Слово на праздник Сретения Господня
Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Фото: ubdm.ru В эти дни мы предстоим перед пророческим словом, с которым праведный Симеон обращается к Божией Матери. Это пророчество касается Ее и Ее Сына. Три вещи говорит он о Христе: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих», «Он будет в знамение пререкаемое» и «откроются помышления многих сердец». А вот то, что относится к Божией Матери: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Чтобы войти в тайну этого пророчества, обратим наш взор на того, кто его произносит.
Симеон — старец, встречающий Богомладенца Иисуса в Храме, ибо Дух Святой открыл ему приход Мессии, чаемого народами. Хотя мы не знаем ничего другого о Симеоне, и упоминания о нем нет больше нигде в Евангелии, нам достаточно утверждения, что он был человек «праведный и благочестивый», иначе говоря, «боящийся Бога». Эти две черты в Священном Писании характеризуют святого человека, верного Завету, соблюдающего Слово Господне и умеющего видеть все в истинном свете, ибо в каждом событии он различает исполнение замысла Божия. «Благочестивый», то есть «боящийся Бога», означает буквально того, кто знает, что добро сильнее зла и кто видит всегда светлую сторону всех событий.
Он был человек праведный, подобно тому как праведным именовался Авель, приношение которого было угодно Богу. Как праведным именовался Лот, который бежал из Содома, чтобы не быть поглощенным грехом его жителей, или как Елисавета и Захария «были праведными пред Богом». Он был «человек праведный» — точно так же, как Иосиф, хранитель Пречистой Девы Марии.
Праведный Симеон — одна из тех личностей, которая символизирует все человечество, открывающееся спасительному замыслу Божию, человечество, очищенное послушанием Закону и потому способное внимать воле Господней. Более того, это человек, «чающий утешения Израилева». Он не был угнетаем старостью, испытания жизни не сломили его. В нем не было ни уныния, ни растерянности, ни тоски — он смотрел на будущее с глубокой надеждой.
Он чаял утешения Израилева, о котором говорили пророки — такие, как Исаия: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его» (Ис. 40, 1—2). Он знал, что это пророчество уже отчасти исполнилось в прошлом, и продолжал с уверенностью ждать, когда Бог снова утешит Свой народ среди стольких бед.
Мы должны обращаться к образу этого человека, не теряющего надежды. Одно из самых печальных явлений нашего времени, — возрастание числа отчаявшихся людей, которые говорят, что они не ждут уже ничего от жизни, от семьи, от детей, от Отечества, от усилий что-либо изменить. Это происходит и с молодыми людьми. Ну а что говорить о тех, чья жизнь близка к завершению, — что ждет их впереди? Непрестанные болезни, порой полунищенское существование, одиночество, смерть? Неужели и мы становимся народом, теряющим надежду? Один из очевидных признаков утраты надежды — беспросветное сокращение рождаемости. Невозможно не сказать об этом в праздник принесения в храм Младенца Иисуса Христа. Люди боятся будущего так, что не хотят больше, чтобы дети появлялись на свет. Несомненно, и другие причины играют здесь роль, но преобладает страх. Как будет развиваться политическая, экономическая и общественная жизнь? Что может с нами завтра случиться? Где гарантия, что не наступит худшее, как на той же Украине?
Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2025/02/14/prorochestvo_pered_kotorym_my_predstoim_v_eti_dni_1
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев