Эта история пролежала в забвении под слоем степной пыли более сотни лет и едва не утерялась. Но видимо есть свои высшие причины, что именно сейчас мне дали её найти, а выводы пусть каждый сделает сам.
Много лет тому назад, когда калмыцкая степь только начала принимать буддизм вопреки традиционному шаманизму и тенгрианству, одна калмычка, жена родовитого зайсанга, прославилась своей неимоверной жестокостью и беспощадностью. И этого ей не простили. Враги выследили женщину, и она не смогла себя защитить, так как была на последнем месяце беременности. Когда зайсанг подоспел на помощь к своей супруге, то обнаружил её остывающее тело, но с отчаянно бьющимся изнутри животом. Ребенок был ещё жив и рвался покинуть мёртвое чрево матери, не желая уходить вместе с ней. Когда отец вырезал младенца из живота, то в это же мгновение глаза мёртвой сверкнули демоническим блеском вместе с застывшим звериным оскалом, а сквозь крепко сжатые зубы потекла густая кровавая пена. В первые жизни зайсанг испытал такой страх, что вернувшись в свой хотон, он решил отдать дитя на воспитание своему брату, который был ламой и незадолго до этого приехал из Тибета. Тем более зайсанг очень хотел сына, а спасённый младенец оказался девочкой. Её назвали Цаган, что означало светлая, уж очень не хотелось зайсангу, чтобы она повторила путь своей матери.
Шли годы, Цаган становилась красивой девушкой на радость своему дяде-ламе. Она росла добродушной, благочестивой и скромной. Дядя непосредственно занимался её воспитанием и тешился тем, что от такой матери воспитал кроткого ангела. Но не все разделяли радость ламы. С каждым годом ропот по хотону становился всё громче и увереннее. Постоянно болел отец девочки, ещё хуже чувствовала себя его новая жена, у которой рождались слабые и капризные дети. Люди шептались, что как только появилась в хотоне Цаган, в жизни их любимого зайсанга началась тёмная полоса. Видимо не стоило забирать у такой кровожадной матери её дитя. И разумно ли это живым вырезать из чрева мёртвых матерей их детей?
Лама очень злился на такие разговоры, уверяя зайсанга, что это проделки шамана Давы, которого давно надо было привязать к хвосту кобылы и протащить вокруг хотона. Что таким образом Дава мстит зайсангу, за то, что он прогнал его из хотона в угоду своему брата. Ведь девушку, про которую говорят, что она несёт несчастья, никто не возьмёт замуж. Болеющий зайсанг не знал, что с этим делать. Он и раньше не испытывал к дочери отцовских чувств и даже подумывал вывести её в глухую степь на погибель, ведь именно так раньше поступали с людьми приносящими несчастья. Об этом ему неустанно напоминала жена, считавшая, что именно Цаган причина их бед. Но сделав так, означало пойти против учения своего брата, а ведь зайсанг искренне хотел казаться буддистом и сам проповедовал эту религию.
Но всё решил господин случай. Так случается, что даже самые добросердечные люди, иногда резко впадают в гнев. Это произошло и с ламой. Цаган случайно пролила на его рукав тёплый чай, и лама от досады, сам того не ожидая, в порыве ударил посохом по её левой ноге. Девушка лишь опустила глаза и извинилась, словно это она посмела ударить человека в разы слабее себя. К вечеру лама даже подумывал извиниться перед Цаган, но она была так виновата и угодлива, что ему уже самому страдальчески казалось, что она действительно перед ним ужасно провинилась. Но он добрый, он её прощает.
Наутро лама проснулся в горячке и обнаружил на своей левой ноге гнойные нарывы. Ничего не помогало его здоровью: не лучшие лекари, не многочасовые молитвы. Лама скрыл от всех тот инцидент с Цаган, но внутри себя терзался: «А вдруг? А если и в правду это Цаган приносит в их семью несчастья? Неужели её надо действительно вывезти в степь? Но ведь это противоречит буддийскому учению». Перед тяжким выбором лама решил провести ночь в молитвах, пока сон не одолеет его. И быть может сновидение даст ответ на терзающий вопрос или окончательно подтолкнет к роковому решению. Так он и сделал. И действительно, молитвы не пропали даром. Он увидел сон: бескрайние степи, палящее солнце, застывшее в прекрасном мгновении над райским озером, вокруг которого столпились мирные животные. Как вдруг из-за бугорка показался одинокий белоснежный ягнёнок, такой светлый, что едва не ослеплял своим сиянием. Кроткий ягнёнок подошёл к берегу и стал скромно пить воду. Но другие напившиеся овцы начали толкать и обижать одинокого ягнёнка, то ли из-за его беззащитности, то ли из-за своей зависти. Но в тот же миг те, кто обижал беззащитное существо стали падать и биться из-за появившихся на их теле кровавых ран. Когда лама присмотрелся, то увидел, что из-за белоснежного сияния кроткого ягнёнка никто не видит, что за его спиной прячется чёрная волчица.
Лама проснулся в диком ужасе, но перед тем как принять решение он отправил гонца к шаману Даве. Тот тут же прискакал, и было видно настолько он польщён, что даже усмехался, сидя на холеном коне. Закрывшись с ним в кибитке наедине, лама без утайки рассказал шаману всё как есть. На что тот даже не задумавшись тут же промолвил:
- А я знал, что ты меня позовешь. Знал. Скажи мне, уважаемый лама, почему ты, проповедуя серединный путь и гармонию во всём, сам при этом не хочешь идти по серединному пути со своим народом и быть с гармонией, с религией наших предков, которая хранила наш народ настолько, что мы прославились как непобедимые и могучие войны. Почему пытаешься посадить семена лотоса не в воду, где он растёт и процветает, а прямо в сухую землю, на которой произрастает одна полынь? И теперь, когда твои семена лотоса не прорастают, ты хочешь обвинить и погубить ту землю, которая виновата лишь в том, что не может удовлетворить твои новоявленные желания. Цаган - дочь чёрной волчицы, а ты сделал из неё кроткого ягнёнка и думаешь, что так и будет, раз ты над этим усердно помолился. Не будет. У калмыков есть два вида хранителя: белый, кто притягивает удачу, продлевает годы жизни, исполняет желания и чёрный, который наказывает обидчиков. Цаган родилась с сильным, но чёрным хранителем. И в этом нет ничего плохого, когда человек в гармонии со своим родом и природой. Но горе от добра, если человек, имея чёрного хранителя, не учится сам отвечать своим врагам. Не обязательно люто мстить, но хотя бы призывать к ответу за содеянное он должен. Если обидчик человека с чёрным хранителем остается безнаказанным и уж тем более не раскаивается, то тем самым он направляет на себя взор чёрного хранителя, который не пожалеет. Научив Цаган не отвечать на обиды, ты обрёк всех её обидчиков на страшные мучения. А кто нас чаще всего вольно и невольно обижает? Самые близкие.
На следующий день шаман Дава победно мчался в свой новый хотон, а рядом с ним на чёрной кобыле скакала Цаган. В свой край она больше не вернулась, но и никому более несчастья не приносила.
Автор Галинадар
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3