Н. Островского
Меня постоянно тяготит вопрос о истории совхоза им. Н.Островского, ибо не могло быть выбрано место в степи для поселка наугад. И причины в следующем:
- буквально рядом расположена Жаильма, аул, сформировавшийся задолго до Октябрьской революции 1917 г.;
- найденный при насыпи берега р. Тобол бульдозером лежавший не один десяток лет под землей Олегом Вороненко и мной пистолет с тремя оставшимися в барабане патронами, который безальтернативно можно считать реликвией времен гражданской войны, т. е. это было не голая степь, а важное поселение, за которое шли бои;
- если вглядеться с противоположного берега Тобола на обрыв берега, на котором расположен поселок, т. е. там, где один из недавних жителей устанавливал насос с протянутыми трубами для полива своего огорода, уже глубоко под землей ясно видны какие-то кладки из красного кирпича.
Даже вышеперечисленное подтверждает фактичекское предположение о том, что место для поселка им. Н. Островского было выбрано не случайно.
Отсюда и вопрос о том, почему в период полноценно существовавшего в период социализма, никто не удосужился установить историю именно на этом месте совхоза?
Да, в начальном периоде строительства поселка первоцелинникам было недосуг, не было а/ времени, б/ заинтересованности в познании истории выбора места для поселка. Да и грандиозность задач, которые необходимо было решить в тот период, не позволяли этого сделать.
Был совершен величайший подвиг, т. е. построен великолепный поселок. Вместо малокомплектной школы, ютившейся в доме, в котором жил директор школы и который добровольно уступил дом для школы, была построена огромная, просторная типовая школа с многочисленным педагогическим коллективом. Возник великолепный совхоз с многочисленным населением, партийная организация.
Повсюду, как и во всем бывшем СССР , в сельской местности интеллигенцию представляли учителя, педагоги возглавляемые директором школы, секретарем партийной группы коллектива школы.. Всматриваясь в фотографии учителей школы контекстно читаются молодые, задорные, полные энергии лица учителей. И тут же возникает вопрос о том, почему именно они, будучи самой многочисленной интеллигенцией в совхозе, не удосужились посильно, в меру возможностей, познать историю возникновения поселка именно на этом месте? Можно привести десятки причин недоработки в этом вопросе, но моральная ответственность не снимается. Совместно с партийной организацией совхоза, администрацией хозяйства, причем, при энтузиазме всех бывших директоров совхоза, ради себя, ради воспитания детей, ради будущего была прекрасная возможность познать историю земли, на которой проживаешь. Я вовсе, излагая данное суждение, не призываю к дискуссии, наоборот, полагаю, что любой, кому известна лишь маленькая частица истории, не исключая опросы жителей Жаильмы, жителей других близлежащих поселков, воспоминаний старцев, можно, пусть не полно, изучить историю поселка. И, полагаю, что не останутся в стороне члены педагогического коллектива бывшей, к большому сожалению, школы совхоза им Н. Островского и настоящий сайт создает для этого возможности.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6