На мой взгляд сегодня действительно можно согласиться с утверждением Г. Д. Мусалёва, что «Эрзя-народ - изгой в своей Республике». Только хочется задать вопрос экс-инязору: «А как собственно это произошло?»Долгие годы старейшины эрзянского народа вели пропаганду за сохранение и развитие эрзянского языка и культуры. «Фонд спасения эрзянского языка» начал свою работу в 1994 году. Что было сделано за это время? День эрзянского языка («Эрзянь келень чи») в 1993 году. Большим результатом было возрождение традиционного праздника «Раскень Озкс» в 1999 году. В 2004 году Указом Главы РМ «Раськень Озкс» наравне с «Акша келу», «Сабантуем» и «Днем славянской письменности и культуры» внесен в перечень государственных национально-фольклорных праздников в Республике Мордовия. Достижения значительные. Однако… это все что было сделано за 25 лет?Конечно, издавалась независимая общественно-политическая газета «Эрзянь Мастор». Но в ней была постоянная критика вся и всех, в итоге бесконечные суды из-за очередных публикаций. Долгое время и я был подписчиком газеты. С чем-то я был согласен полностью, кого-то я не поддерживал. В одном из номеров газеты от 2014 года первая полоса была посвящена РПЦ, где был запечатлен образ Господа Вседержителя с припиской: «Спаситель, скажите пожалуйста, кого Вы из всех больше держите? Что означает слово «вседержитель» в современном мире? Получается, как будто кого-то держите, не выпускаете. Кого?». Соглашусь, что в РПЦ присутствуют проблемы, о которых нужно не только говорить, но и решать. Но редакционная коллегия задает такой вопрос, будто сама является учредителем «Всевышней канцелярии». Этот бред заставил меня прекратить подписку газеты. Почему кто-то, должен оскорблять чувства верующих, решать за меня выбор вероисповедания? Меня как православного эрзянина это очень задело. Ведь мы не должны отказываться от того, что мы родились в эрзяно-православной семье или эрзяно-лютеранской семье. Так сложилась история. Наши предки пришли к христианству. Хотя этот путь был не простым и далеко не мирным. Но всех нас, эрзян, не смотря на наше вероисповедание, объединяет одна культура, один язык, одни корни. У меня очень много друзей. Среди них татары, финны, русские, марийцы. Мы все разные, у каждого своя вера, но нас всех объединяет дружба.А что было сделано фондом еще для эрзянского народа, кроме провокационных статей в газете? Можно еще сотню лет писать статьи о том, как душат эрзянский народ, что не дают слово, что, если ты эрзя, то тебе не найдется место в эшелоне власти Мордовии, что берут туда только мокшан. Где ваши действия кроме слов? Вы вели здравый и адекватный диалог с властью?Складывается мнение, что «лидерами эрзянского движения» это было сделано специально, чтобы эрзянский народ довести до статуса изгоя. Своим поведением они вызывали отвращение к эрзянскому народу.Попутно благодаря провокационным статьям делали себе «бизнес» и получали выгоду. Доказательство этого - растрата целевых средств на памятник Пургазу. Несколько лет писали в газете, и обманутые эрзяне верили, что власти Мордовии не дают место для установки памятника. А тут оказалось - целевые деньги распилены на заработную плату, которая выше минимального размера оплаты труда в Мордовии. Вот вам и некоммерческая организация!До сих пор остаётся вопрос без ответа, кто из чирязов на «Раскень озкс» выбрал нового Инязора Александра Болькина (Сыресь Боляень) жителя Украины?Очень мне понравилась цитата одного молодого человека:«Интересно, чем руководствовались те старейшины, которые были «За»? Не говорит ли это о том, что, выбирая «участника Революции достоинства и Антитеррористической операции на Востоке Украины», они хотят такой же революции на территории Мордовии или других местах компактного проживания эрзянского народа в России? Никто не задумывался о последствиях подобного бездумного выбора Инязора? Чем может помочь такой человек, который находится за рубежом, «не рискуя быть подвергнутым репрессиям»? Может те, кто выбирал, хотят просто дальнейшего развала, и большинству не интересна ни эрзянская культура, ни эрзянский язык, ни эрзянский народ?»Одно из первых предложений нового Инязора – это создание эрзянской гимназии в Саранске. Вопрос: во-первых, а чьи дети будут там обучаться? Отправит ли своих внуков учиться в Саранск Сыресь Боляень?Во-вторых, уважаемый Инязор, вы бы представили план действий! Как должна функционировать гимназия, что для этого необходимо? Чего можно добиться, открыв данное учебное учреждение? Какие учебники нужно разработать? А не вот эту воду, по которой вилами написано. Возможно, власти Мордовии вели бы с Вами диалог по-другому.Политику Инязора Александра Болькина я не поддерживаю. Но хочу сказать, что в отличие от экс-инязора Григория Мусалева, Болькин начал проводить наглядную работу – это и создание личного сайта Инязора, видеоролики с его выступлениями и др. Видно, что человек нашел себе команду, которая работает. Вот только есть ли в его команде эрзяне? Покуда не известно.«Фонд спасения эрзянского языка» с приходом нового правления под руководством Татьяны Ивановны Лариной, изменил свое название, теперь – это «Фонд сохранения и развития эрзянского этнокультурного наследия». Газета «Эрзянь Мастор» изменилась в лучшую сторону как по содержанию, так и по дизайну. Я снова встал в ряды подписчиков, а нас ведь так много, кто устал от грязи. Думаю, что новое руководство выведет эрзян из этой образовавшейся затхлой ямы. Путь выбран правильный!Мнение об эрзянах должно измениться, дабы не говорили, что эрзя-народ изгой в своей Республике.Александр Антошкин
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
---------------------------------------------
Уважаемый Александр Антошкин! Я и мои земляки прочитали Вашу статью «Эрьзя-народ—изгой в своей республике?!» в газете «Эрзянь Мастор» ( № 10, от 29.05.2020 г.). Землякам высылаю прочитанную газету по почте, выписывать – денег нет, живут на периферии в Оренбургской области.
Статья очень интересная. Вы, пожалуйста, не вводите нас в заблуждение, поскольку о вашей жизни в Республике Мордовия мы знаем только по газете «Эрзянь Мастор». Насколько нам известно, все суды против газеты и авторов статей возбуждали ваши правители и все суды они проиграли, а вы за это чуть ли не в каждой газете поносите бывшую редколлегию и авторов их статей. Я представляю, если бы они проиграли суды, то вы бы их вместе с дерьмом сожрали бы. Большое спасибо вашей судебной власти за их справедливое решение, так как в России это очень большая редкость, чтобы простой народ выигрывал у правителей. А за статью вам то...ЕщёОтклик на статью «Эрзя-народ—изгой в своей Республике?!»
---------------------------------------------
Уважаемый Александр Антошкин! Я и мои земляки прочитали Вашу статью «Эрьзя-народ—изгой в своей республике?!» в газете «Эрзянь Мастор» ( № 10, от 29.05.2020 г.). Землякам высылаю прочитанную газету по почте, выписывать – денег нет, живут на периферии в Оренбургской области.
Статья очень интересная. Вы, пожалуйста, не вводите нас в заблуждение, поскольку о вашей жизни в Республике Мордовия мы знаем только по газете «Эрзянь Мастор». Насколько нам известно, все суды против газеты и авторов статей возбуждали ваши правители и все суды они проиграли, а вы за это чуть ли не в каждой газете поносите бывшую редколлегию и авторов их статей. Я представляю, если бы они проиграли суды, то вы бы их вместе с дерьмом сожрали бы. Большое спасибо вашей судебной власти за их справедливое решение, так как в России это очень большая редкость, чтобы простой народ выигрывал у правителей. А за статью вам тоже большое спасибо. Нам стало ясно, в каких психологических условиях проживают наши эрзяне и, наверное, ещё в большом меньшинстве. А правители у Вас достойные! Взять, например, бывшего Главу Республики Н.Меркушкина – молодец парень, новый коровник построил в Мордовии лет 5 назад. На открытии даже Путин или Медведев приезжал, если мне память не изменяет. Всех коммунистов разогнал, за это Путин его в Самару направил на укреплении дисциплины. Самарцам он тоже понравился, они его на курсы повышения квалификации в Москву направили, правда, что-то его сейчас не слышно и не видно.
Кстати, в статье вы напомнили о правительственном составе эрзян и мокшан. Нам очень интересно примерный количественный состав эрзян и мокшан в верхних эшелонах власти. Пожалуйста, опубликуйте через газету.
Ну, а поводу сохранения эрзянского языка здесь разговор особый. В наших поселениях молодёжь никто уже не разговаривает на эрзянском языке. Более пожилые люди разговаривают на эрзянском смешанном с русским.
Я по крови чистокровный эрзянин. В 2003 г. решил побывать в столице Мордовии. В силу сложившихся обстоятельств, я ни разу не был в Саранске. Сел в автомобиль в 12 час. ночи я приехал в Саранск, остановился в гостинице «Саранск». На следующий день прошёлся по улицам, проехал на троллейбусе, и, что меня удивило, что ни в гостинице, ни на улицах, ни в транспорте я не услышал эрзянской речи. И только при выезде из города в строну г.Чебоксары, у магазина, я услышал родную речь и спросил: «Где же эрзяне?» Мне ответили: «Сынь весе Московов тусть». Так что у вас даже в столице с эрзянским языком дела обстоят не лучше, чем у меня на родине. И предсказания у меня такие, дай Бог, чтобы они не сбылись! Как только Вы выживете из своей среды таких эрзян как Мусалев, Четвергов и им подобных, то эрзянский язык останется у Правительства только на бумаге, но может быть немного в фольклоре.
По поводу нового названия Фонда спасения эрзянского языка. Название достойное, лучшего словоблудного названия уже не придумаешь. А то, что Вы (обращение к Антошкину - автор) вновь вернулись в ряды подписчиков «Эрзянь Мастор», то Вы – молодец. Судя по вашей статье такие подписчики новой газете, а особенно Правительству, очень нужны.
Вы, я думаю, будете одним из лучших подписчиков! А газета «Эрзянь Мастор», правильно пишете, изменилась в лучшую сторону, но только для таких подписчиков, как вы! А вот мою статью Ваша любимая Татьяна Ларина не опубликовала бы точно. Если бы опубликовала, то так изуродовала бы, что даже израильская спецслужба не могла бы понять смысла моей рукописи.
И ещё мои земляки хотели бы узнать, как перевести новое название «Фонда спасения эрзянского языка» на эрзянский язык.
Ну, а Вы далеко продвинетесь!) Удачи Вам, господин Антошкин!
Вениамин Сусликов,
г.Чебоксары,
10.07.2020
_________
https://vk.com/wall-77796376_485