Законы юных пионеров - свод основных правил жизни и деятельности члена Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина; в образной и доступной пониманию детей форме изложены цели и задачи детской коммунистической организации, основные принципы коммунистической нравственности, морально-этические нормы поведения юных пионеров. Впервые Законы юных пионеров, разработанные комиссией ЦК РКСМ при участии Н. К. Крупской, были утверждены 5-м съездом РКСМ (октябрь 1922). В Законах юных пионеров был выделен как один из основных закон, сформулированный по ленинскому завету молодежи - учиться коммунизму: «Буду стремиться всегда, везде, где возможно, получить знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящимся».
Происшедшие за годы социалистического строительства изменения условий деятельности пионерской организации, углубление содержания и совершенствование форм и методов ее работы нашли отражение в новом тексте Законов юных пионеров, утвержденном в 1957 8-м пленумом ЦК ВЛКСМ (в 1967 2-м пленумом ЦК ВЛКСМ в этот текст были внесены некоторые дополнения и изменения).
Пионер предан Родине, партии, коммунизму
Пионер готовится стать комсомольцем
Пионер равняется на героев борьбы и труда
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества
Пионер - лучший в учебе, труде и спорте
Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду
Пионер - товарищ и вожатый октябрят
Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран
Выполнять Законы пионеров — значит всегда и во всем быть верным заветам великого Ленина, своему честному пионерскому слову, дорожить пионерским галстуком, как святыню беречь и высоко нести Красное пионерское знамя
Торжественную клятву пионера произносил каждый ученик, когда его принимали в пионеры. Клятву следовало начать учить заранее, особенно яро повторяя ее в ночь перед знаменательным днем, дабы не забыть или перепутать слова перед «лицом своих товарищей».
Клятва звучала так:
«Я (Имя, Фамилия) вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза».
Пионерские горн и барабан - эти названия появились почти одновременно со словом «пионер». Это нечто большее, чем просто музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана – это призыв к пионерам, к их единению, к деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, поиску и утверждению справедливости. Горн созывает пионеров. Он собирает их на сбор, линейку, приветствует вынос знамени. Сигнал горна слышит и понимает каждый пионер. Горнист отряда – ответственная пионерская должность. Соискатель должен уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и т.п.. На пионерской линейке место горниста – на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда – за флаговым. Назначение барабана – сопровождать строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирает сбор или совет отряда) должен уметь выполнять строевые приемы, исполнять «марш» и «дробь»...Ещё Пионерские горн и барабан - эти названия появились почти одновременно со словом «пионер». Это нечто большее, чем просто музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана – это призыв к пионерам, к их единению, к деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, поиску и утверждению справедливости. Горн созывает пионеров. Он собирает их на сбор, линейку, приветствует вынос знамени. Сигнал горна слышит и понимает каждый пионер. Горнист отряда – ответственная пионерская должность. Соискатель должен уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и т.п.. На пионерской линейке место горниста – на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда – за флаговым. Назначение барабана – сопровождать строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирает сбор или совет отряда) должен уметь выполнять строевые приемы, исполнять «марш» и «дробь».
В 10 лет каждый уважающий себя октябренок снимал с груди уже надоевшую красную звездочку с ликом юного кудрявого Ильича и, произнеся торжественную клятву, надевал на шею красный галстук. Правда, принятию в пионеры предшествовала специальная подготовка – целый месяц школьники зубрили клятву и учились завязывать галстук особым узлом.
Для «свежеиспеченных» пионеров галстук был предметом гордости: его старательно гладили каждый день, а особо впечатлительные школьницы носили, не снимая. Потеря галстука считалась большим позором и горем. За состоянием галстуков строго следили пионервожатые – во многих школах учеников без красной тряпочки на уроки не пускали. Слишком мятый галстук тоже мог стать серьезным препятствием в получении знаний. Обычно с такими суровыми законами приходилось сталкиваться ученикам 4-5 классов. Более «опытные» пионеры могли себе позволить быть менее опрятными.
Сначала ярко-красные галстуки делали из жесткой хлопчатобумажной ткани. Позднее они стали оранжево-красными и шились из ацетатного шелка на швейных фабриках Советского Союза. Стоил галстук 58 копеек. К 14 годам пионеры в массовом порядке начинали забывать ценность пионерского галстука. Галстуки у учеников 7-8 классов были более мятыми и грязными, а у некоторых даже разрисованы шариковыми ручками. Кстати, мастерство росписи по галстуку особенно ценилось в пионерских лагерях. К концу смены галстуки абсолютного большинства пионеров исписывались с обеих сторон пожеланиями, объяснениями в любви от мальчишек и заверениями в нежной дружбе от подружек. Затем пионерские галстуки сменяли комсомольские значки, расписывать которые было значительно труднее.
Пионерское приветствие. Пять пальцев в салюте плотно прижаты друг к другу. Это своего рода символ, показывающий сплоченность детей трудящихся всех пяти частей света.
Пионер отдает салют, находясь в строю, и вне строя: при исполнении «Интернационала», Гимна Советского Союза и гимнов союзных республик, при ответе на пионерский девиз, по команде «Равнение на знамя!», «Равнение на флаг!», у Мавзолея, у памятников В. И. Ленину и памятников и обелисков павшим героям. А также при сдаче рапорта, при смене караула у знамени, при объявлении благодарности перед строем, награждении, при получении Красного знамени, отрядного флага или пионерских атрибутов, приветствуя воинский и пионерский строй
Коммунистический союз молодежи или ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи). Всесоюзное молодежное движение, очередная ступень на пути в КПСС.
В комсомол принимали с 14 лет, но не как в пионеры, гуртом, а на индивидуальной основе. Для подачи заявления нужна была рекомендация одного коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой.Тем, чье заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Подготовка к подобному собеседованию была долгой и волнительной. Перед собеседованием тряслись так, как ни перед одной школьной контрольной. Подготовка включала в себя заучивание устава ВЛКСМ, имена всевозможных предводителей кДо 1989 года членство в ВЛКСМ было необходимо для поступления в ВУЗы, а также в некоторые престижные училища и техникум...ЕщёКомсомол
Коммунистический союз молодежи или ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи). Всесоюзное молодежное движение, очередная ступень на пути в КПСС.
В комсомол принимали с 14 лет, но не как в пионеры, гуртом, а на индивидуальной основе. Для подачи заявления нужна была рекомендация одного коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой.Тем, чье заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Подготовка к подобному собеседованию была долгой и волнительной. Перед собеседованием тряслись так, как ни перед одной школьной контрольной. Подготовка включала в себя заучивание устава ВЛКСМ, имена всевозможных предводителей кДо 1989 года членство в ВЛКСМ было необходимо для поступления в ВУЗы, а также в некоторые престижные училища и техникумы.
Школьная форма - неотъемлемая часть жизни каждого советского ребенка. Как и многое в то время, форма была дефицитом, и родителям приходилось задолго до начала учебного года выстаивать очереди во всевозможных «детских мирах», чтоШкольная форма была нескольких моделей. В первую очередь это классическое коричневое платье с передником для девочек. Когда и кем была введена такая модель никто уже и не помнит, однако в ней ходили в школу еще наши мамы. В комплекте было два передника – черный для повседневной носки и белый для праздничных линеек. Но самым главным украшением этой неброской одежды были кружевные воротнички и манжеты, которые постоянно приходилось подшивать к платьям. Великое множество комплектов этих аксессуаров продавалось отдельно, и за счет этого девочки хоть как-то не выглядели «инкубаторскими» (как говорили в 80-х). Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что и в моделях школьных платьев было небольшое разнообразие, например, воротничок мог быть рубашечный или стоечка.
Мальчики же младших классов носили форменные брюки и курточки синего цвета с манжетами на рукаС восьмого класса школьникам была положена взрослая школьная форма. Мальчишки должны были носить ансамбль синего цвета, напоминающий мужской брючный костюм с неизменной нашлепкой на рукаве, а подросшие девчонки имели выбор из составляющих синего костюма тройки: юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку, которую обычно сильно укорачивали, можно было носить и с пиджаком, и с жилетом, и весь костюм сразу. Носить в старшей школе под форму мальчикам полагалось рубашку, девочкам - всевозможные блузки. Особым шиком для девчонок было иметь форму другой республики СССР, так как по модели она сильно отличалась, хотя цвет и был неизменный синий. Так форма УССР представляла собой длинную широкую юбку и блузу-пиджак с поясом, а БССР - сарафан с низом в виде юбки в складку. Девочки, которые носили такую форму, могли выделяться на общем фоне, не нарушая школьных пр
...Ещё
Мальчики же младших классов носили форменные брюки и курточки синего цвета с манжетами на рукаС восьмого класса школьникам была положена взрослая школьная форма. Мальчишки должны были носить ансамбль синего цвета, напоминающий мужской брючный костюм с неизменной нашлепкой на рукаве, а подросшие девчонки имели выбор из составляющих синего костюма тройки: юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку, которую обычно сильно укорачивали, можно было носить и с пиджаком, и с жилетом, и весь костюм сразу. Носить в старшей школе под форму мальчикам полагалось рубашку, девочкам - всевозможные блузки. Особым шиком для девчонок было иметь форму другой республики СССР, так как по модели она сильно отличалась, хотя цвет и был неизменный синий. Так форма УССР представляла собой длинную широкую юбку и блузу-пиджак с поясом, а БССР - сарафан с низом в виде юбки в складку. Девочки, которые носили такую форму, могли выделяться на общем фоне, не нарушая школьных правил.
Несомненным достоинством формы для старших классов было то, что все предметы комплектов продавались отдельно. И ученик с нестандартной фигурой мог купить себе низ и верх разных размеров. Или можно было купить только пиджак, если у старого рукава пришли в негодность. А еще было очень модно придти на последний звонок в старом добром коричневом платье и белом переднике с повязанными белыми бантами. Часто для этого случая специально покупали такую форму уже взрослого размера. Обязательным дополнением к школьной форме были октябрятский, пионерский или комсомольский значки и пионерский галстук.
Уроки.С пятого класса в обычной общеобразовательной школе начиналось преподавание иностранного языка. Классы делились на группы по языкам - английский, немецкий, французский. Больше всего народу попадало в «английскую группу».В отличие от языковых спецшкол, учили иностранному языку в общеобразовательной средней школе довольно плохо. Многие учителя не «страдали» хорошим произношением, и сами практически не имели опыта общения с носителями языка. Большое внимание уделялось формальной грамматике в ущерб навыкам живой разговорной речи. Уроки изобиловали идеологическими темами про комсомол, коммунистическую партию, а также искусственными или вычурными фразами, неприменимыми в реальной жизни, типа: «Камрад Петров энд Камрад Иванов вент то зе дайнин рум».
Каждый урок начинался с набора стандартных фраз - кто дежурный, какое сегодня число, кто отсутствует. Многие из этих фраз заучивались фонетически до полной потери смысла, например: - Хуизондьютитудей? - Айэмондьютитудей!
В начале 90-х годов прошел слух, что программы иностранных языков в общеобразовательной школе составлялись под вердиктом КГБ – необходимо выпускать людей, неспособных непосредственно общаться с иностранцами - носителями языка. Было ли такое указание или нет, неизвестно, но результат вполне соответствовал.
Школьный предмет – урок физической культуры, который школьники называли не иначе, как «физра».
Занятия проходили в спортзале, бассейне (гораздо реже) или на улице. Урок в зале включал в себя упражнения для пресса, на брусьях, лазание по канату и прыжки через «козла». Вторая часть урока (или второй урок, если «физру» в расписании ставили подряд) зачастую посвящалась командным играм – баскетболу или волейболу.
Зимой, если была возможность, детей отправляли кататься на лыжах в близлежащий лесок. Лыжи либо хранились в школе весь зимний сезон, либо приносились из дома на каждый урок. Нередко, чтобы ребенок по дороге ничего не растерял, в школу его сопровождали мама или бабушка. В отдельных школах за отсутствие лыж наказывали. «Безлошадным» школьникам приходилось бежать по зимнему лесу за товарищами, проваливаясь в снег и слушая окрики «по лыжне не ходить!».
На урок физры необходимо было являться в физкультурной форме. В теплое время года это были унисексовые светлая маечка и темные шортики, в холодное – плотный спортивный костюм. Без формы на занятия могли просто не пустить, поэтому приходилось бежать за ней домой, либо объяснять вечером родителям, откуда в журнале взялся «прогул».
После болезни ученик получал двухнедельное «освобождение» от физры. При этом он обязан был являться на урок и сидеть в зале. А те, кто предмет совсем не любил, старались всеми правдами и неправдами добиться заветной справки, освобождающей от физры на год. По мнению большинства такие ученики много теряли. Чего стоили одни только игры на переменках в раздевалке? Погасить в женской раздевалке свет и дождаться девчачьего визга было самым невинным развлечением. Женская раздевалка также была самым главным в школе местом сплетен и девичьих тайн.
До четвертого класса мальчикам и девочкам приходилось «трудиться» вместе. На уроках труда делали незамысловатые конструкции с работающими лампочками и вентиляторами. А с 4-го класса школьников разделяли по половому признаку. Мальчики отправлялись вытачивать металлические детальки на станках и мастерить тумбочки, а девочки шили фартуки и варили супы. Когда у женской части класса проходили «кулинарные» занятия, юные мужчины тут же начинали интересоваться дамами. На переменах они бегали в «девочковый» кабинет труда в надежде, что на их долю перепадет что-нибудь вкусненькое. Чаще всего их, конечно, угощали горелым пирогом или пересоленным борщом. Как только «съедобные» уроки у девочек заканчивались, мальчишки резко теряли к одноклассницам интерес и снова утыкались в свои станки и тумбочки
«Пение» - один из «легких» предметов, который преподавался с первого по шестой или седьмой класс. В начальной школе он назывался «Пение», затем «взрослел» и в дневниках начинали писать «Музыка».
И действительно, в начальной школе дети большей частью разучивали песни, а в средних классах преподавались азы музыкального образования, которые, правда, не включали в себя нотную грамоту или игру на каком-либо инструменте. Исключением были учителя-энтузиасты (в основном, сельские), которые собирали школьные хоры, оркестры и ансамбли. Но это – в свободное от учебы время. Часов на уроки музыкального воспитания отводилось мало – всего 1 урок в неделю.
Часто на занятиях приходилось заниматься далекими от музыки вещами – например, записыванием под диктовку учителя текстов малоизвестных, но санкционированных песен. В зависимости от возраста репертуар менялся: от детсадовского «Мишка с куклой громко топает, громко хлопает…», до подросткового хита «Крылатые качели…», который, впрочем, разучивать не приходилось, поскольку его и так все знали из-за повального увлечения приключениями Электроника.
Отдельно стояли песни военных лет («Ночь коротка»), и, особенно, гражданской войны – «Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца…» или «Щорс идет под знаменем, красный командир…», во время которой разрешалось постукивать костяшками пальцев по крышке парты, изображая ритм движения конницы – «тыгдым-тыгдым». Кроме того, в обязательную программу входили строевые песни, которые разучивались к общешкольным «Смотрам строя и песни».
В восьмидесятые годы была антивоенная патетика («Солнечному миру – да, да, да! Ядерному взрыву – нет, нет, нет!»), и, разумеется, гимн СССР разучивался во все годы и во всех классах. В качестве уроков самой музыки как таковой школьникам, путем прослушивания пластинок, в сопровождении рассказа учителя, класса с четвертого преподавался классический оперный и балетный репертуар советских театров – «Риголетто» (игривое «Сеердцеее красаавицы склонно к измееене»), «Щелкунчик» (мультфильм на кинопроекторе) и, разумеется, «Лебединое озеро». На примере классической в педагогическом смысле, хотя и довольно сюрреалистической по звучанию пьесе Сергея Прокофьева «Петя и волк», малопопулярной за пределами учебных классов, рассказывалось о выразительных средствах разных инструментов: «толстый, грубый, хищный голос у гобоя («Волк») и веселый у флейты («Петя»)».
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 42
Законы юных пионеров - свод основных правил жизни и деятельности члена Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина; в образной и доступной пониманию детей форме изложены цели и задачи детской коммунистической организации, основные принципы коммунистической нравственности, морально-этические нормы поведения юных пионеров. Впервые Законы юных пионеров, разработанные комиссией ЦК РКСМ при участии Н. К. Крупской, были утверждены 5-м съездом РКСМ (октябрь 1922). В Законах юных пионеров был выделен как один из основных закон, сформулированный по ленинскому завету молодежи - учиться коммунизму: «Буду стремиться всегда, везде, где возможно, получить знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящимся».
Происшедшие за годы социалистического строительства изменения условий деятельности пионерской организации, углубление содержания и совершенствование форм и методов ее работы нашли отражение в новом тексте Законов юных пионеров, утвержденном в 1957 8-м пленумом ЦК ВЛКСМ (в 1967 2-м пленумом ЦК ВЛКСМ в этот текст были внесены некоторые дополнения и изменения).
Пионер предан Родине, партии, коммунизму
Пионер готовится стать комсомольцем
Пионер равняется на героев борьбы и труда
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества
Пионер - лучший в учебе, труде и спорте
Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду
Пионер - товарищ и вожатый октябрят
Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран
Выполнять Законы пионеров — значит всегда и во всем быть верным заветам великого Ленина, своему честному пионерскому слову, дорожить пионерским галстуком, как святыню беречь и высоко нести Красное пионерское знамя
Торжественную клятву пионера произносил каждый ученик, когда его принимали в пионеры. Клятву следовало начать учить заранее, особенно яро повторяя ее в ночь перед знаменательным днем, дабы не забыть или перепутать слова перед «лицом своих товарищей».
Клятва звучала так:
«Я (Имя, Фамилия) вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза».
Пионерские горн и барабан - эти названия появились почти одновременно со словом «пионер». Это нечто большее, чем просто музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана – это призыв к пионерам, к их единению, к деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, поиску и утверждению справедливости. Горн созывает пионеров. Он собирает их на сбор, линейку, приветствует вынос знамени. Сигнал горна слышит и понимает каждый пионер. Горнист отряда – ответственная пионерская должность. Соискатель должен уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и т.п.. На пионерской линейке место горниста – на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда – за флаговым.
Назначение барабана – сопровождать строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирает сбор или совет отряда) должен уметь выполнять строевые приемы, исполнять «марш» и «дробь»...Ещё
Пионерские горн и барабан - эти названия появились почти одновременно со словом «пионер». Это нечто большее, чем просто музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана – это призыв к пионерам, к их единению, к деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, поиску и утверждению справедливости. Горн созывает пионеров. Он собирает их на сбор, линейку, приветствует вынос знамени. Сигнал горна слышит и понимает каждый пионер. Горнист отряда – ответственная пионерская должность. Соискатель должен уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и т.п.. На пионерской линейке место горниста – на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда – за флаговым.
Назначение барабана – сопровождать строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирает сбор или совет отряда) должен уметь выполнять строевые приемы, исполнять «марш» и «дробь».
В 10 лет каждый уважающий себя октябренок снимал с груди уже надоевшую красную звездочку с ликом юного кудрявого Ильича и, произнеся торжественную клятву, надевал на шею красный галстук. Правда, принятию в пионеры предшествовала специальная подготовка – целый месяц школьники зубрили клятву и учились завязывать галстук особым узлом.
Для «свежеиспеченных» пионеров галстук был предметом гордости: его старательно гладили каждый день, а особо впечатлительные школьницы носили, не снимая. Потеря галстука считалась большим позором и горем. За состоянием галстуков строго следили пионервожатые – во многих школах учеников без красной тряпочки на уроки не пускали. Слишком мятый галстук тоже мог стать серьезным препятствием в получении знаний. Обычно с такими суровыми законами приходилось сталкиваться ученикам 4-5 классов. Более «опытные» пионеры могли себе позволить быть менее опрятными.
Пионерское приветствие. Пять пальцев в салюте плотно прижаты друг к другу. Это своего рода символ, показывающий сплоченность детей трудящихся всех пяти частей света.
Пионер отдает салют, находясь в строю, и вне строя: при исполнении «Интернационала», Гимна Советского Союза и гимнов союзных республик, при ответе на пионерский девиз, по команде «Равнение на знамя!», «Равнение на флаг!», у Мавзолея, у памятников В. И. Ленину и памятников и обелисков павшим героям. А также при сдаче рапорта, при смене караула у знамени, при объявлении благодарности перед строем, награждении, при получении Красного знамени, отрядного флага или пионерских атрибутов, приветствуя воинский и пионерский строй
Коммунистический союз молодежи или ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи). Всесоюзное молодежное движение, очередная ступень на пути в КПСС.
В комсомол принимали с 14 лет, но не как в пионеры, гуртом, а на индивидуальной основе. Для подачи заявления нужна была рекомендация одного коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой.Тем, чье заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Подготовка к подобному собеседованию была долгой и волнительной. Перед собеседованием тряслись так, как ни перед одной школьной контрольной. Подготовка включала в себя заучивание устава ВЛКСМ, имена всевозможных предводителей кДо 1989 года членство в ВЛКСМ было необходимо для поступления в ВУЗы, а также в некоторые престижные училища и техникум...ЕщёКомсомол
Коммунистический союз молодежи или ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи). Всесоюзное молодежное движение, очередная ступень на пути в КПСС.
В комсомол принимали с 14 лет, но не как в пионеры, гуртом, а на индивидуальной основе. Для подачи заявления нужна была рекомендация одного коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой.Тем, чье заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Подготовка к подобному собеседованию была долгой и волнительной. Перед собеседованием тряслись так, как ни перед одной школьной контрольной. Подготовка включала в себя заучивание устава ВЛКСМ, имена всевозможных предводителей кДо 1989 года членство в ВЛКСМ было необходимо для поступления в ВУЗы, а также в некоторые престижные училища и техникумы.
Мальчики же младших классов носили форменные брюки и курточки синего цвета с манжетами на рукаС восьмого класса школьникам была положена взрослая школьная форма. Мальчишки должны были носить ансамбль синего цвета, напоминающий мужской брючный костюм с неизменной нашлепкой на рукаве, а подросшие девчонки имели выбор из составляющих синего костюма тройки: юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку, которую обычно сильно укорачивали, можно было носить и с пиджаком, и с жилетом, и весь костюм сразу. Носить в старшей школе под форму мальчикам полагалось рубашку, девочкам - всевозможные блузки. Особым шиком для девчонок было иметь форму другой республики СССР, так как по модели она сильно отличалась, хотя цвет и был неизменный синий. Так форма УССР представляла собой длинную широкую юбку и блузу-пиджак с поясом, а БССР - сарафан с низом в виде юбки в складку. Девочки, которые носили такую форму, могли выделяться на общем фоне, не нарушая школьных пр
...ЕщёМальчики же младших классов носили форменные брюки и курточки синего цвета с манжетами на рукаС восьмого класса школьникам была положена взрослая школьная форма. Мальчишки должны были носить ансамбль синего цвета, напоминающий мужской брючный костюм с неизменной нашлепкой на рукаве, а подросшие девчонки имели выбор из составляющих синего костюма тройки: юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку, которую обычно сильно укорачивали, можно было носить и с пиджаком, и с жилетом, и весь костюм сразу. Носить в старшей школе под форму мальчикам полагалось рубашку, девочкам - всевозможные блузки. Особым шиком для девчонок было иметь форму другой республики СССР, так как по модели она сильно отличалась, хотя цвет и был неизменный синий. Так форма УССР представляла собой длинную широкую юбку и блузу-пиджак с поясом, а БССР - сарафан с низом в виде юбки в складку. Девочки, которые носили такую форму, могли выделяться на общем фоне, не нарушая школьных правил.
А еще было очень модно придти на последний звонок в старом добром коричневом платье и белом переднике с повязанными белыми бантами. Часто для этого случая специально покупали такую форму уже взрослого размера.
Обязательным дополнением к школьной форме были октябрятский, пионерский или комсомольский значки и пионерский галстук.
Каждый урок начинался с набора стандартных фраз - кто дежурный, какое сегодня число, кто отсутствует. Многие из этих фраз заучивались фонетически до полной потери смысла, например:
- Хуизондьютитудей?
- Айэмондьютитудей!
В начале 90-х годов прошел слух, что программы иностранных языков в общеобразовательной школе составлялись под вердиктом КГБ – необходимо выпускать людей, неспособных непосредственно общаться с иностранцами - носителями языка. Было ли такое указание или нет, неизвестно, но результат вполне соответствовал.
Школьный предмет – урок физической культуры, который школьники называли не иначе, как «физра».
Занятия проходили в спортзале, бассейне (гораздо реже) или на улице. Урок в зале включал в себя упражнения для пресса, на брусьях, лазание по канату и прыжки через «козла». Вторая часть урока (или второй урок, если «физру» в расписании ставили подряд) зачастую посвящалась командным играм – баскетболу или волейболу.
Зимой, если была возможность, детей отправляли кататься на лыжах в близлежащий лесок. Лыжи либо хранились в школе весь зимний сезон, либо приносились из дома на каждый урок. Нередко, чтобы ребенок по дороге ничего не растерял, в школу его сопровождали мама или бабушка. В отдельных школах за отсутствие лыж наказывали. «Безлошадным» школьникам приходилось бежать по зимнему лесу за товарищами, проваливаясь в снег и слушая окрики «по лыжне не ходить!».
После болезни ученик получал двухнедельное «освобождение» от физры. При этом он обязан был являться на урок и сидеть в зале. А те, кто предмет совсем не любил, старались всеми правдами и неправдами добиться заветной справки, освобождающей от физры на год. По мнению большинства такие ученики много теряли. Чего стоили одни только игры на переменках в раздевалке? Погасить в женской раздевалке свет и дождаться девчачьего визга было самым невинным развлечением. Женская раздевалка также была самым главным в школе местом сплетен и девичьих тайн.
До четвертого класса мальчикам и девочкам приходилось «трудиться» вместе. На уроках труда делали незамысловатые конструкции с работающими лампочками и вентиляторами. А с 4-го класса школьников разделяли по половому признаку. Мальчики отправлялись вытачивать металлические детальки на станках и мастерить тумбочки, а девочки шили фартуки и варили супы. Когда у женской части класса проходили «кулинарные» занятия, юные мужчины тут же начинали интересоваться дамами. На переменах они бегали в «девочковый» кабинет труда в надежде, что на их долю перепадет что-нибудь вкусненькое. Чаще всего их, конечно, угощали горелым пирогом или пересоленным борщом. Как только «съедобные» уроки у девочек заканчивались, мальчишки резко теряли к одноклассницам интерес и снова утыкались в свои станки и тумбочки
«Пение» - один из «легких» предметов, который преподавался с первого по шестой или седьмой класс. В начальной школе он назывался «Пение», затем «взрослел» и в дневниках начинали писать «Музыка».
И действительно, в начальной школе дети большей частью разучивали песни, а в средних классах преподавались азы музыкального образования, которые, правда, не включали в себя нотную грамоту или игру на каком-либо инструменте. Исключением были учителя-энтузиасты (в основном, сельские), которые собирали школьные хоры, оркестры и ансамбли. Но это – в свободное от учебы время. Часов на уроки музыкального воспитания отводилось мало – всего 1 урок в неделю.
Часто на занятиях приходилось заниматься далекими от музыки вещами – например, записыванием под диктовку учителя текстов малоизвестных, но санкционированных песен. В зависимости от возраста репертуар менялся: от детсадовского «Мишка с куклой громко топает, громко хлопает…», до подросткового хита «Крылатые качели…», который, впрочем, разучивать не приходилось, поскольку его и так все знали из-за повального увлечения приключениями Электроника.
Отдельно стояли песни военных лет («Ночь коротка»), и, особенно, гражданской войны – «Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца…» или «Щорс идет под знаменем, красный командир…», во время которой разрешалось постукивать костяшками пальцев по крышке парты, изображая ритм движения конницы – «тыгдым-тыгдым». Кроме того, в обязательную программу входили строевые песни, которые разучивались к общешкольным «Смотрам строя и песни».
В восьмидесятые годы была антивоенная патетика («Солнечному миру – да, да, да! Ядерному взрыву – нет, нет, нет!»), и, разумеется, гимн СССР разучивался во все годы и во всех классах.
В качестве уроков самой музыки как таковой школьникам, путем прослушивания пластинок, в сопровождении рассказа учителя, класса с четвертого преподавался классический оперный и балетный репертуар советских театров – «Риголетто» (игривое «Сеердцеее красаавицы склонно к измееене»), «Щелкунчик» (мультфильм на кинопроекторе) и, разумеется, «Лебединое озеро». На примере классической в педагогическом смысле, хотя и довольно сюрреалистической по звучанию пьесе Сергея Прокофьева «Петя и волк», малопопулярной за пределами учебных классов, рассказывалось о выразительных средствах разных инструментов: «толстый, грубый, хищный голос у гобоя («Волк») и веселый у флейты («Петя»)».