Как банки крадут деньги клиентов
Недавно вышло расследование о том, как владельцы некогда успешного Пробизнесбанка украли миллиарды долларов у своих вкладчиков. В первую очередь у предпринимателей. У физических лиц деньги тоже украли, но последние получили компенсации от АСВ. Описанная в расследовании схема обмана потрясает: владельцы выводили огромные деньги в течение нескольких лет, уверяя общественность, что с банком все в порядке.
Как работают банки
Банк зарабатывает на том, что берет деньги вкладчиков, инвестирует их в разные проекты — акции, недвижимость — и получает прибыль. Часть этой прибыли получают клиенты в виде процентов по вкладам, часть идет банку за труды. Кроме того, банки зарабатывают на кредитах — ставки по ним всегда выше, чем по вкладам. Так как банк работает с чужими деньгами, распоряжаясь ими как своими, его деятельность регулируется законом.
Помимо средств граждан, или привлеченного капитала, у банков есть и собственные деньги — это активы акционеров. Они гарантируют, что если что-то пойдет не так, и банк разорится, россияне своих денег не потеряют. Без этого работа банка невозможна.
Если банк столкнулся с трудностями, например, инвестиции не приносят ожидаемого дохода, а заемщики не возвращают кредиты, регулирующий орган — Центробанк — может потребовать у акционеров пополнить уставной капитал новыми деньгами. В противном случае банк лишат лицензии и закроют.
О том, как Банк России закрывает кредитные организации, рассказывали в этой статье:
ЦБ опять отзывает лицензии: почему будут закрывать банки
ВЗО ProДеньги
19 мартаКак банки воруют
Во времена когда деньги хранились в сейфе, можно было зайти в хранилище, набить чемоданы деньгами и скрыться в неизвестном направлении. Этому посвящено много фильмов про ограбление банков. Однако сейчас, когда средства хранятся на счетах в электронном виде, работают другие схемы.
Например, руководство может открыть различные депозиты, а после выдать кредит офшорной компании. Та, в свою очередь, отправит деньги на счет руководителя банка, а после обанкротится и не сможет вернуть долг. Однако эта схема слишком очевидная — Центробанк такое сразу заметит и закроет компанию.
Поэтому банки используют более сложные схемы, в которые включены десятки различных подставных компаний и лиц. Они обмениваются между собой деньгами, запутывая следы. В случае с Пробизнесбанком вкладчики-предприниматели до сих пор пытаются вернуть свои деньги в европейских судах. Несколько лет они боролись с АСВ и смогли добиться компенсации 40% от своих депозитов, но остальное осталось у мошенников — владельцев банка, которые скрылись за границей.
Описанный выше случай можно назвать экстремальным, тогда было похищено до 100 миллиардов долларов. Однако есть и другие способы, которыми пользуются банки.
Мисселинг, или страховка с сюрпризом
В апреле 2024 года финансовый омбудсмен сообщил, что россияне массово жалуются на обман в банках, который обходится им в среднем в 408 тысяч рублей. Речь идет о навязывании ненужных продуктов.
Оо том, как банки зарабатывают на кредитных картах, читайте здесь:
Какую выгоду получает банк, выдавая бесплатные кредитные карты клиентам
ВЗО ProДеньги
21 ноября 2023
Например, клиент приходит в банк, чтобы забрать свой вклад и проценты по нему. Но вместо этого сотрудник предлагает вкладчику другую услугу — новый вклад, кредит или подписку на платные сервисы. Менеджер банка делает свою работу: за каждый подписанный договор он получает бонусы, от этого зависит его зарплата. Получается, чтобы он мог больше заработать, клиент должен больше потратить, оформив ненужный продукт.
При этом клиент рискует потерять все деньги. Представитель Ассоциации банков России Павел Медведев рассказал, как сотрудники кредитных организаций навязывают страховку с «сюрпризом». Клиент кладет на счет свои накопления под обещанные большие проценты, не вчитываясь в условия договора. На деле оказывается, что он обязуется регулярно пополнять счет на аналогичную (то есть немаленькую) сумму, в противном случае процентный доход или сам депозит будет утерян.
Центробанк пытается запрещать такие схемы, но банки подстраиваются под требования регулятора: чуть меняют условия и продают ту же обманку в новой обертке. В итоге все происходит в рамках закона, и жертвы «легально» теряют все свои накопления.
Недобросовестные сотрудники
Такие случаи подробно освещались в прессе, мы лишь напомним о некоторых из них.
В 2018 году пятеро сотрудников Сбербанка передали данные ВИП-клиентов мошенникам. Те выдали себя за вкладчика и запросили 40 миллионов рублей в кассе, которые им выдали сотрудники, задействованные в схеме. Их быстро обнаружили, проведя собственное расследование, и передали правоохранительным органам.
Другая группировка в Краснодарском крае обманывала вкладчиков в течение семи лет. Клиенты вкладывали свои сбережения по выгодным ставкам, однако деньги уходили мимо кассы. Сотрудники выдавали гражданам подложные документы, а деньги забирали себе. Таким образом они обманули 184 человека и «заработали» 387,7 млн рублей.
В Красноярске сотрудник просто перечислял деньги клиентов на счет своего подельника, а тот их сразу обналичивал. Таким образом они украли 26 млн рублей. В Москве сотрудник приклеил к телу 12 млн рублей наличными и вынес их из банка. Его поймали в аэропорту.
Не всегда воруют такие большие суммы. Так, в Свердловской области пенсионер заметил, что с его карты списали 25 тысяч рублей. Оказалось, их потратила сотрудница банка — она делала покупки онлайн. При оформлении вклада менеджер предложила пенсионеру сделать это через приложение банка, однако у клиента был только кнопочный телефон. В итоге она использовала собственный телефон, чтобы открыть сторонний вклад, а значит, получила доступ к деньгам пенсионера.
Нет комментариев