АНСАМБЛЮ *АЙЛАНАЙ* - 25 ЛЕТ. (30.03.2010)
Этот ансамбль – детище, рожденное в муках нашим художником, очень рано ушедшим в мир иной, СРАЖДИНОМ БАТЫРОВЫМ.
Он был не только художником, но и модельером и дизайнером, этнографом и фольклористом, поэтом и прекрасным танцором. По его эскизам были сшиты костюмы для ансамблей «Дагестан», «Лезгинка», «Вайнах», «Бахор», «Каракалпакский» и «Айланай».
Мое знакомство с этим удивительным талантливым человеком состоялось в конце 60-х годов. Будучи студентом художественного училища, он услышал, что в ансамбле поют ногайские певицы. Эта новость его так обрадовала, что он на свои последние студенческие копейки, купив билет и букет цветов, пришел на концерт. А после концерта подошел к нам за автографом. Так мы с ним и познакомились.
Мое имя ему было знакомо. Он часто вспоминал, как еще школьником в начальных классах по радио услышал в моем исполнении ногайскую песню «Ак шалу» («Белая тесьма»). Впервые прозвучавший по радио родной язык его так потряс, что он, не зная причины и объяснения, плакал навзрыд, спрятавшись в темный уголок. Может, это стало толчком к изучению культуры ногайского народа. Может, тогда еще неосознанно решил посвятить себя служению своему народу. Он и взрослым остался таким же чувствительным, ранимым, как и в детстве.
Гастролирую по Советскому Союзу, я собирала наши песни, эпосы, дастаны, поэмы, обрядовые и детские произведения и через кумыкское радиовещание записывала их, так как радиовещания на ногайском языке еще не было.
Сраждин Батыров собирал по всем регионам, где проживают ногайцы: Азов, Крым, Кубань, Эдил-Волга, Кума, Терек, Сулак и ногайские степи, танцевальные мелодии, движения, фотографии людей в национальных костюмах, срисовывал старинные музыкальные инструменты и мечтал создать ногайский ансамбль, в программу которого будут включены танцы всех этих регионов. Он боялся, что мы можем потерять свою древнюю культуру, свои корни. Не зря же у ногайцев бытует поговорка: «Скот без хозяина волку достанется», не только скот, но и культурное наследие тоже.
Сколько бессонных ночей мы провели, думая, как претворить все это в жизнь. В 70-е годы Сраждин тщетно пытался достучаться до руководства Ногайского района, но, увы, от него все отмахивались, не придавали значения его предложениям. Он много ездил в поисках своих корней, своей культуры, ведь наш народ в силу обстоятельств живет в разных регионах, везде они малочисленные, хотя везде они аборигены. Древний народ, его древняя культура, богатая история - для будущих историков-ногаеведов тем для работы непочатый край.
Как бы ни был талантлив творческий человек, без толкового чиновника, понимающего, болеющего душой за свое дело, ничего невозможно создать.
В 80-е году в районе сменилось руководство. Пришли молодые, энергичные, толковые, болеющие душой за дело люди. Первый секретарь КППС Ногайского района Рашид Мурзагишиев, второй секретарь КПСС Зинаида Коштакова, председатель райисполкома Аскер Аджиев, заведующий отделом культуры Нарбике Муталапова.
Нарбике Аслановна оказалась творческим человеком, небезразличным к своей культуре. В ее лице Батыров нашел единомышленника. Она своей дипломатией и силой убеждения сумела довести до руководства района, что ногайскую культуру просто необходимо спасти, возродить, хотя бы сделать первый шаг, создав ансамбль.
В те годы, окончив Ленинградский институт культуры, в район приехал Яхья Кудайбердиев, окончив музыкальный факультет Дагестанского педагогического института - Умар Ваисов и множество молодых и талантливых людей, окончивших музыкальное училище.
В те годы, по сравнению с сегодняшним днем, район был богатый, перспективный. Руководство района распорядилось, чтобы все директора совхозов и хозяйственники помогали финансово в создании полноценного ансамбля. Все тяжести организации легли на плечи заведующей отделом культуры Муталаповой Нарбике Аслановны. Она была своеобразным мостиком между руководством района и Батыровым.
Коллектив создавался с нуля. Сшить новые костюмы, приобрести национальные инструменты - это ведь стоит больших денег, как достучаться до директоров совхоза? Как убедить их? Это могла только Муталапова. Сколько слез пролила от обиды, сколько ночей не спала, ведь не для себя просила же, а для народа. Хозяйственники в буквальном смысле отмахивались от нее, как от попрошайки.
Творческие люди очень ранимые, запросто могут обидеться, бросить все и уехать, куда глаза глядят, и такое было не раз с Батыровым. Но Нарбике Аслановна не сдавалась, она сумела всех объединить и подключить к работе.
Молодой талантливый специалист, отличный певец и композитор Яхья Кудайбердиев стал музыкальным руководителем ансамбля. Его командировали в Казахстан для приобретения музыкальных инструментов, в основном домбры. Он создал ансамбль домбристов при «Айланае», а сейчас это уже самостоятельный государственный ансамбль ногайских народных инструментов во главе с главным дирижером заслуженным артистом КЧР и РД Я. Кудайбердиевым. Можно сказать, что «Айланай» - мама этого оркестра.
Все молодые таланты, окончившие музыкальные вузы, стали участниками этого коллектива. У всех у нас было приподнятое настроение, мне приходилось всеми правдами и неправдами отпрашиваться со своей работы или брать отпуск на свое содержание, чтобы поработать в «Айланае» бесплатно. Так как тогда ансамбль считался самодеятельным. Все участники где-то работали методистами, библиотекарями, клубными работниками или просто энтузиасты, как и я.
В каждом творческом коллективе бывают подъемы и спады. В перестроечные годы «Айланаю» тоже пришлось тяжело - костюмы износились, транспорта нет, помещения нет, негде репетировать. Районное руководство меняется. Люди стали в поисках лучшей доли уезжать. Всеми силами отделу культуры пришлось сохранить «Айланай». Никому до культуры не было дела, пока не пришли новые люди. Руководство района во главе с Р. Н. Аджигайтхановым - молодой, вдумчивый, понимающий то, что культура и родной язык – есть народ.
«Айланаю» пригласили постановщика программы, сшили новые костюмы – и все это оплатил район. Спасибо главе Ногайского района Аджигайтханову с его командой, которые болеют за свою культуру. За 25 лет ансамбль «Айланай» с концертами объездил весь Северный Кавказ, Тюменскую область, Чувашию, Астраханскую область, Казахстан, Каракалпакию, Турцию. Участвовал в передаче «Шире круг» по Центральному телевидению города Москвы.
В 2010 году на 25-летний юбилей «Айланаю» присвоен статус Государственного фольклорно-этнографического ансамбля РД во главе с художественным руководителем, заслуженным артистом РД, композитором и прекрасным певцом Умаром Ваисовым.
В добрый час и в добрый пусть, «Айланай»!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев