Богослужение совершается не только для тех, кто присутствует на этом Богослужении. Где бы служба ни шла, она совершается от всей Церкви и за всю Церковь. Количество людей на службе – очень важный показатель, но не непременный. Но когда людей становится больше – это хорошо. Нам всем хорошо.
Но мне хочется сказать кому вообще интересно Богослужение. Литургия – она вообще выше всех похвал... Но кому интересны другие службы... Всенощная. Молебен. Лития. Крестный ход. Мне кажется, что тем, кто возделывает в своей жизни молитву. Тем, кто возделывает в своей душе молитву. Я произнес именно такое сочетание... «возделывать молитву». Кто хотя бы немножко понимает, что такое вкус молитвы. Кто понимает, что такое...Молитва пошла. Молитва пропала. Молитва засохла. Молитва загорелась. Молитва усилилась. Молитва всласть. Молитва в силу. Молитва дается. Молитва отнимается. Это все должны быть такие живые понятные вещи.
Те, кому это все понятно – именно такие люди и стремятся в храм на Богослужение. Потому что именно здесь молитва дается тому, у кого она ушла, молитва разгорается у тех, у кого она только теплится. И молитва усиливается у тех, у кого она есть. Очищается у тех, у кого она суетная. В храм Божий обычно сознательно приходят те, кто вкусил и видел яко благ Господь. У кого есть некий внутренний вкус имени Божьего. Кто понимает, сколь сладко имя Христова. Служба в храме – она разжигает в нашей душе слабый огонек настоящей веры. Потому что служба очищает всякую грязь с человека и разжигает его.
Есть такие занятия, которыми нужно заниматься постоянно. Вот, если вы, например, возделываете огород. Человек понимает, что постоянный труд нужен в этом огороде. Он его возделывает. Вот забросишь его, глядишь, и через неделю непонятно что. Или хозяйка понимает, что стоит только на несколько дней забросить свои тряпки ведра и веники, все скоро будет таким, как будто никогда и не убирали. Или тренировка у олимпийского чемпиона. Он тренируется три раза в день всю спортивную жизнь. На изнеможении. С утра до вечера. Без отдыха.
Кто серьезно работает над чем-то, он работает над этим постоянно. Так и молитвой нужно заниматься постоянно...
Почему в церкви бывает мало людей? Потому что очень мало людей сердечно поняли, что такое молитва. Как она важна. Как она нужна. Как она дорога. Как за нее нужно бороться. Как она может прийти и уйти. Как ее нужно задержать, чтобы она не убежала. Как ее нужно разогреть, чтобы она была горячая, чтобы она горела сильно, а не просто теплилась как фитилек. Кто знает, что такое молитва, тот должен почувствовать это на личном опыте. Все, что мы делаем, должно иметь свой личный опыт. У меня есть свой личный опыт. Его нельзя забрать. Нельзя забрать то, что я пережил и знаю сердцем. Одни знания можно вытеснить другими знаниями, одни убеждения можно перебить другими убеждениями. Но то, что мое сердце пережило, забрать невозможно.
Люди должны вкусить вкус молитвы. Вот бывает – ты пытаешься молиться и не можешь. Язык деревянный, сердце каменное. В голове базар. Нет молитвы. Ты мертвый. Ты труп непогребенный. Ты приходишь на службу и борешься с собой. Час прошел, два прошло... уже служба кончается ... а у тебя только начинается работа. Пошло, ...пошло... Есть! И ты это бережешь. Идешь домой и бережешь это. Утром встал – пытаешься собрать обратно.
Кто работает над молитвой – тот приходит в храм. Кто не ходит в храм, они просто не понимают, они пока еще не знают, какой это важный и драгоценный дар. Не знают, что такое молитва. Она драгоценней нефти, которую геолог по всей стране ищет. Найдет – и это праздник для всей страны. Это ж народное достояние. Это великое богатство для многих людей. Но молитва дороже этого.
Вот человек найдет, узнал молитву и потом пытается ее разжечь. Кто молитву знает, тот старается не осуждать никого. Вот молитву знаешь – молишься ... Потом брякнул что-нибудь не то... осудил кого-нибудь. И – нет молитвы. Куда делась? Ведь только что была. Одно слово сказал и – нету. Начинаешь опять искать ее...Господи, прости. Господи, помоги. Или – О! Объелся. Не могу молиться. Кушать нужно столько, чтобы хотелось молиться. Кушай сколько хочешь, главное, чтобы после еды хотелось молиться. Так Силуан Афонский говорил. Все нужно мерять молитвой.
Поэтому, я думаю, нам нужно учиться молиться самим и учить людей. Как поется в тридцать третьем псалме – вкусите и видите, яко благ Господь. Приступите к Нему и просветитеся. И лица ваша не постыдятся. Или Евангелие говорит – грядущему к Нему не изжену вон. Храм – место святое. Здесь мертвое с меня сползает как чешуя. А все живое начинает во мне загораться и начинает жить по-настоящему. Поэтому нужно ходить на Всенощную. Здесь в течении трех-четырех часов мы упражняемсся в чтении, пении, внимании, коленопреклонении. В поучении в Божьем слове в разных канонах, стихирах, тропарях. Это такая школа молитвенная. Очень важная. Это как полигон такой. Как солдат на полигоне потеет, чтобы в бою не убили, так христианин должен потеть на службе, чтобы потом жила душа его. Если мы спортсмены – это наш спортзал. Если мы солдаты – это наш полигон. Здесь происходит наша борьба. Надо, чтобы ноги поболели, чтобы голова уставала. Чтобы сердце заболело. Чтобы ты поплакал. Чтобы все вместе было...
Упражняйтесь в делании молитвы. Возделывайте молитву. Как возделывает кусочек земли трудолюбивый садовник. И вам будет интересно. На любом Богослужении.Протоиерей Андрей Ткачев.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2