Создание сложных технических систем, в частности систем противоракетной обороны (ПРО), предполагает проведение большого комплекса взаимосвязанных работ. И прежде, чем система обретает свой законченный вид и ставится на вооружение, проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, создаётся опытный образец системы, проводятся заводские, полигонные, государственные испытания...
На полигоне на опытном образце для отработки ракетно-пускового комплекса (систем управления стартом, оборудования пусковой установки и стартовой позиции, 1-й ступени ракеты и т.д. ...) проводятся так называемые бросковые пуски.
Где-то на одном из сайтов, посвящённых Полигону «Сары-Шаган» и «официальной» истории создания ПРО, я встретил упоминание о бросковых пусках противоракеты А-350Ж опытного образца системы «Алдан» с временной стартовой позиции (ВСП) 6-й площадки. В связи с этим хочу поделиться некоторыми запомнившимися мне эпизодами, т.к я был непосредственным участником проведения этих бросковых пусков.
Это было ещё до начала работ на стрельбовом комплексе «Алдан» (пл.52). Объектом испытаний являлись система управления стартом, пусковая установка (стол), транспортно-пусковой контейнер (ТПК) и, конечно же, противоракета А-350Ж, её 1-я ступень. 2-я ступень ракеты для весовой центровки заправлялась водой.
На начальных этапах испытаний было много курьёзных случаев, связанных с неотработанностью алгоритмов функционирования аппаратуры. Был, в частности, случай, когда однажды при опускании ТПК с угла старта в горизонтальное положение не сработало запорное устройство, фиксирующее ракету в ТПК, и она выкатилась из контейнера на стоявшую перед ним технологическую тележку. В результате был пробит топливный бак 2-й ступени и вода вытекла на бетон. А если бы там была не вода а штатное, очень токсичное, топливо!?.. Комментировать возможные последствия не буду... Хотя, конечно, я фантазирую, т.к. при бросковых пусках штатное использование 2-й ступени не предусматривалось и в баках топлива быть не могло.
Но это отступление, вернусь к основному, о чём хотел рассказать.
Я был в то время инженером-испытателем аппаратуры управления стартом в звании ст.лейтенант, начальником бункера КЗА (контрольно-записывающей ап-
паратуры), который находился метрах в 10 от ВСП . По 5-и минутной готовности и последующем прохождении команд «Протяжка-1» и «Протяжка-2» боевой расчёт КЗА, состоявший из промышленников и меня, должен был покидать бункер КЗА и уходить в основной подземный бункер, на входе которого выставлялся часовой (постовой). Но часовой подчинялся мне и я, по согласованию с ним, не уходил в основной бункер, а укрывался в стоявшем метрах в 20 от пусковой (а то и ближе) деревянном туалете (типа «сортир»). Туалет располагался по линии, примерно перпендикулярной к вертикальной плоскости старта. Великолепный ракурс для обзора... Как в центре партера...
По современным меркам контрольно-записывающая аппаратура была тогда довольно примитивной, использовались шлейфовые осцилографы и другие подобные аналоговые самописцы и устройства, располагавшиеся в бункере КЗА под землёй. В те времена использовались технологии старейшей школы (сложившиеся ещё в конце 40-х годов на полигоне Капустин Яр при испытаниях трофейных немецких ракет ФАУ-2) бросковых испытаний ракетной и иной техники, связанной с наличием факторов поражающего действия на окружающую среду. Эти технологии предполагали, что снаружи вокруг пусковой установки, помимо тензометрических и вибрационных датчиков, датчиков температуры и давления, в качестве своеобразных «индикаторов» на разных расстояниях устанавливались клетки с морскими свинками, кроликами, пакля и другие горючие материалы. Весной такими «индикаторами» естественным образом являлись ещё и степные тюльпаны, что очень ярко и трогательно отметил в своих стихах ветеран Полигона, испытатель и поэт Юлий Цуков... Таким образом, в рамках этой технологии испытаний, находясь в дощатом туалете, я дополнял перечень «индикаторов» воздействия пусковых факторов ещё и категорией «человек», за что не получил никакой награды (шутка). Взыскания тоже не получил, так как об этом никто, кроме постового, кроликов и морских свинок, не знал... А они не выдали... Тюльпаны тоже были ко мне благосклонны...
Но оставим шутки, перейдём к КЗА и другим «индикаторам»...
Кстати, предстартовая команда «Протяжка», ставшая непременным, обязательным элементом процедуры (алгоритма) подготовки и проведения пусков ракет, изначально появилась в этом алгоритме именно как команда на заблаговременное включение тех самых простейших шлейфовых самописцев и других контрольно-записывающих приборов, регистрирующих параметры работы аппаратуры стрельбового комплекса во время пуска... Это нашло отражение и в одном из стихотворений Генерального конструктора Кисунько Г.В.:
Мы слышим первыми всегда
Протяжки звук и рокот старта...
И вот Пуск!!! Несмотря на то,что перед стартом пусковую площадку(стол) мыли из шлангов мощными струями воды, по доскам туалета стучал такой шквал камней и вырванного бетона, что становилось жутковато. Но эти страхи не шли ни в какое сравнение с тем великолепным зрелищем, которое открывалось перед глазами через щель между досками... Когда сначала, как при замедленной съёмке, под грохот разлетевшейся передней пенопластовой крышки ТПК, рёв и рокот связки из четырёх ускорителей 1-й ступени (при бросковых пусках на ВСП они были пороховыми) ракета медленно (так казалось) выползала из контейнера, а потом, всё ускоряясь и полыхая четырьмя факелами, уносилась ввысь - сердце замирало от восторга и какой-то неописуемой гордости за свою причастность к происходящему...
Конечно, бывали и погибшие кролики, и морские свинки, загоралась пакля... Бывали и сожжённые тюльпаны... Но, как писал Юлий Цуков, всё это было ради того, «чтоб цвели все тюльпаны Земли»!...
Я видел со стороны очень много пусков самых разных ракет. И в Кап.Яре, и у себя на 6-й площадке (когда не был в составе боевых расчётов), и на 35-й пл.
Но то было со значительного расстояния. А наблюдаемое тогда на ВСП зрелище пуска ракеты с четырьмя двигателями 1-й ступени с расстояния в 15-20 метров просто неописуемо...
Это оставило в моей памяти неизгладимый след на всю жизнь...
Вот такие некоторые фрагменты из «неофициальной» истории создания ПРО.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12
Они строили пусковые.
База находилась за госпиталем.
На пу 5 п 65 начинал службу и участвовал в испытаниях с 1967 года