Однако не все знают, что небеса не являются последним пристанищем праведных, тогда как неправедные остаются в аду навсегда.
Когда умирает последователь Иисуса Христа, его дух и душа немедленно попадают к Богу на небеса (см. 2 Кор. 5:6-8; Флп. 1:21-23; 1 Фес. 4:14). Однако впоследствии Бог сотворит новое небо и новую землю, а Новый Иерусалим спустится с небес на землю (см. 2 Пет. 3:13; Откр. 21:1-2), и праведные будут жить в нем вечно.
Когда умирает грешник, он сразу же попадает в Ад, где ожидает воскресения своего тела. После воскресения он предстанет пред судом Божьим и будет брошен в озеро, горящее огнем и серой, которое в Библии также называется Геенной.
Для того, чтобы лучше понять происходящее с грешником после смерти, нам придется рассмотреть одно еврейское слово из Ветхого Завета и три греческих слова из Нового Завета. Хотя эти слова описывают три различных места, во многих переводах Библии они все переводятся как ад и это сбивает читателя с толку.
Сначала давайте рассмотрим ветхозаветное еврейское слово Sheol.
В Ветхом Завете Sheol упоминается более шестидесяти раз. Оно означает место пребывания грешников после смерти. Например, когда Корей и его последователи взбунтовались против Моисея в пустыне, Бог наказал их тем, что земля раздвинулась и поглотила их. Писание говорит, что они упали в Sheol:
„И сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю (Sheol), и покрыла их земля, и погибли они из среды общества” (Числ. 16:33).
Позднее Бог предупреждает Израиль о том, что Его гнев зажег огонь в Sheol:
„…ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего (Sheol), и поедает землю и произведения ее, и попаляет основания гор” (Втор. 32:22).
Царь Давид провозглашает:
„Да обратятся нечестивые в ад (Sheol), – все народы, забывающие Бога” (Пс. 9:18).
Он молится против грешников:
„Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад (Sheol), ибо злодейство в жилищах их, посреди их” (Пс. 54:16).
Соломон пишет, предупреждая молодых людей о западнях блудницы:
„Дом ее – пути в преисподнюю (Sheol), нисходящие во внутренние жилища смерти… И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней (Sheol) зазванные ею” (Притч. 7:27; 9:18).
Как мы видим из других притч Соломона, Sheol – не место для праведников:
„Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу (Sheol)” (Притч. 15:24).
„Ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней (Sheol)” (Притч. 23:14)
И наконец Исайя пророчествует о гордом царе вавилонском, который будет брошен в Sheol, используя слова, соответствующие словам Иисуса при описании ада:
„Ад (Sheol) преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю (Sheol) низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”. Но ты низвержен в ад (Sheol), в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: „тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?” (Ис. 14:9-17).
Эти и другие места Писания, приводят нас к выводу, что ад (Sheol) был и остается местом мук и заключения грешников после смерти. И тому есть другие доказательства.
Греческое слово в Новом Завете Hades, означает то же самое место, что и еврейское ветхозаветное слово Sheol. Для доказательства нужно всего лишь сравнить Пс. 15:10 с Деян. 2:27, где он цитируется:
„Ибо Ты не оставишь души моей в аде (Sheol) и не дашь святому Твоему увидеть тление” (Пс. 15:10).
„Ибо Ты не оставишь души моей в аде (Hades) и не дашь святому Твоему увидеть тления” (Деян. 2:27).
Интересно отметить, что во всех десяти случаях, где в Новом Завете упоминается Hades, это слово всегда означает место заключения и мучения грешников после смерти (см. Матф. 11:23; 16:18; Лук 10:15; 16:23; Деян. 2:27; 2:31; Откр. 1:18; 6:8; 20:13-14). Это значит, что Sheol/Hades был и остается местом пребывания грешников после смерти и местом их мучений.
Где была душа Иисуса в течение трех дней?
Иисус сказал Своим ученикам, что проведет три дня и три ночи в сердце земли (см. Матф. 12:40). Вряд ли это относится к его телу, находившемуся в гробнице три дня, потому что гробницу с трудом можно назвать „сердцем земли”. Скорее всего, Иисус говорил о Своем духе и душе, которые будут глубоко в земле. Следовательно, можно заключить, что Его дух и душа не были на небе между Его смертью и воскресением. Иисус подтвердил это после Своего воскресения, когда сказал Марии, что еще не взошел к Отцу (см. Иоан. 20:17).
Иисус также сказал разбойнику, раскаявшемуся на кресте, что он будет с ним в тот же день в раю (см. Лук. 23:43). Сопоставив все эти факты, мы приходим к выводу, что дух и душа Иисуса провели три дня и три ночи в сердце земли, и, по крайней мере, часть этого времени Он провел в месте, называемом словом „рай”, которое уж точно не является синонимом слов Sheol и Hades, означающих место мучения!
Все вышесказанное наводит меня на размышления о том, что в центре земли должно быть еще какое-то место, помимо Sheol и Hades, называемое Рай. Эту версию поддерживает история о двух умерших людях, которую однажды рассказал Иисус. Это история о богаче и Лазаре. Давайте прочитаем ее:
„Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде (Hades), будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят” (Лук. 16:19-26).
Естественно, богач и Лазарь не были в своих телах, они были перенесены к месту своего пребывания как духи/души.
Где был Лазарь?
Обратите внимание, что богач оказался в аду (Hades), но мог видеть Лазаря, находившегося в другом мете с Авраамом. О Лазаре говорится, что он был „на лоне Авраамовом”. Скорее всего, речь здесь идет не о месте, а о том утешении, которое Лазарь получил от Авраама по своем прибытии туда.
Какая же все-таки была дистанция между местом, где находился богач, и местом, где находился Лазарь после смерти?
Писание говорит, что богач увидел Лазаря „вдали” и что между ними была „утверждена великая пропасть”. Мы можем только строить предположения относительно дистанции между ними. Однако вполне разумно предположить, что дистанция между ними не была такой же, как между небом и сердцем земли. В противном случае, богач вряд ли смог бы увидеть Лазаря (разве что с Божьей помощью) и вряд ли нужно было бы упоминать о „великой пропасти”, находившейся между двумя местами, предотвращающей переход из одного места в другое. Более того, богач „возопил” к Аврааму, а Авраам отвечал ему. Учитывая это, можно предположить, что поскольку они могли переговариваться через „великую пропасть”, они были достаточно близки друг к другу.
Я думаю, что Лазарь не был на небесах, а в каком-то определенном месте внутри земли. Это место могло быть тем, что Иисус назвал „раем” в разговоре с раскаявшимся разбойником. Это был рай в центре земли, в который шли после смерти праведники Ветхого Завета. Это было место, куда пошли Лазарь, Иисус и раскаявшийся разбойник.
Видимо, в это же место после своей смерти пошел пророк Самуил. В 1 Цар. 28 говорится, что Бог позволил духу Самуила явиться и пророчествовать перед Саулом. Волшебница из Аэндора описала его „как бы бога, выходящего из земли” (1 Цар. 28:13). Самуил сказал Саулу: „Для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?” (1 Цар. 28:15). Видимо дух и душа Самуила находились в раю внутри земли.
На основании Писания можно предположить, что в момент воскресения Христа все праведники, умершие во времена Ветхого Завета, и находившиеся в раю, вознеслись на небеса вместе с Иисусом.
___________________
Из книги Давида Серванта "Служитель, воспитывающий учеников" - https://kingdomjc.com/Books/David_Servant_Slujitel_vospityvauchtiy_uchenikov/00.htm
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5