Казахские свадьбы
Казахская свадьба является особенным событием в жизни молодой пары и их родни. Современный свадебный обряд казахов серьезно претерпел изменения, стал более европеизированным. А если старинные законы свадеб в Казахстане и соблюдаются, то по большей части в деревнях — и то, для программного разнообразия.
Казахские свадебные традиции
Кыз айттыру
Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершеннолетия. Искали равную семью, семью хороших, знатных, уважаемых людей.
Кору
«Кыз кору» иногда называли и «Кыз тандау». По обычаю дети знаменитых людей или искусные люди народа, джигиты устраивали смотрины девушек для женитьбы.
Шеге-шапан
«Шеге-шапан» — подарок. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносят друг другу подарки. Со стороны джигита это каргыбау. А отец девушки на плечи жаушы (доверенное лицо жениха) накидывает шеге шапан (шеге — гвоздь, шапан — чапан).
Каргыбау
Перед тем, как сосватать девушку, со стороны жениха едет жаушы для предварительного разговора.
Құдалық Кудалык
Құдалық (Кудалык) — сватовство, начало свадебной церемонии. Ритуал знакомства будущих родственников между собой за дастарханом. Старший представитель сватов со стороны невесты по праву начинает беседу, рассказывая о семье.
Куда тусу
Сватовство – обязательная часть такого события, как казахская свадьба, на казахском языке эта церемония носит название «куда тусу».
Бата аяк
Окончательный договор между сватами. После соглашения стать
сватами отец жениха едет в аул девушки и окончательно обговаривает вопрос о сроке свадьбы, о количестве калыма, каде-жора (презенты, подарки).
Киим тигу
Прибывшие сваты и свахи не должны спать. Обязаны отведать угощение, преподносимое сватами.
Калын мал
После официальной части сватовства, по обычаю казахов, сторона жениха должна уплатить калын мал, который выплачивался в основном скотом.
Балдыз калын
Может случится так, что невеста, не успев выйти замуж,
преждевременно умирает. В таком случае, если уплачен калым (обычно уплачивается заранее), жених может взять в жены сестру умершей.
Куда тартар
Во время увеселений исполняется интересный обычай, называемый «куда тартар» (букв. теребить сватов). Заключается он в том, что аульные женщины (среди них могут быть и молодые парни) устраивают различные проделки над сватами.
Киит
Перед отъездом сватов отец девушки наделяет их по традиции «киитом». Самый ценный «киит» получает отец жениха, даже и в том случае, если его нет в числе сватов. Другие сваты получают «киит» по степени своего достоинства.
Капка салар
Новоиспеченному зятю тоже преподносится подарок, который называется капка салар. В него входит дорогая одежда, конская сбруя или скот. Все зависит от состояния богатства и авторитета тестя.
Той малы
Жених, когда приезжает за невестой, привозит «той малы», то есть скот для свадьбы. Его режут на этой свадьбе. В зависимости от состояния сваты приводят на «той малы» несколько лошадей (коров) или баранов. К этому добавляются дорогая ткань, вещи, фрукты, сахар, чай и т.д.
Сут акы
Среди прочих обычаев и подарков самое особенное, обращающее на себя внимание и акцентирующее — это «сут акы» — плата за молоко матери. «Сут акы» преподносится матери девушки.
Жигит-туйе
На свадебных обрядах за хорошее воспитание девушки жених преподносит своей теще (ене) «сут акы», а отцу девушки — положенный «жигит туйе». Этот подарок может быть дорогой одеждой, верблюдом, лошадью, конской сбруей и т.д. Тесть (ата) благословляет своего зятя.
Куйрык-бауыр
Обрядовое угощение, состоящее из печени и курдючного сала. Ритуальное блюдо свидетельствует о факте сватовства и принимается в случае споров как вещественное доказательство сватовства. Оно налагает на родителей сторон известные права и обязанности; после этого обряда уже нельзя отступать, в противном случае виновная сторона платит «неустойку» и возвращает полученный калым.
Оли-тири
После договора о свадьбе со стороны жениха сватам во главе со сведущим человеком отправляют положенный по традиции подарок «оли-тири» (презент). Это символ признательности не только живым. После этого обычая жених может тайком навещать невесту (урын
келу).
Кынаменде
«Кынаменде» для молодежи и женге — той. Будущий жених, якобы тайком, в сумерках со своей свитой торжественно прибывает в аул невесты. Называется этот обычай «есик кору» (букв. есик — дверь; кору — смотреть) или «урын келу» (смысл — тайный приход).
Кыз кашар
Первая встреча жениха с невестой называется «урын келу», а первая встреча с женихом для невесты — «кыз кашар». Происходит в один и тот же день, что и «урын той», однако относительно девушки обряд называется «кыз кашар».
Саукеле кигизу
Традиция «саукеле кигизу» занимает особое место. «Саукеле» не только самый дорогой головной убор среди женской одежды, оно также служит символом начала новой жизни. Это память между безза ботной жизнью девушки и наступлением новой семейной жизни.
Кыз танысу
Девушка перед замужеством со своей женге (жена старшего брата) обходит своих родственников и близких для прощания. По традиции это называется «кыз танысу»(прощальный визит). Родственники и близкие оказывают почести, одаривают дорогими подарками, напутствуют, желая при этом всего наилучшего, счастья, радости. Это одна из древних традиций, один из методов воспитания, этика поведения.
Сынсу
Так называлась традиционная песня, исполняемая девушкой во время «кыз танысу», когда она посещает вместе с женге дома своих родственников.
Кыз узату
За девушкой сваты приезжают в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше. Среди них «бас куда» (главный сват), «кудалар»(сваты) и друг жениха (здесь как советник, очевидец). В северных и центральных областях Казахстана за девушкой едут только мужчины. Сваты обычно прибывают вечером. С момента их прибытия начинается той: игры, песни, увеселения, положенные по традиции «каде» (подарки, презенты). Близкие родственники девушки официально приглашают сватов в тот день в гости.
Неке кияр (Никах)
Для совершения обряда призывали муллу, ставили перед ним чашку с водой, покрытую платком. Собирались родные и близкие невесты, а также со стороны жениха. Мулла читал молитвы, затем через свидетелей, следуя специальной формуле, спрашивал о согласии юноши и девушки вступить в брак.
Жар-жар
Традиционная песня, исполняемая молодежью во время прощального вечера, на проводах девушки. «Жар-жар» исполняется в виде айтыса между девушками и джигитами. Джигиты поют о том, чтобы девушка, не сожалела, что оставляет отца, ведь хороший свекор заменит его. Девушки отвечают, что свекор вряд ли заменит любимого отца.
Аушадияр
Традиционная свадебная песня-жыр с определенным мотивом и с особым национальным, воспитательным значением. «Аушадияр» исполняется художественно и является украшением, особо торжественным моментом тоя, который носит в себе образец искусства. К сожалению, в наше время в Казахстане «аушадияр» вовсе забыт и не применяется.
Ау-жар
Посредством песен — жыр прощальный вечер девушки превращался в удивительное представление. Всегда грустно расставаться с родным домом и переступать порог чужого дома. На проводах свой нажитый жизненный опыт в виде назидания девушки выражали в стихах «ау-жар». Ведь слезы девушки не от горя, а только сожаление при расставании с родным аулом, близкими.
Коштасу
Коштасу — прощание с родным домом — исполнялось самой невестой перед выездом свадебной процессии из ее аула. В своей прощальной песне она сожалеет о том, что родилась девочкой, а не мальчиком, что вынуждена покинуть родной очаг, желает быть в здравии, когда через год придет навестить их.
Жасау
Казахи уделяли большое внимание «жасау» девушки. Красивые ювелирные украшения, ковры, «текемет» (кошма), «сэукеле» (головной убор невесты), дорогую одежду, вещи, посуду и так далее давали в «жасау». Состоятельные родители готовили специально «ак отау» (ак белый, отау — здесь: юрта) для дочери. Жасау нередко превышало «калын мал». Причем девушка забирала все, что пожелает.
Кыз кеши
Девушке запрещается оглядываться назад. Сваты едут впереди, за ними следует «шанырактуйе» (кыз кеши). Караван замыкают красиво одетые парни — с песнями, шутками.
Туйемурындык
Проезжающую свадебную процессию (молодежь, женщины) имели право задержать и разрешали ей ехать дальше лишь после получения «каде» (положенный презент по обычаю). Когда мать девушки вручает «каде», получившие благословляют процессию и она продолжает путь в аул жениха.
Шанырак туйе
Транспорт для передвижения в аул жениха, где находится невеста со своей свитой, называется «шанырактуйе» (повозка и т. п.). На «шанырак туйе» могут садиться мать, сестры, женге невесты.
Шанырак котеру
Шанырак котеру ( шанырак — купол юрты, котеру — поднять). «Шанырак» является семейной реликвией хранителем очага, символом продолжения рода.
Атбайлар
«Атбайлар» (букв. Ат — лошадь, байлар — привязать). «Атбайлар»
бывает двух видов:
После поднятия шанырака, родные и близкие осыпают дом молодых шашу и поздравляют: Да будет ваш «шанырак» высоким! Пусть «шанырак» ваш будет прочным и на долгие годы!». Преподносят «байгазы». Самые близкие к порогу привязывают лошадь «атбайлар».
Еще один вид «атбайлар» — презент. Лошадь приехавших сватов или лошадь жениха, прибывшего за невестой, встречает «женге» и привязывает. За что получает презент «атбайлар». Это традиция тоя. По традиции с этого «каде» (презент) еще одна женщина просит «таберик», получившая «атбайлар» охотно делится.
Куттык
«Куттык» (от слова куттыктау поздравлять) примета благодатная (поздравление). После свадьбы, проводов сватов, взрослые девушки аула джигита приходят в дом свекра с поздравлениями и специальными угощениями и просят «куттык», то есть украшения, кольца, серьги и другие домашние вещи (посуда и пр.)
Уй корсету
Молодую невестку после свадьбы родственники мужа, соседи приглашают в гости для знакомства, сближения, чтобы она быстрее адаптировалась на новом месте. Невестка на такое приглашение идет не с пустыми руками. Тут по обычаю полагается «илу» — от глагола вешать. Свекровь должна определять размеры «илу» (подарка), ведь каждый очаг занимает определенное положение.
Есик ашар
После свадебного тоя зять вместе с молодой женой и близкими друзьями (джигиты) в назначенное время едут к родителям жены — к тестю и теще.
Онир салу
Обряд выполняется женщинами почтенного возраста. Они осыпают «келин шашу», вручают ей свои подарки, то есть «онир» — одежду, предметы обихода и т.д. «Онир салу» — уважение молодоженам и материальная помощь. К сожалению, в последнее время о такой традиции стали забывать.
Илу
Как было отмечено, молодую невестку для знакомства приглашают родственники мужа. В таких случаях «келин» по традиции дает «илу», т.е. в знак признательности дарит ковер, украшения, отрез на платье и т.д. Здесь она прислушивается к советам свекрови. Невестка, отвесив поклон (салем), проходит в дом и у порога вешает принесенный «илу». Зять тоже оставляет «илу» в доме родственников своей жены.
Немеурин
Получив свой положенный имущественный надел (енши), молодожены отделяются от отцовского очага. После чего родные, близкие приходят с поздравлениями, обмазывают порог, косяки маслом (босага майлау) и выполняют по традиции обряд «немеурин». Дарят молодым ковры, скот, красивую посуду и т.д.
Итаягына салу
Молодой женщине, гостившей у кого-либо, старшие по возрасту женщины, бабушки дарят кольца, браслеты, серебряные монеты. Эти вещи из чистого серебра опускают в воду после рождения ребенка, при первом купании младенца (шилде суы). После купания ребенка присутствующие женщины делят между собой эти украшения и монеты. Дальновидные бабушки дарили украшения будущей молодой маме «итаягына салады».
Кимешек кигизу
«Кимешек» – головной убор замужней женщины. Молодая невестка до года в новом доме носит на голове небольшую накидку. «Саукеле» (головной убор невесты) может надевать на тоях, на сборищах. (Казашки саукеле носят только до свадьбы, а после свадьбы снимают). После рождения первого ребенка женщины аула специально приходят в дом к невестке и надевают ей на голову «кимешек». В северных областях это называют «жаулык салды».
Курсак той
Когда становится очевидным, что молодая сноха в положении, обрадованная свекровь (ене) и снохи (жены братьев — абысын) приглашают близких родственников, соседей и устраивают вечеринку с богатым дастарханом, во время которого будущую мать осыпают шашу.
Этот обряд выполняли женщины почтенного возраста. Обычно осыпают виновников торжества и гостей конфетами и мелкими монетами, произнося при этом добрые пожелания. «Шашу» олицетворяет льющийся дождь, что по поверью, должно принести счастье. Обряд выполняется и при других радостных событиях (рождении ребенка, приезде сватов и так далее).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1