В отроческие годы большую роль в жизни будущего великогокомпозитора сыграл его дядя, проживавший в Запорожье и устроивший мальчика наобучение к известному учителю музыки Александру Кинебасу. Гриша занималсяувлеченно. А еще любил посещать клуб завода «Коммунар», где на полуразбитомпианино играл на показах немого кино. Подростку тогда было 12 лет. Онучаствовал в спектаклях самодеятельного коллектива, осуществляя музыкальноесопровождение.
Во время строительства гидроэлектростанции Днепрогэс вЗапорожье съехалось много молодежи. Украшением праздников и концертов сталГригорий со своим неизменным баяном. Он побеждал на конкурсах и фестивалях.«Цыгана» (такое у него было прозвище) приглашали на заводы. На одном изконцертов в ДК Днепрогэса он так понравился руководителю группы экскурсантов,что тот пригласил баяниста-весельчака в Киев. Радости не было предела.
Киев поразил юношу архитектурой и красотой улиц, набережных,мостов, но больше всего его влекла музыкальная жизнь. Он уст
...Ещё
В отроческие годы большую роль в жизни будущего великогокомпозитора сыграл его дядя, проживавший в Запорожье и устроивший мальчика наобучение к известному учителю музыки Александру Кинебасу. Гриша занималсяувлеченно. А еще любил посещать клуб завода «Коммунар», где на полуразбитомпианино играл на показах немого кино. Подростку тогда было 12 лет. Онучаствовал в спектаклях самодеятельного коллектива, осуществляя музыкальноесопровождение.
Во время строительства гидроэлектростанции Днепрогэс вЗапорожье съехалось много молодежи. Украшением праздников и концертов сталГригорий со своим неизменным баяном. Он побеждал на конкурсах и фестивалях.«Цыгана» (такое у него было прозвище) приглашали на заводы. На одном изконцертов в ДК Днепрогэса он так понравился руководителю группы экскурсантов,что тот пригласил баяниста-весельчака в Киев. Радости не было предела.
Киев поразил юношу архитектурой и красотой улиц, набережных,мостов, но больше всего его влекла музыкальная жизнь. Он устроился работать вджаз-оркестр при ресторане стадиона «Динамо». А вот жилья не было. Спатьприходилось на вокзале, в скверах на скамейках.
«Добрые люди… Как богата ими наша великая Родина! Как частоземные пути-дороги щедро дарили мне встречи с людьми, которые старались мнепомочь в чем-то», - писал в воспоминаниях Григорий Федорович.
1938 год. На одном из концертов в ресторане к нему подошелчеловек и сказал: «Малец, это все – не по тебе! Хочешь быть баянистом в военномансамбле? Завтра приходи к нам в Подлипки». Так началась его служба в военномансамбле. Он участвовал в концертах, гастролях и урывками учился вконсерватории. Родилась его первая песня – «По широкой улице проходиликонники». А в ночь с 21 на 22 июня 1941 года после концерта в городе Дрогобычевсе были разбужены оглушительным воем и взрывами бомб. Всему личному составуансамбля песни и пляски НКВД УССР было приказано прибыть во Львов для получениядальнейших распоряжений.
Путь по огненной земле был нелегким. Не раз попадали подартобстрелы. По прибытию во Львов каждый артист получил винтовку, патроны,четыре гранаты, шинель-скатку и сапоги. Затем двигались к Киеву, участвовали вобороне Овруча. Инструменты были потеряны. Не до песен стало – вокруг злобно«пела» война. Стоял вопрос о судьбе ансамбля. Однако командование распорядилось:«Война войной, а
...Ещё
1938 год. На одном из концертов в ресторане к нему подошелчеловек и сказал: «Малец, это все – не по тебе! Хочешь быть баянистом в военномансамбле? Завтра приходи к нам в Подлипки». Так началась его служба в военномансамбле. Он участвовал в концертах, гастролях и урывками учился вконсерватории. Родилась его первая песня – «По широкой улице проходиликонники». А в ночь с 21 на 22 июня 1941 года после концерта в городе Дрогобычевсе были разбужены оглушительным воем и взрывами бомб. Всему личному составуансамбля песни и пляски НКВД УССР было приказано прибыть во Львов для получениядальнейших распоряжений.
Путь по огненной земле был нелегким. Не раз попадали подартобстрелы. По прибытию во Львов каждый артист получил винтовку, патроны,четыре гранаты, шинель-скатку и сапоги. Затем двигались к Киеву, участвовали вобороне Овруча. Инструменты были потеряны. Не до песен стало – вокруг злобно«пела» война. Стоял вопрос о судьбе ансамбля. Однако командование распорядилось:«Война войной, а ансамблю быть!». Коллективу выделили четыре старенькихколхозных полуторки, в заброшенном магазине добыли инструменты, и лес подКиевом, где обитали оркестранты, огласился звуками музыки. Вскоре на светпоявились песни: «Кровь за кровь, смерть за смерть!», «Бей фашистов!», песни оБуденном, Ворошилове, Тимошенко. Пути-дороги фронтовые проходили через разрушенные города, опасностьокружения, сорванные налетами самолетов концерты, участие в обороне Курска...Случались и конфузы. В Москве на первом концерте в сценическом номере«Партизанская пляска» произошел курьез. По ходу действия партизан, увлеченныйпляской, так «завелся» под модную в то время частушку, что в тексте «Гитлеру иРиббентропу мы дадим коленом (пауза) в спину!» забыл про паузу и выпалил текств рифму. Зал превратился в хохочущий вулкан. Все годы войны нес службу ансамбльпогранвойск НКВД. Победувстречали в Венгрии, в районе озера Балатон.
После войны Григорий Федорович продолжал службу до 1950года. В Москве он занимался в секции композиторов-песенников, где познакомилсяс великими мастерами советской песни Дунаевским и Новиковым, с мастерамихорового пения Александром Степановым и Константином Лебедевым, с музыкальнымруководителем Юрием Силантьевым, композитором Николаем Будашкиным, поэтомВиктором Боковым и знатоком русской народной песни Петром Милославовым. ИменноВ. Боков пригласил друга-композитора в 1952 году на Волгу, где родилосьтворческое содружество с поэтессой М. Агашиной, другими известными поэтами.
Г. Пономаренко писал: «Трудно сказать, кем в моей судьбеявляется Виктор Федорович Боков. Свои отношение и привязанность к нему могусравнить лишь с сокровенной любовью к матери, дяде Максиму, который когда-то навсю жизнь подарил мне музыку. Это - трудное, но прекрасное счастье. Боковподтолкнул меня пойти по Волге за песнями».
В совместных с Боковым поездках встречались с людьми изразных областей, про
...Ещё
После войны Григорий Федорович продолжал службу до 1950года. В Москве он занимался в секции композиторов-песенников, где познакомилсяс великими мастерами советской песни Дунаевским и Новиковым, с мастерамихорового пения Александром Степановым и Константином Лебедевым, с музыкальнымруководителем Юрием Силантьевым, композитором Николаем Будашкиным, поэтомВиктором Боковым и знатоком русской народной песни Петром Милославовым. ИменноВ. Боков пригласил друга-композитора в 1952 году на Волгу, где родилосьтворческое содружество с поэтессой М. Агашиной, другими известными поэтами.
Г. Пономаренко писал: «Трудно сказать, кем в моей судьбеявляется Виктор Федорович Боков. Свои отношение и привязанность к нему могусравнить лишь с сокровенной любовью к матери, дяде Максиму, который когда-то навсю жизнь подарил мне музыку. Это - трудное, но прекрасное счастье. Боковподтолкнул меня пойти по Волге за песнями».
В совместных с Боковым поездках встречались с людьми изразных областей, профессий. Все они наполняли душу поэта и композитора новымивпечатлениями. Люди деревни с их заботами и волнениями – это близкий поэту икомпозитору народ, с которым Григорий Федорович и Виктор Федорович и «жистьобсуживали», и на рыбалке бывали. Там они изучали народное творчество,выражавшееся в частушках, песнях. В таких поездках родились песни «Молодойагроном», «Не пришел мой милый на свидание», «Оренбургский пуховый платок»,«Коло-коло-колокольчик».
Однажды после концерта в городе Сызрань к Пономаренко иБокову подошел паренек и бойко представился: «Коля!». И тут же добавил:«Николаша!». Завязался разговор. А к вечеру следующего дня на столе ГригорияФедоровича лежали ноты задорной песни на слова В. Бокова, ставшей широкоизвестной в стране благодаря первой ее исполнительнице Ольге Воронец.
В 1952 году в Куйбышеве создавался Волжский народный хор.Именно в волжский период расцвел талант композитора. Словно из рога изобилия«сыпались» в народ задушевные песни: «Эх, Волга-река», «Ивушка», «Ой, Ванюша –чуб волною», «Я назову тебя зоренькой», «Золотаюшка».
Песни Пономаренко льнут к сердцу, потому что они – сама жизнь.В них плещется Волга, грустят тополя, алеют вечерние закаты, звенят свадебныеколокольцы, шумит листвою березка на Мамаевом Кургане, а плечи матери грееторенбургский пуховый платок. Десять лет отдал Григорий Федорович Волжскомународному хору. В тот период звучали песни на слова Вениамина Бурыгина«Торопится Волг
...Ещё
Однажды после концерта в городе Сызрань к Пономаренко иБокову подошел паренек и бойко представился: «Коля!». И тут же добавил:«Николаша!». Завязался разговор. А к вечеру следующего дня на столе ГригорияФедоровича лежали ноты задорной песни на слова В. Бокова, ставшей широкоизвестной в стране благодаря первой ее исполнительнице Ольге Воронец.
В 1952 году в Куйбышеве создавался Волжский народный хор.Именно в волжский период расцвел талант композитора. Словно из рога изобилия«сыпались» в народ задушевные песни: «Эх, Волга-река», «Ивушка», «Ой, Ванюша –чуб волною», «Я назову тебя зоренькой», «Золотаюшка».
Песни Пономаренко льнут к сердцу, потому что они – сама жизнь.В них плещется Волга, грустят тополя, алеют вечерние закаты, звенят свадебныеколокольцы, шумит листвою березка на Мамаевом Кургане, а плечи матери грееторенбургский пуховый платок. Десять лет отдал Григорий Федорович Волжскомународному хору. В тот период звучали песни на слова Вениамина Бурыгина«Торопится Волга», «Девичье счастье» - в исполнении хора. А народ пел «Тополя»,«Подари мне платок», «Не жалею, не зову, не плачу»…
В 1959 году Пономаренко и Боков приехали в Оренбург, чтобыпомочь в создании программы для Оренбургского народного хора. В целинном краерождались новые поселки хлеборобов и строился будущий город металлургов. Стоялахолодная и вьюжная зима. И как-то Боков говорит: «Гриша, здесь такиезамечательные пуховые платки вяжут мастерицы. А моя старенькая мама живет вПодмосковье. Давай пошлем ей такой подарочек». И поэт написал слова: «В этотвьюжный неласковый вечер, когда снежная мгла вдоль дорог, ты накинь, дорогая,на плечи оренбургский пуховый платок». Пока возвращались с почты, в головероились напевы, а к вечеру родилась мелодия. Спустя два месяца Пономаренкополучил из Оренбурга телеграмму: «Спасибо за песню! Всем участницам хорасвязали «паутинки». Рассаживаемся на сцене с накинутыми на плечи платками.Прием великолепный!». Так песня вступила в свою долгую жизнь…
В 1963 году Григорий Федорович получил приглашение работатьв Волгоградском хоре. В содружестве с Маргаритой Константиновной Агашиной онисоздают песни «Что было, то было», «А где мне взять такую песню», вошедшие вкаждую семью.
Скорбью, гражданским пафосом проникнутыпесни-раздумья: «Снег седины», «Русские матери», «Мы о вас не забыли», «Небудите, журавли, вдов России», «Растет в Волгограде березка». Строки
последней родились у Агашиной, когда они однажды на МамаевомКургане подошли к четырем молоденьким березкам, посаженным там в честь четырехбратьев Рыкуновых – Ивана, Степана, Сергея и Василия, погибших в пламени войны.Соединенные в одной песне они получили постоянную прописку в сердцах людей.
В 1972 году Г. Пономаренко приехал на Кубань. О ней –«Лиманы», «Что такое Кубань», «Казак ехал на Кубань», «Ой, станица, роднаястаница», «Краснодарская весна», «Кубаночка», «Хутора», другие песни. Красочнойпалитрой отражена Кубань в произведениях композитора в соавторстве с поэтами С.Хохловым, Г. Фатеевым, С. Красиковым, К. Обойщиковым, Г. Георгиевым, В.Бакалдиным, И. Варравой.
В песенной кладовой Григория Пономаренко – образ России в еегеографическом безграничье, многообразии природы, в ритме новостроек, душевныхпереживаниях россиян. В его песнях – биография поездок и беспокойной жизникомпозитора, золотые глыбы народного слова, в них – сам народ.
Г. Кондакова, ст. Т
...Ещё
последней родились у Агашиной, когда они однажды на МамаевомКургане подошли к четырем молоденьким березкам, посаженным там в честь четырехбратьев Рыкуновых – Ивана, Степана, Сергея и Василия, погибших в пламени войны.Соединенные в одной песне они получили постоянную прописку в сердцах людей.
В 1972 году Г. Пономаренко приехал на Кубань. О ней –«Лиманы», «Что такое Кубань», «Казак ехал на Кубань», «Ой, станица, роднаястаница», «Краснодарская весна», «Кубаночка», «Хутора», другие песни. Красочнойпалитрой отражена Кубань в произведениях композитора в соавторстве с поэтами С.Хохловым, Г. Фатеевым, С. Красиковым, К. Обойщиковым, Г. Георгиевым, В.Бакалдиным, И. Варравой.
В песенной кладовой Григория Пономаренко – образ России в еегеографическом безграничье, многообразии природы, в ритме новостроек, душевныхпереживаниях россиян. В его песнях – биография поездок и беспокойной жизникомпозитора, золотые глыбы народного слова, в них – сам народ.
Г. Кондакова, ст. Темиргоевская
Общественно-политическая газета Курганинского районаКраснодарского края "Курганинские известия", февраль 2011 (
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Музыка для Вас - интернет-магазин музыкальных дисков.Вы найдете у нас новинки музыки и фильмов на CD, MP3, DVD, Blu-ray дисках с доставкой по всему миру.
Комментарии 5
В отроческие годы большую роль в жизни будущего великогокомпозитора сыграл его дядя, проживавший в Запорожье и устроивший мальчика наобучение к известному учителю музыки Александру Кинебасу. Гриша занималсяувлеченно. А еще любил посещать клуб завода «Коммунар», где на полуразбитомпианино играл на показах немого кино. Подростку тогда было 12 лет. Онучаствовал в спектаклях самодеятельного коллектива, осуществляя музыкальноесопровождение.
Во время строительства гидроэлектростанции Днепрогэс вЗапорожье съехалось много молодежи. Украшением праздников и концертов сталГригорий со своим неизменным баяном. Он побеждал на конкурсах и фестивалях.«Цыгана» (такое у него было прозвище) приглашали на заводы. На одном изконцертов в ДК Днепрогэса он так понравился руководителю группы экскурсантов,что тот пригласил баяниста-весельчака в Киев. Радости не было предела.
Киев поразил юношу архитектурой и красотой улиц, набережных,мостов, но больше всего его влекла музыкальная жизнь. Он уст
...ЕщёВ отроческие годы большую роль в жизни будущего великогокомпозитора сыграл его дядя, проживавший в Запорожье и устроивший мальчика наобучение к известному учителю музыки Александру Кинебасу. Гриша занималсяувлеченно. А еще любил посещать клуб завода «Коммунар», где на полуразбитомпианино играл на показах немого кино. Подростку тогда было 12 лет. Онучаствовал в спектаклях самодеятельного коллектива, осуществляя музыкальноесопровождение.
Во время строительства гидроэлектростанции Днепрогэс вЗапорожье съехалось много молодежи. Украшением праздников и концертов сталГригорий со своим неизменным баяном. Он побеждал на конкурсах и фестивалях.«Цыгана» (такое у него было прозвище) приглашали на заводы. На одном изконцертов в ДК Днепрогэса он так понравился руководителю группы экскурсантов,что тот пригласил баяниста-весельчака в Киев. Радости не было предела.
Киев поразил юношу архитектурой и красотой улиц, набережных,мостов, но больше всего его влекла музыкальная жизнь. Он устроился работать вджаз-оркестр при ресторане стадиона «Динамо». А вот жилья не было. Спатьприходилось на вокзале, в скверах на скамейках.
«Добрые люди… Как богата ими наша великая Родина! Как частоземные пути-дороги щедро дарили мне встречи с людьми, которые старались мнепомочь в чем-то», - писал в воспоминаниях Григорий Федорович.
1938 год. На одном из концертов в ресторане к нему подошелчеловек и сказал: «Малец, это все – не по тебе! Хочешь быть баянистом в военномансамбле? Завтра приходи к нам в Подлипки». Так началась его служба в военномансамбле. Он участвовал в концертах, гастролях и урывками учился вконсерватории. Родилась его первая песня – «По широкой улице проходиликонники». А в ночь с 21 на 22 июня 1941 года после концерта в городе Дрогобычевсе были разбужены оглушительным воем и взрывами бомб. Всему личному составуансамбля песни и пляски НКВД УССР было приказано прибыть во Львов для получениядальнейших распоряжений.
Путь по огненной земле был нелегким. Не раз попадали подартобстрелы. По прибытию во Львов каждый артист получил винтовку, патроны,четыре гранаты, шинель-скатку и сапоги. Затем двигались к Киеву, участвовали вобороне Овруча. Инструменты были потеряны. Не до песен стало – вокруг злобно«пела» война. Стоял вопрос о судьбе ансамбля. Однако командование распорядилось:«Война войной, а
...Ещё1938 год. На одном из концертов в ресторане к нему подошелчеловек и сказал: «Малец, это все – не по тебе! Хочешь быть баянистом в военномансамбле? Завтра приходи к нам в Подлипки». Так началась его служба в военномансамбле. Он участвовал в концертах, гастролях и урывками учился вконсерватории. Родилась его первая песня – «По широкой улице проходиликонники». А в ночь с 21 на 22 июня 1941 года после концерта в городе Дрогобычевсе были разбужены оглушительным воем и взрывами бомб. Всему личному составуансамбля песни и пляски НКВД УССР было приказано прибыть во Львов для получениядальнейших распоряжений.
Путь по огненной земле был нелегким. Не раз попадали подартобстрелы. По прибытию во Львов каждый артист получил винтовку, патроны,четыре гранаты, шинель-скатку и сапоги. Затем двигались к Киеву, участвовали вобороне Овруча. Инструменты были потеряны. Не до песен стало – вокруг злобно«пела» война. Стоял вопрос о судьбе ансамбля. Однако командование распорядилось:«Война войной, а ансамблю быть!». Коллективу выделили четыре старенькихколхозных полуторки, в заброшенном магазине добыли инструменты, и лес подКиевом, где обитали оркестранты, огласился звуками музыки. Вскоре на светпоявились песни: «Кровь за кровь, смерть за смерть!», «Бей фашистов!», песни оБуденном, Ворошилове, Тимошенко.
Пути-дороги фронтовые проходили через разрушенные города, опасностьокружения, сорванные налетами самолетов концерты, участие в обороне Курска...Случались и конфузы. В Москве на первом концерте в сценическом номере«Партизанская пляска» произошел курьез. По ходу действия партизан, увлеченныйпляской, так «завелся» под модную в то время частушку, что в тексте «Гитлеру иРиббентропу мы дадим коленом (пауза) в спину!» забыл про паузу и выпалил текств рифму. Зал превратился в хохочущий вулкан. Все годы войны нес службу ансамбльпогранвойск НКВД. Победувстречали в Венгрии, в районе озера Балатон.
После войны Григорий Федорович продолжал службу до 1950года. В Москве он занимался в секции композиторов-песенников, где познакомилсяс великими мастерами советской песни Дунаевским и Новиковым, с мастерамихорового пения Александром Степановым и Константином Лебедевым, с музыкальнымруководителем Юрием Силантьевым, композитором Николаем Будашкиным, поэтомВиктором Боковым и знатоком русской народной песни Петром Милославовым. ИменноВ. Боков пригласил друга-композитора в 1952 году на Волгу, где родилосьтворческое содружество с поэтессой М. Агашиной, другими известными поэтами.
Г. Пономаренко писал: «Трудно сказать, кем в моей судьбеявляется Виктор Федорович Боков. Свои отношение и привязанность к нему могусравнить лишь с сокровенной любовью к матери, дяде Максиму, который когда-то навсю жизнь подарил мне музыку. Это - трудное, но прекрасное счастье. Боковподтолкнул меня пойти по Волге за песнями».
В совместных с Боковым поездках встречались с людьми изразных областей, про
...ЕщёПосле войны Григорий Федорович продолжал службу до 1950года. В Москве он занимался в секции композиторов-песенников, где познакомилсяс великими мастерами советской песни Дунаевским и Новиковым, с мастерамихорового пения Александром Степановым и Константином Лебедевым, с музыкальнымруководителем Юрием Силантьевым, композитором Николаем Будашкиным, поэтомВиктором Боковым и знатоком русской народной песни Петром Милославовым. ИменноВ. Боков пригласил друга-композитора в 1952 году на Волгу, где родилосьтворческое содружество с поэтессой М. Агашиной, другими известными поэтами.
Г. Пономаренко писал: «Трудно сказать, кем в моей судьбеявляется Виктор Федорович Боков. Свои отношение и привязанность к нему могусравнить лишь с сокровенной любовью к матери, дяде Максиму, который когда-то навсю жизнь подарил мне музыку. Это - трудное, но прекрасное счастье. Боковподтолкнул меня пойти по Волге за песнями».
В совместных с Боковым поездках встречались с людьми изразных областей, профессий. Все они наполняли душу поэта и композитора новымивпечатлениями. Люди деревни с их заботами и волнениями – это близкий поэту икомпозитору народ, с которым Григорий Федорович и Виктор Федорович и «жистьобсуживали», и на рыбалке бывали. Там они изучали народное творчество,выражавшееся в частушках, песнях. В таких поездках родились песни «Молодойагроном», «Не пришел мой милый на свидание», «Оренбургский пуховый платок»,«Коло-коло-колокольчик».
Однажды после концерта в городе Сызрань к Пономаренко иБокову подошел паренек и бойко представился: «Коля!». И тут же добавил:«Николаша!». Завязался разговор. А к вечеру следующего дня на столе ГригорияФедоровича лежали ноты задорной песни на слова В. Бокова, ставшей широкоизвестной в стране благодаря первой ее исполнительнице Ольге Воронец.
В 1952 году в Куйбышеве создавался Волжский народный хор.Именно в волжский период расцвел талант композитора. Словно из рога изобилия«сыпались» в народ задушевные песни: «Эх, Волга-река», «Ивушка», «Ой, Ванюша –чуб волною», «Я назову тебя зоренькой», «Золотаюшка».
Песни Пономаренко льнут к сердцу, потому что они – сама жизнь.В них плещется Волга, грустят тополя, алеют вечерние закаты, звенят свадебныеколокольцы, шумит листвою березка на Мамаевом Кургане, а плечи матери грееторенбургский пуховый платок. Десять лет отдал Григорий Федорович Волжскомународному хору. В тот период звучали песни на слова Вениамина Бурыгина«Торопится Волг
...ЕщёОднажды после концерта в городе Сызрань к Пономаренко иБокову подошел паренек и бойко представился: «Коля!». И тут же добавил:«Николаша!». Завязался разговор. А к вечеру следующего дня на столе ГригорияФедоровича лежали ноты задорной песни на слова В. Бокова, ставшей широкоизвестной в стране благодаря первой ее исполнительнице Ольге Воронец.
В 1952 году в Куйбышеве создавался Волжский народный хор.Именно в волжский период расцвел талант композитора. Словно из рога изобилия«сыпались» в народ задушевные песни: «Эх, Волга-река», «Ивушка», «Ой, Ванюша –чуб волною», «Я назову тебя зоренькой», «Золотаюшка».
Песни Пономаренко льнут к сердцу, потому что они – сама жизнь.В них плещется Волга, грустят тополя, алеют вечерние закаты, звенят свадебныеколокольцы, шумит листвою березка на Мамаевом Кургане, а плечи матери грееторенбургский пуховый платок. Десять лет отдал Григорий Федорович Волжскомународному хору. В тот период звучали песни на слова Вениамина Бурыгина«Торопится Волга», «Девичье счастье» - в исполнении хора. А народ пел «Тополя»,«Подари мне платок», «Не жалею, не зову, не плачу»…
В 1959 году Пономаренко и Боков приехали в Оренбург, чтобыпомочь в создании программы для Оренбургского народного хора. В целинном краерождались новые поселки хлеборобов и строился будущий город металлургов. Стоялахолодная и вьюжная зима. И как-то Боков говорит: «Гриша, здесь такиезамечательные пуховые платки вяжут мастерицы. А моя старенькая мама живет вПодмосковье. Давай пошлем ей такой подарочек». И поэт написал слова: «В этотвьюжный неласковый вечер, когда снежная мгла вдоль дорог, ты накинь, дорогая,на плечи оренбургский пуховый платок». Пока возвращались с почты, в головероились напевы, а к вечеру родилась мелодия. Спустя два месяца Пономаренкополучил из Оренбурга телеграмму: «Спасибо за песню! Всем участницам хорасвязали «паутинки». Рассаживаемся на сцене с накинутыми на плечи платками.Прием великолепный!». Так песня вступила в свою долгую жизнь…
В 1963 году Григорий Федорович получил приглашение работатьв Волгоградском хоре. В содружестве с Маргаритой Константиновной Агашиной онисоздают песни «Что было, то было», «А где мне взять такую песню», вошедшие вкаждую семью.
Скорбью, гражданским пафосом проникнутыпесни-раздумья: «Снег седины», «Русские матери», «Мы о вас не забыли», «Небудите, журавли, вдов России», «Растет в Волгограде березка». Строкипоследней родились у Агашиной, когда они однажды на МамаевомКургане подошли к четырем молоденьким березкам, посаженным там в честь четырехбратьев Рыкуновых – Ивана, Степана, Сергея и Василия, погибших в пламени войны.Соединенные в одной песне они получили постоянную прописку в сердцах людей.
В 1972 году Г. Пономаренко приехал на Кубань. О ней –«Лиманы», «Что такое Кубань», «Казак ехал на Кубань», «Ой, станица, роднаястаница», «Краснодарская весна», «Кубаночка», «Хутора», другие песни. Красочнойпалитрой отражена Кубань в произведениях композитора в соавторстве с поэтами С.Хохловым, Г. Фатеевым, С. Красиковым, К. Обойщиковым, Г. Георгиевым, В.Бакалдиным, И. Варравой.
В песенной кладовой Григория Пономаренко – образ России в еегеографическом безграничье, многообразии природы, в ритме новостроек, душевныхпереживаниях россиян. В его песнях – биография поездок и беспокойной жизникомпозитора, золотые глыбы народного слова, в них – сам народ.
Г. Кондакова, ст. Т
...Ещёпоследней родились у Агашиной, когда они однажды на МамаевомКургане подошли к четырем молоденьким березкам, посаженным там в честь четырехбратьев Рыкуновых – Ивана, Степана, Сергея и Василия, погибших в пламени войны.Соединенные в одной песне они получили постоянную прописку в сердцах людей.
В 1972 году Г. Пономаренко приехал на Кубань. О ней –«Лиманы», «Что такое Кубань», «Казак ехал на Кубань», «Ой, станица, роднаястаница», «Краснодарская весна», «Кубаночка», «Хутора», другие песни. Красочнойпалитрой отражена Кубань в произведениях композитора в соавторстве с поэтами С.Хохловым, Г. Фатеевым, С. Красиковым, К. Обойщиковым, Г. Георгиевым, В.Бакалдиным, И. Варравой.
В песенной кладовой Григория Пономаренко – образ России в еегеографическом безграничье, многообразии природы, в ритме новостроек, душевныхпереживаниях россиян. В его песнях – биография поездок и беспокойной жизникомпозитора, золотые глыбы народного слова, в них – сам народ.
Г. Кондакова, ст. Темиргоевская
Общественно-политическая газета Курганинского районаКраснодарского края "Курганинские известия", февраль 2011 (
http://www.kurganinskie-izvestia.ru/news/2011-02-02)