремихи на ДМБ. Вот как-то так, это я о гидравлике АУ.
Пробую записать то, что удалось сохранить в моей памяти с 1972 года, когда после выпуска с училища , я попал служить в 18 дивизию Гаджиево на лодки 658М проекта, к которым принадлежала печально знаменитая «Хиросима» АПЛ «К-19». Когда 24 февраля 1972 года на «К-19» случился пожар, в результате которого погибло 28 человек, я с моими одноротниками был в Гаджиево, у нас шла преддипломная стажировка, правда, я был на 667А проекте, экипаж жил в казарме тыла и мы по возможности раз в неделю ходили в гости к своим одноклассникам, попавшим на стажировку на 658М проект и проживавшим на новой финской ПКЗ-17, где было по сравнению с жизнью в казарме, очень комфортно и тепло, всегда работала баня и лилась из кранов тёплая вода. Собственно, туда мы и ходили в целях личной гигиены – помыться и постираться, там же до меня и дошла новость о катастрофе на лодке «К-19», штаб 18 дивизии находился на ПКЗ-17, она была штабная с расквартированными на ней двумя экипажами лодок. Сведения о по...ЕщёТо, что помню...
Пробую записать то, что удалось сохранить в моей памяти с 1972 года, когда после выпуска с училища , я попал служить в 18 дивизию Гаджиево на лодки 658М проекта, к которым принадлежала печально знаменитая «Хиросима» АПЛ «К-19». Когда 24 февраля 1972 года на «К-19» случился пожар, в результате которого погибло 28 человек, я с моими одноротниками был в Гаджиево, у нас шла преддипломная стажировка, правда, я был на 667А проекте, экипаж жил в казарме тыла и мы по возможности раз в неделю ходили в гости к своим одноклассникам, попавшим на стажировку на 658М проект и проживавшим на новой финской ПКЗ-17, где было по сравнению с жизнью в казарме, очень комфортно и тепло, всегда работала баня и лилась из кранов тёплая вода. Собственно, туда мы и ходили в целях личной гигиены – помыться и постираться, там же до меня и дошла новость о катастрофе на лодке «К-19», штаб 18 дивизии находился на ПКЗ-17, она была штабная с расквартированными на ней двумя экипажами лодок. Сведения о пожаре были полушёпотом, всё было засекречено и никто толком в базе ничего не говорил. С тем мы и возвратились в СВВМИУ в конце марта 1972 года. В августе 1972 года в ОК Североморска , я получил распределение на АПЛ «К-16» 658М проекта и прибыл в Гаджиево лейтенантом, попав на житие как раз на ПКЗ-17, куда я очень хотел попасть, хотя на меня был вызов с лодки 667А проекта, где я стажировался. Вот, собственно говоря, с этого времени и началось моё изучение причин аварии на «Хиросиме». В то время, лодка уже практически завершила восстановительный ремонт на СМП в Северодвинске и ожидалась в базу, ей полностью заменили сгоревший 9-ый отсек. 345 экипаж , участвовавший в аварии , практически уже был расформирован и народ с него как-то незаметно растворялся по жизни. http://forum.svvmiu.ru/viewtopic.php?t=8209
На фотографии л/с 6 (реакторного)отсека АПЛ "К-16" , Атлантика, 1975 год. Слева направо: Спецтрюмный Лёха Вах, ком. отсека КГДУ-4 Витя Воронец (Дзержинец), старшина команды спецтрюмных Валера Булихов, спецтрюмные Рысиков и Николаев .
На фотографии л/с 6 (реакторного)отсека АПЛ "К-16" , Атлантика, 1975 год. Слева направо: Спецтрюмный Лёха Вах, ком. отсека КГДУ-4 Витя Воронец (Дзержинец), старшина команды спецтрюмных Валера Булихов, спецтрюмные Рысиков и Николаев .
Витя Воронец ушёл 19 декабря 2018 года в Питере, откуда он и был родом, вечная ему память.. Прожил на белом свете 70 лет.. Валера Булихов в Брянске , периодически общаемся, о моряках не знаю (он тоже)...