Үлкенге – құрмет, кішіге – ізет
Издавна казахский народ с уважением и почтением относится к старшим людям вне зависимости от родовой, жузовой и национальной принадлежности. На праздниках старшим отводится почетное место, а также предоставляется первое слово. В старину на народных собраниях старейшины и старшие по возрасту играли ключевую роль в принятии решений. Принято считать, что в силу возраста старшие люди более опытны во многих аспектах, поэтому молодое поколение зачастую обращалось к аксакалам за советами. Для молодого человека считалось высшей наградой получить из рук аксакала горсть мяса из общего блюда.
В казахском обществе по сей день действуют негласные правила, согласно которым младший, приветствуя старшего человека, обязательно встает, усаживает его на почетное место или уступает свое, и не садится до тех пор, пока старший не пригласит сесть. Старику уступали самое почетное место в юрте, подносили ему голову барана, почтительно слушали его рассказы и назидания.
Правила приличия у казахов не позволяют окликать того, кто взрослее: «Старшего не окликают, а идут к нему». Встретив старшего, юноша обязательно должен подойти к нему, поздороваться, пожелать доброго пути. Перед отправкой в дальнюю дорогу и созданием семьи молодые получали благословения стариков. Отправляясь на войну, казахи также получали напутствия уважаемых и почитаемых старейшин. И в этом есть сила народа, ведь традиции и обычаи не появились в одночасье, на пустом месте, все они накапливались столетиями, вбирая в себя многовековую народную мудрость.
«Үлкенге – құрмет, кішіге – ізет», – так всегда говорят, подчеркивая значимость уважительного отношения к старшим, безотрывно связывая их опыт жизни с возможностью для молодых пойти дальше, быть лучше, добиться большего.
Во многих монографиях ученых, занимавшихся исследованием народных традиций и фольклора казахов, указывается, что уважение к старшим основано не на страхе, не на рабском послушании, а на том, что старшие обладают огромным жизненным опытом, накопленным в процессе многолетней трудовой деятельности, который мог пригодиться молодежи в решении сложных проблем, возникающих на их пути. Во множестве пословиц народ зафиксировал опыт формирования нравственных взаимоотношений между детьми и родителями: «Никто не похвалит, если не оправдал молока матери», «Главные наставники детей – родители», «Цену отцовства узнаешь, когда сам станешь отцом», «Не оскорбляй мать! Не взваливай тяжелую ношу на плечи отца!»
Казахи ценили жизненный опыт аксакалов, они, прожившие долгую жизнь, много повидавшие на своем веку, были наставниками внуков и правнуков: «Семья без деда – семья без благословения, семья без бабушки – семья без заступницы», «По труду – почет, по возрасту – уважение», «Что знает старик, то и святому неведомо». В казахских семьях дети, пока были живы дедушка и бабушка, называли своих родителей ага (отец) и апа (мать). Аксакалы считались наставниками не только своих внуков, но и целого аула: «Пятьдесят – возраст доброго молодца, шестьдесят – возраст отца всего рода». «Если казах чего-то не знает, он обращается к старику», «Слово старца – мед», «Слово старца – лекарство», «Как отблагодаришь отца, так отблагодарят дети тебя». Эта народная истина служит подтверждением того, что люди пожилого возраста олицетворяют мудрость и являются хранителями житейского опыта и достойного поведения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев