В.ГИНЗБУРГ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ФАКУЛЬТЕТЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МАРПЕДИНСТИТУТА
Со дня открытия факультета началась и научно-исследовательская работа преподавателей.
На протяжении всех лет деятельности факультета преподаватели вели исследовательскую работу по вопросам оптимизации процесса обучения и воспитания младших школьников.
В 60-е годы преподавателями факультета подготовки учителей начальных классов исследованы вопросы самостоятельной работы учащихся при обучении математике в малокомплектной школе, связи начального обучения математике с преподаванием математики в четвертом классе, основы марийской орфографии и методика преподавания в начальной школе, формирование познавательного интереса к математике в условиях применения учебного телевидения, основы методики применения экранных нединамических средств в обучении математике. Выполнены исследования о путях совершенствования методов преподавания изобразительного искусства в подготовке учителей начальных классов, о народном художественном творчестве как средстве эстетического воспитания учащихся в процессе внеклассной работы.
Одним из важнейших направлений 70-х годов в народном образовании в стране является совершенствование методов и организационных форм обучения и воспитания подрастающего поколения в условиях научно-технической революции.
Современная школа готовила учащихся к жизни, развивала у них творческое, гибкое мышление, способность к самостоятельному приобретению новых знаний в различных областях жизни и деятельности, вооружала школьников навыками самообразования.
Начало формированию навыков самообразования, развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся должно было положено в первом звене школьного обучения – в 1-3 классах.
В рамках развивающейся проблемы самообразования и самовоспитания учащихся преподавателями факультета было разработано научное направление - «Самостоятельная работа младших школьников в учебном процессе как условие их эффективного развития», которое освещалось и в статьях преподавателей кафедры педагогики методики начального обучения.
В статье «Стимулы творческой активности младших школьников в процессе обучения» доцент Л. Н. Нестерова дает обстоятельное теоретическое обоснование стимулов развития творческой активности младших школьников на основе изучения литературы по интересующему вопросу и данных экспериментального изучения опыта работы учителей школ №5, 10, 20, г. Йошкар-Олы. Интерес представляют методические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческой активности учащихся в процессе обучения.
Е. Г. Сотникова в статье «Формы работы с учебником математики в 1 классе» рассматривает необходимость правильной организации работы с учебником математики как из средств активизации умственной деятельности первоклассников и развития устойчивого интереса к учению.
Статья Л. П. Чебоксариновой «О связи в формировании и развитии некоторых геометрических представлений и понятий между 1-3 и 4-6 классами» интересна тем, что автор сделал попытку рассмотреть вопрос о постепенности и последовательности в формировании некоторых геометрических представлений и понятий, начиная с 1 класса. Содержащие в статье рекомендации по формированию определенных представлений и понятий аргументированы и подтверждены примерами из практики преподавания.
В статье «Самостоятельная работа на уроках чтения в 1 классе» Винокуровой З. А. Показаны различные виды самостоятельных заданий, которые можно проводить на уроках чтения. Анализируя типичные недостатки в организации самостоятельной работы учащихся учителями начальных классов школ Медведевского района, автор дает методические советы по проведению такой работы с учетом индивидуальных особенностей школьников разной национальности.
Публикация Веденьконой Н. А. «Переводы и сопоставления как приемы работы на уроках грамматики при обучении русскому языку учащихся марийской начальной школы» посвящена вопросу преподавания русского языка в марийской начальной школе и написана на основе изучения опыта преподавания учителей школ Звениговского района. В статье показаны некоторые приемы использования родного языка учащихся мари при обучении русскому языку и отмечена роль используемых приемов в развитии учащихся, в овладении прочными и осознанными знаниями.
Вопросам эстетического воспитания младших школьников посвящены статьи Антонова А. Т. и Белова Б. С.
Работа доцента Антонова А. Т. «К вопросу об идейно-эстетическом воспитании младших школьников на уроке изобразительного искусства» освещает основные направления повышения роли изобразительного искусства в целях идейно-эстетического воспитания младших школьников. В статье имеются конкретные методические рекомендации учителю начальных классов.
В статье Белова Б. С. «Некоторые вопросы патриотического воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства» определены некоторые направления в использовании средств изобразительного искусства на уроках и во внеклассной работе с детьми в целях патриотического воспитания.
С. Морова в небольшой по объему публикации «Телевизионный клуб юных математиков «Малышок» рассказывает об интересном опыте работы с младшими школьниками по математике при Марийской телестудии. Специально подобранные задачи, увлекательная форма их передачи младшим школьникам, как показывает статья, помогают развитию логического мышления, инициативы и самостоятельности младших школьников.
В статье доцента Гурьяновой Е. Я. «К вопросу о профессионально-педагогической подготовке студентов педфака» рассматриваются выявленные автором путем анкетирования студентов I—IV курсов факультета педагогики и методики начального обучения особенности их отношения к профессионально-педагогическим качествам личности учителя начальных классов и особенности самооценки рассматриваемых качеств в динамике их развития от I до IV курса. Установленные особенности позволили ей наметить конкретные пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущих учителей.
Кафедра педагогики и методики начального образования занималась подготовкой учебников, учебных пособий по марийскому языку для начальных классов, участвовала в составлении учебных программ. Публиковались сборники статей по вопросам педагогики и методики начального обучения, методики преподавания в педагогическом вузе. Из опубликованных работ необходимо отметить: учебники первых-третьих классов по марийскому языку, русско-марийский словарь и орфографический словарь по марийскому языку, методическое пособие по марийскому языку для учащихся начальных классов, подготовленные С. Д. Дмитриевым, учебные пособия «Родной край» А. И. Дубровиной и С. С. Окшиевой, «В помощь краеведу» М. А. Айплатовой и Г. Н. Айплатова, тематические сборники «Активизация познавательной деятельности студентов педагогического института в процессе подготовке к внеклассной работе с младшими школьниками», «Межпредметные связи в учебном процессе на факультете педагогики и методики начального обучения».
В 80-е годы коллектив преподавателей факультета свою работу сосредотачивал на решении задач, связанных с переходом на новую трехлетнюю систему обучения в начальной школе.
В 1981-1985 годы факультет педагогики и методики начального обучения вел исследования по комплексной теме «Активизация методов обучения как условие развития младших школьников».
Начиная с 1983 года работа велась и по второй проблеме - «Наглядные методы обучения и развития младших школьников». В исследовании принимали участие все преподаватели. Авторами проводилась опытно-экспериментальная работа в школах города и республики: в Советской средней школе Советского района; Кужмарской и Красноярской школах Звениговского района; Сенькинской и Нурминской школах Медведевского района; в школах № 6, 8, 9, 14, 18, 25 по различным направлениям.
Следующее направление НИР коллектива преподавателей факультета – работа по индивидуальной тематике.
Доцент Е. Я. Гурьянова исследовала вопрос «Совершенствование психологической подготовки студентов в системе педагогической практики». Ею разработана система психологических заданий студентам I-IV курсов, которые выполняются в период общественно-педагогической практики на I-II курсах, пионерской практики – на II-III курсах, учебно-воспитательной практики на III-IV курсах.
Доцент Сунгурова Е. В. продолжила разработку темы «Развитие познавательного интереса студентов при изучении анатомии и физиологии».
Во второй половине 80-х годов факультет педагогики и методики начального обучения занимался проблемами преемственности в формах и методах учебно-воспитательного процесса между начальными и средними классами общеобразовательной школы.
Преподавателями были исследованы специфические формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах реформированной школы (по материалам реформы общеобразовательной школы 1984 г.), обеспечивающие осуществление преемственных и перспективных связей в работе с младшими школьниками и подростками по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации, изучению и учету антомо-физиологических и психологических особенностей детей, по обучению русскому и родному языкам, математике и природоведению, по активизации познавательной деятельности школьников, художественно-эстетическому и физическому воспитанию.
По этой проблеме занимался весь преподавательский коллектив факультета. Эксперименты проводились на базе школ № 2, 9, 14, 17, 20, 24 г. Йошкар-Олы, Сенькинской, Шойбулакской, Урельской, Азановской Медведевского, Алексеевской, Советской Советского, Красноярской, Кужмарской Звениговского районов.
Профессор Дмитриев С. Д. работал по теме «Преемственность в формах и методах учебно-воспитательного процесса между начальными и средними классами по родному языку». В ходе исследования установлено, что для успешного обучения детей необходимо воспитать интересы к урокам родного языка, алгоритмизации и программирования учебного материала. Для работы над связной речью учащихся разработана оригинальная методика работы над изложением и сочинением, суть которой сводится к тому, что с учащимися ведется заблаговременно рассредоточенная подготовка к творческим работам на предыдущих уроках задолго до проведения самих уроков изложения и сочинения.
Установлено, что специфика марийской орфографии требует особых приемов предупреждения ошибок школьников, которое достигается через использование следующих приемов работы:
1) предварительный анализ морфологического состава слова;
2) графическое изображение трудных орфограмм;
3) индивидуально-коллективная работа со словарями.
Белов Б. С., доцент, в ходе теоретического исследования установил, что программы для общеобразовательных и художественных школ не содержат преемственных связей в формах и методах обучения. В связи с этим изучен опыт художественных школ г. Костромы, в работе которых заслуживает внимания следующие положения:
на 1 курсе художественных школ методы обучения методам общеобразовательной школы (привитие интереса, выявление находок, соревнования, конкурсы, знакомство с достижениями учащихся, родителей);
в отличие от общеобразовательной школы в художественных много внимания уделяется индивидуальной работе (путем общения с преподавателем), связи занятий изобразительного искусства с выходами в природу, изучением истории памятников и др.
Доцент Курбатова А. Г. в своем исследовании акцентировала внимание на использовании местного материала в обучении составлению арифметических задач. Эксперимент провелся в Советской средней школе №1. учащимся предлагались готовые задачи, составленные на местном материале экспериментатором и учителем, а также числовой материал для составления задач самими учащимися, организовывались экскурсии на местные объекты для изучения числового материала. При рассмотрении данного вопроса обнаружено отсутствие преемственности не только между младшими школьниками и средним звеном, но и между классами в начальной школе.
Доцент Чебоксаринова Л. П. исследование вела по проблеме преемственности при раскрытии содержания понятий умножения и деления с первого по пятый классы. Экспериментальная работа велась в школах №14 и 17. В его ходе проведены проверочные работы по нумерации целых неотрицательных чисел и арифметическими действиями, разработана и апробирована серия обобщающих уроков по теме. Разработаны и проверены карточки с индивидуальными заданиями по изучению нумерации и арифметических действий.
В результате исследования выявлены направления перспективной подготовки учащихся по программе 1-3, установлен разрыв преемственных связей в изучении умножения и деления, предлагались возможные направления этих связей в изучении элементов арифметической теории, свойств арифметических действий, которые являются теоретической основой формирования вычислительных навыков. Разработанная система обобщения и систематизации знаний, умений и навыков в 3 классе позволяет провести целенаправленную подготовку к формированию вычислительных навыков умножения и деления в средней школе.
Доцент Курбатов И. Д. изучил вопросы использования вычислительной техники в обучении математике младших школьников. В ходе теоретического исследования и знакомства с опытом работы в данном направлении в школах г. Ленинграда установлено, что с вычислительной техникой (микроколькуляторами и персональными компьютерами) можно начинать знакомить младших школьников уже со второго класса. На первых порах знакомство осуществляется через компьютерные игры, в результате чего дети усваивают клавиатуру, знакомятся с простейшими операциями. Специально созданная методика позволяет использовать вычислительную технику так, что она не тормозит развитию устных и письменных вычислительных навыков. Для составления простейших программ в младших классах используется специальный алгоритмический язык ЛОГО. Для проведения эксперимента разработаны специальные задания.
Доцент Пекпаев А. А. в ходе эксперимента, который проводился в школе №7 и Шойбулакской средней школе, установил через вопросы-анкеты для выявления знаний учащихся некоторых основных природоведческих понятий о жизни домашних и диких животных, птиц, неординарность и непоследовательность в развитии природоведческих понятий от начальной школы к средней школе, отсутствие преемственности в развитии многих понятий. В ходе исследования разработаны материалы, способствующие развитию и углублению отдельных понятий при изучении конкретных разделов и тем.
Старший преподаватель Макарова О. А. работала по проблеме "Знакомство младших школьников с высшими растениями". Ею установлены формы, посредством которых осуществляется знакомство с этими понятиями в курсе природоведения в 3-4 классах. В ходе исследования придавалось большое значение пропедевтической подготовке учащихся в формировании этих природоведческих понятий т.к. знакомство с растениями у детей начинается еще в дошкольном возрасте. В связи с этим основное внимание уделено экологическим прогулкам как одной из форм внеклассного воспитания и образования» как форме приемлемой для у учащихся первого класса. Определены отличительные черты экологических прогулок от фенологических экскурсий. Ценность их заключается в большом воспитывающем значении наряду с научно-познавательными. Разработаны ряд прогулок. Установлена возможность включения в них различных компонентов.
Старший преподаватель Николаева Т.В. продолжила исследование представлений учащихся о тексте на уроках чтения и развития речи. Так как основным требованием урока чтение является формирование полноценного навыка чтения, то особое внимание в исследовании уделялось беглости и сознательности, продуктивному многочтению и месту самостоятельной работы учащихся на уроках с учетом преемственных связей, а также развитию каждого ученика через систему дифференцированных заданий.
Ассистент Журавлева Л. А. продолжала работу по выявлению возможностей обучения детей начальных классов элементам информатики алгоритмов, блок-схем, графов и др.) при проведении устного счета, для изучения и закрепления новых тем, повторения пройденного. В ходе исследования установлено, что некоторые понятия информатики уже заложены в учебниках. Для успешного знакомства с понятиями информатики прежде всего необходимо с ними знакомить самих учителей.
Важным направлением НИР является внедрение исследований в практику работы начальной школы и учебно-воспитательного процесса со студентами.
Результаты исследований профессора Дмитриева С.Д. по вопросам обучения детей в 4 классе четырехлетней начальной школы отражены в учебнике по марийскому языку, методическом пособии для учителей, дидактическом материале и таблицах. Данный учебный комплекс имеется во всех школах. О работе с ним прочитаны лекции для учителей начальных классов и учителей марийского языка при Марийском институте усовершенствования учителей, для студентов факультета. Материалы пособия используются при написании дипломных и курсовых работ.
Профессор Дмитриев С.Д. издал программу и методику преподавания родного языка, которые используются при обучении студентов педфака. Материалы пособий используются учителями начальных классов при подготовке уроков марийского языка. Они является теоретической основой школьного преподавания.
Результаты исследований доцента Пекпаева А.А. отражено в методическом пособии по изучению природы родного края в 4 классе для учителей школ Марийской ACСP. Используя материал пособия, учителя находят в нем материал об особенностях изучения этой темы, наиболее рациональные формы и методы обучения, особенности организации наблюдений за сезонными изменениями в неживой и живой природе, проведения природоохранительной работы с учащимися, рекомендации по организации внеклассной работы: кружка юннатов, природоведческих праздников, устного журнала.
Материалы пособия используются и при проведении занятий со студентами, при написаний курсовых работ.
Как ожидаемые научные и практические результаты были подготовлены и написаны научные доклады, статьи, учебные пособия, методические пособия и методические рекомендации преподавателей факультета (сборник статей «Преемственность обучения младших школьников и старшеклассников»).
В статьях А. Г. Курбатовой, Л. П. Чебоксариновой, И. Д. Курбатова и Л. А. Журавлевой исследовались отдельные вопросы преемственности обучения математике младших школьников и учащихся 4-5 классов.
Николаева Т.В. посвятила свою статью вопросам преемственности в работе над текстом на уроках русского языка.
Статьи Пекпаева А. А. и Макаровой О.А. раскрывают преемственные связи при рассмотрении природоведческих понятий в курсе природоведения в начальных классах и ботанике и зоологии в старших классах.
Проблема преемственности в методических приемах обучения изобразительному искусству освещена в статье Б.С. Белова.
Все исследования подтверждают мысль о том, что необходимо соблюдать преемственность в работе по годам обучения не только в системе начальных классов, но и между начальным и средним звеньями школы.
Во всех статьях вскрыт глубинный процесс, который вырабатывает разнообразные взаимодействующие связи в знаниях и умениях учащихся.
На основании полученных данных в практику работы школы и вуза внедрены следующие идеи:
- преемственность обучения родному и русскому языку в школе и вузe; особенности подготовки учащихся начальных классов в работе в условиях двуязычия;
- преемственность использования средств обучения в процессе пре¬подавания учебных дисциплин на факультете и в школе;
- методическая система изучения грамматико-орфографической темы осуществлять через систему речевых упражнений по всем трем уров¬ням (слово, предложение, связная речь).
- внутрипредметные связи при формировании математических понятий и преемственные связи между начальными и старшими классами при обучении математике,
- при раскрытии математических понятий стремиться к переходу от натуральных наглядных пособий (на этапе знакомстве с понятием) к абстрактному, схематическому их изображению (после усвоения свойств понятий);
- оптимальные результаты в обучении изобразительному искусству возможны лишь при постоянной работе над ошибками, допускаемыми учащимися на занятиях тематическим, натурным и декоративным рисованием.
Материалы исследования пользуются на занятиях с учителями ИУУ, при выполнении курсовых и дипломных работ, на педагогической практике студентами 3 и 4 курсов.
Курбатова А. Г. и Николаева Т.В. выступали по республиканскому радио.
Эксперименты проводили и другие преподаватели. Все исследования подтверждают мысль о том, что необходимо соблюдать преемственность в работе по годам обучения не только в системе начальных классов, но и между начальными и средними звеньями общеобразовательной школы.
В результате научно-исследовательской работы к концу пятилетнего срока были разработаны конкретные рекомендации, определяющие практическую деятельность учителей начальных и средних классов общеобразовательной школы по совершенствованию преемственных связей в формах и методах учебно-воспитательной работы.
В Тезисах докладов научно-методической конференции по теме «Проблемы активизации индивидуальной и самостоятельной работы студентов в свете задач перестройки высшего образования» содержатся следующие статьи наших преподавателей:
Хакимова Р. Н. «Методические рекомендации и межсессионные задания по активизации музыкального образования студентов заочного отделения факультета педагогики и методики начального обучения.
Попова О. И. «Система организации индивидуальной работы по курсу «Основы природоведения и методика ознакомления детей с природой».
Чебоксаринова Л. П., Бредихина Э. М. (Борисоглебск) «Роль самостоятельной работы в формировании педагогических умений будущего учителя при изучении методики преподавания математики в начальных классах».
Сунгурова Е. В. «Пути оптимизации обучения анатомии, возрастной физиологии и школьной гигиене в педагогическом институте».
Ф. В. Гинзбург была защищена кандидатская диссертация на тему «Эстетико-воспитательная работа с детьми по месту жительства как средство профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов сельской школы» (1985).
С. Д. Дмитриев выпустил ряд учебников для марийской начальной школы: «Марийский язык в 1-3 классах», «Занимательный материал по марийскому языку» в трех книгах, «Букварь» для русской школы, а также учебное пособие для студентов «Методика родного языка», пособие для учителей и студентов «Чтение в начальных классах».
Сборник «Преемственность педвуза и школы в подготовке будущего учителя»(1992) освещает результаты научно-исследовательской работы по проблемам преемственности, выполненной исследователями МГПИ им. Н. К. Крупской. Включенные статьи раскрывают следующие направления преемственности в учебно-воспитательной работе педвуза и школы: раскрываются методологические и теоретические основы проблемы преемственности. Широкое и обоснованное получили вопросы формирования психолого-педагогических умений и навыков у будущих учителей, а также возможности форм и организации обучения и использования технических средств в общепедагогической подготовке студентов педвуза (Смирнов А. Г. «Преемственность в организации самостоятельной учебной работы в школе и вузе»). Изучены возможности информатики и способы приобщения студентов к использованию ее на занятиях по математике в начальных классах (И. Д. Курбатов, Журавлева Л. А. «О подготовке студентов к применению элементов информатики и вычислительной техники в начальных классах»).
Преподаватели факультета ведут активную работу и на заочном отделении. Подготовка к каждой сессии идет с учетом участия преподавателей в чтении лекционного курса по дисциплинам, проведения семинарских и лабораторных занятий. Контроль за учебно-воспитательной работой преподавателей, деловой разговор о ее улучшении качественно отражается на деятельности преподавателей.
Заслуживает внимания опыт работы доцентов Сунгуровой Е. В., Нестеровой Л. Н., Хакимовой Р. Н. и др. Лекционные, семинарские и практические занятия проводятся с учетом подготовленности заочников, опираясь на опыт слушателей, умело создавая беседу, проблемные ситуации, обучая умственному труду.
По анатомии и физиологии человека продумана структура каждой лекции и лабораторных занятий, определены методы и средства обучения для решения поставленных задач, выбраны формы индивидуального контроля за самостоятельной работой студентов.
Преподаватель музыки доцент Хакимова Р. Н. лекционные занятия строит с применением ТСО, кинофильмов и т. д.
На лекционных курсах по психологии преподавателя Ялпаевой Н. В. много внимания уделялось на особенности работы с детьми младшего школьного возраста, раскрывались вопросы критики буржуазных теорий обучения, воспитания, развития (доцент Нестерова Л. Н., Гинзбург Ф. В.). Усилена мировоззренческая направленность отдельных лекций по педагогике, психологии, теории воспитания и т. д.
Преподаватели факультета тесно сотрудничают с учителями начальных классов и совместно разрабатывают и издают учебники и учебные пособия. Ученый-методист С. Д. Дмитриев в творческом содружестве с супругой Дмитриевой В. М., учителем высшей категории Сенькинской средней школы, разработал учебно-методический комплекс по обучению грамоте первоклассников, который включает в себя учебник «Азбука», прописи в двух тетрадях, дидактический материал «Читаем сами», таблицы по обучению грамоте, методическое руководство к «Азбуке», фонохрестоматию и книги по внеклассному чтению (совместно с М. Г. Леонтьевой). «Азбука» издавалась большими тиражами восемь раз на луго-восточном, горном и севро-западном наречиях марийского языка. Т. Н. Николаева совместно с учительницей средней школы № 17 г. Йошкар-Олы Хабибрахмановой М. И. выпустила пособие «Дидактические игры и занимательные упражнения при обучении шестилетних детей». Нестерова Л. Н. В соавторстве с учительницей средней школы № 3 г. Козьмодемьянска Парндеевой Т. А. опубликовала работы: «Сотрудничество учителя и ученика в школе гуманной педагогики», «Содержание, формы и методы воспитания нравственной устойчивости личности в школе гуманной педагогики».
Также преподаватели участвовали на научно-практических международных, региональных, республиканских и институтских конференциях, делясь своими результатами работы по линии Марийского института образования, читали лекции, проводили семинары для учителей начальных классов республики.
Таким образом, каждый преподаватель разрабатывал проблему по своей дисциплине, улучшал аудиторные занятия со студентами, оформлялись рефераты, курсовые работы, некоторые – даже дипломные исследования.
В 1991-1995 годы кафедры факультета педагогики и методики начального обучения уже работали по самостоятельным темам.
Так, кафедра педагогики начального обучения «решала» проблему подготовки учителя к воспитательной работе в национальной школе. Было определено научное направление: учет национальной специфики в организации учебно-воспитательной работы с младшими школьниками.
В процессе разработки исследования преподавателями кафедры были определены следующие цели и задачи:
- выявить наиболее эффективные пути в реализации подготовки учителя к воспитательной работе в национальной школе;
- определить особенности и содержание воспитательной работы учителя в национальной школе.
Была определена рабочая гипотеза: процесс воспитательной работы окажется наиболее эффективным, если с учетом специфики работы в национальных школах вводить в содержание воспитательной работы национальные особенности, традиции, национальное искусство своей республики.
Также был намечен план работы на пять лет (этапы, их содержание, характеристика), были установлены методы исследования (теоретический анализ, моделирование педагогического опыта, эксперименты и т. д.).
Были получены ожидаемые результаты – статьи преподавателей, методические рекомендации, которые были использованы в учебно-воспитательной работе со студентами и учителями республики.
В сборнике статей «Подготовка учителя к воспитательной работе в национальной школе» раскрыты особенности и содержание воспитательной работы учителя в национальной школе, психолого-педагогические основы работы учителя по интернациональному воспитанию.
Статьи: Айплатова М. А. «Как преодолеть лень», Сунгурова Е.В. «Состояние здоровья современных школьников и организация учебно-воспитательного процесса», Апакаев П. А. «Воспитание патриотизма, любви к земле предков на материале фольклорной прозы», «Фольклорные традиции в современной марийской педагогике», «Слово о народной педагогике», «Ю. Артомонов в школе», Хакимова Р. Н. «Возрождение педологических идей в эстетическом воспитании учащихся», Петриченко Е. С. «Использование национальных фольклорных традиций в воспитании экологической культуры».
Методические рекомендации: Петриченко Е. С. «Методические рекомендации по проведению музыкально-воспитательной работы студентами факультета педагогики и методики начального обучения», Гинзбург Ф. В., Клюкина С. С., Нестерова Л. Н. «Методические указания по использованию психолого-педагогических терминов в самостоятельной работе студентов», «Самостоятельное хоровое творчество – важнейшее средство эстетического воспитания трудящихся» Хакимовой Р. Н.
Иначе говоря, были исследованы специфические формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах реформированной школы, обеспечивающие осуществление преемственных и перспективных связей в работе с младшими школьниками и подростками по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации; изучению и учету анатомо-физиологических особенностей детей, по художественно-эстетическому воспитанию. Выработаны конкретные рекомендации, определяющие практическую деятельность учителей начальных классов общеобразовательной школы по совершенствованию преемственных связей в формах и методах учебно-воспитательной работы. Подготовлены научные доклады, с которыми преподаватели выступили на научно-практической конференции по итогам работы. Изданы практические рекомендации учителям начальной школы.
В настоящее время кафедра педагогики начального образования работает над проблемой: «Содержание современного образования и реализация его в учебно-воспитательном процессе в начальной школе».
Кафедра методики начального образования в этот период работала над темой «Развитие познавательной активности учащихся начальных классов в школах РМЭ».
В 1996 году преподаватели кафедры методики начального образования начали разработку темы «Проблемы развивающего обучения в начальной школе». Необходимость разработки темы обосновывается тем, что в последнее время в начальных школах РМЭ кроме традиционных программ и учебников преподавания математики ведется по альтернативным учебникам Занкова Л. В., Истоминой Н. Б., Эльконина Д. В. и других, а методических недоработок еще недостаточно. Поэтому преподавателями изучались альтернативные программы и учебники, проводили их сопоставительный анализ с действующей программой, их возможности в развитии младших школьников, а также рассматривались теоретические основы исследования.
Так, Курбатов И. Д. в ходе работы установил, что в традиционных учебниках недостаточно внимания уделяется развитию учащихся, а в альтернативных учебниках мало внимания уделяется формированию вычислительных навыков и умений решать задачи. Поэтому в рекомендациях для учителей предлагается использовать учебники параллельно, а также дополнительную литературу.
Доцент Курбатова А. Г. работала по индивидуальному плану над темой «Домашняя самостоятельная работа учащихся при обучении математике в начальных классах».
Доцент Чебоксаринова Л. П. проводила опытно-экспериментальную работу в школах №4, 14 г. Йошкар-Олы. Было проведено тестирование учащихся вторых классов по выявлению уровня овладения приемами умственных действий и контрольный срез знаний учащихся вторых и третьих классов. В результате работы подготовлены статьи «Урок одной задачи», методические рекомендации для студентов по формированию приемов умственных действий и познавательных процессов учащихся в ходе обучения математике.
Доцент Николаева Т. В. подготовила методические рекомендации по актуальным проблемам русского языка
Макаровой О. А. И Мухиной С. А. выявлен курс экологических понятий, определены средства их формирования, установлены воспитательные аспекты этих понятий, установлена специфика дисциплин и их роль в развитии личности младшего школьника, разработан и проведен эксперимент в 3 классах, проанкетированы учителя и учащиеся, обобщены результаты уроков, проведенные по рекомендуемой схеме.
Экспериментальная работа осуществлялась преподавателями в школах города №2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 18 и других школах республики через внедрение в учебный процесс методических разработок, проводимых совместно с учителями. Для студентов сделаны видеозаписи уроков по рассматриваемым вопросам.
Внедрение результатов исследования в практическую работу осуществляется через написание учебников, методических рекомендаций, чтение лекций для студентов и учителей, на практических и семинарских занятиях, при написании курсовых и дипломных работ.
Профессор Пекпаев А. А. на основе проведенных исследований подготовил учебное пособие по природоведению для 2 класса начальной школы «Окружающий мир». «История культуры республики Марий Эл», у профессора Дмитриева С. Д. вышли в свет прописи для учащихся 1 классов «Возаш тунемына». Доцент Николаева Т. В. в соавторстве с учителями Кислициной В. Н. и Михайловой Т. К. выпустила методические рекомендации «Из опыта работы по системе Л. В. Занкова». Доцент Курбатов И. Д. в результате теоретической и экспериментальной работы в школах №10. 14, 18 г. Йошкар-Олы подготовил «Дидактический материал для развития логического мышления учащихся начальных классов», «Дидактический материал для развития геометрических представлений учащихся начальных классов».
В 2001 году преподаватели кафедры методики начального образования начали разработку программы «Содержание современного образования и реализация его в учебном процессе начальной школы и вуза», «Современное содержание и методическое обеспечение учебного процесса начальной школы в вариативных системах образования». В школы республики активно внедряются учебные программы по системе Л. В. Занкова, по программам «Школа 2100», «Школа XXI века», обновленная традиционная программа.
Профессор С. Д. Дмитриев по теме «УДЕ в обучении родной и русской грамоте» начал экспериментальную работу в первых классах Токпердинской средней школе Моркинского района и Исменской средней школе Звениговсого района. С результатами он выступал на научно-практической конференции учителей марийского языка в Башкортостане.
Доцент Николаева Т. В. ведет работу над темой «Подготовка студентов по альтернативным учебникам русского языка».
Доцент Чебоксаринова Л. П. руководит опытно-экспериментальной работой студентов в школах города и республики по теме «Развитие учащихся в процессе обучения математике». Составлена программа опытно-экспериментальная в 1 классе по программам и учебникам Истоминой Н. Б.
Старший преподаватель Журавлева Л. А. работает над проблемой «Содержание и научно-методическое обеспечение разделов высшей математики для факультета начальных классов», выпущены тезисы доклада «Преподавание теории математики в современных условиях».
В настоящее время кафедра методики начального образования направляет свои усилия на решение проблемы «Экологическое образование младших школьников и студентов вуза».
Преподаватели кафедры активно выступают на международных, региональных, республиканских, межвузовских научно-практических конференциях, на Вавиловских чтениях, принимают непосредственное участие в оказании методической помощи школам республики.
В целях повышения эффективности учебного процесса, улучшения качества преподавания, создания максимально благоприятных условий для раскрытия и развития творческих способностей учащихся начальной школы Курбатов И. Д., Николаева Т. В., Коломеец Д. Л. организовали и возглавили инновационно-экспериментальную деятельность в школе-лицее №11 г. Йошкар-Олы.
За период истории становления и развития факультета были изданы монографические работы. А. С. Паймаков (первый декан и проректор по учебной работе) издал монографию «Развитие школы в Марийской АССР в 1917-1969гг.» (1969). У С. Д. Дмитриева опубликована монография «Основы марийской орфографии и методика ее изучения в начальных классах» (1965). Л. Н. Нестерова выпустила монографию «Стимулирование творческой активности младших школьников в процессе обучения»(1968), в 1990 году профессор Апакаев П. А. издал монографию «Просветители марийского края», в 1998 году - «Историко-педагогические очерки о демократизации образования в Марийском крае».
АВТОР - Ф.В.ГИНЗБУРГ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев