Лязги – один из основных направлений узбекского народного танцевального искусства, сформировался в глубокой древности и веками развивался в Хорезмском оазисе. Это направление богато искристыми движениями рук и ног. Мужским и женским танцам одинаково присуще щелканье пальцами, статные стойки, трясение
руками и другие телодвижения, прыжки на колени, придание темпа при
помощи точильных камней-кайрак тош (кастаньетами) и т.д. В исполнении юношей-танцоров дошли до нас традиционные танцы, как «Чагалак», «Норим-норим», «Аликамбар», «Оразибон», «Мури», «Хуббимбай», «Ширин новот», которых отличает глубокое содержание, смысл их наблюдаются в движениях рук и ног, в подвижности корпуса, а такие танцы, как «Ашшадароз», «Маком уфари» считаются чисто женскими. В Хорезме бытовали целые группы оригинальных хивинских мужских танцев – УЙИН (ОЙЫН - ногайский танец) (букв. – игра, пляска), которые состоят из большого количества поз – положений ног и
движений рук, при этом все тело находилось в движении с приседаниями, с пристукиванием. Танцор широко расставляет ступни ног, вывернув колени в стороны, при этом медленно и глубоко приседает, изящно изгибая корпус, аккомпанируя себе кайраками. Женские танцы отличает виртуозность и искристость движений кистей рук, плеч; при этом наблюдается резковатая, акцентированная подвижность всего корпуса. Хорезмским танцам соответствует и своеобразная одежда: мужчины выступали в рубашках - «яктаг» белого цвета обтынутый «бельбогом» (поясной платок), в черных шароварах с мягкими кожаными ичигами (наподобие сапожен), на голове обятельно КАРАКУЛЕВАЯ ШАПКА. Женский танцевальный костюм – ленкий блестящий материал, шапочка, на шее широкий корсаж традиционных
ювелирных изделий.
Самым популярным танцем является «ЛЯЗГИ», темпераментного, полного огненной страсти хорезмского танца, одинаково исполняемый как танцорами, так и танцовщицами. Танец «Лязги» сопровождался соответствующей инструментально-танцевальной мелодией,
позднее получает распространение песенный вариант с использованием различных поэтических текстов, но характер мелодии не меняется.
Распространено несколько вариантов танца «Лязги» - танец на подносе,
танец на кирпиче, сольный и групповой, где изысканная чеканность,
сменяется огненной, поистине вихревой пляской. При групповом танце
каждый участник танцует в своем стиле. В ансамблевом исполнении танец начинается медленными и простыми движениями каждого участника – начинаютоживать сначала пальцы, руки, плечи и затем все тело. После этого сразу переход на сложные движения. Мужские танцы отличаются более МУЖЕСТВЕННЫМ характером, а женские «Лязги» имеют ЛИРИЧЕСКИЙ шуточный настрой. Ныне в Хорезме насчитывается 9 вариантов «Лязги»,среди которых можно перечислить«Кайрак лазгиси»,«Лаган лазги»,«Гишт уйини», а также исполняемые под песенное сопровождение «Кимин севар ёрисан?», «Лайык»,«Сани узинг бир ёна», «Гяль-гяль» и т.д.
Хорезмский диалект и родо-племенной состав является одним из близким к ногайским и каракалпакским. В 16 веке наблюдался массовый уход ногайцев Большой орды в сторону Хорезма и на территорию современного Каракалпакстана. Из этого следует, что среди современных узбеков есть потомки наших ногайцев. Более поздний период 18в. второй массовый уход ногайцев Большой орды в сторону Узбекистана по Великому шелковому пути, их потомки сейчас по сей день относят себя к роду ногай, который входит в состав узбекской национальности. Лязги бытует у казаков донских, терских, кубанских. Корни этого танца кипчакские. Поэтому все потомки кипчаков: ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, татары, башкиры, казахи, узбеки, киргизы могут спокойно считать лезгинку национальным танцем.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев