Книга начинается с отвратительного эпизода осквернения, который автор представляет весёлой шуткой, и дальше ещё в нескольких местах Островский показывает верующих трусливыми и зашоренными фанатиками. Совсем как сейчас, когда малограмотные недоросли или туговатые образованцы убеждены, будто лубочный атеизм автоматически делает их интеллектуальной элитой.
Неокоммунисты сейчас отрицают участие иностранцев в Гражданской войне, а Островский пишет всё прямым текстом, и про латышей, и про китайцев:
…Сережу обступили красноармейцы.
— Моя его знает, – радостно улыбался китаец, – Его клицала: «Длавствуй, товалиса!». Его больсевика – наса, молодой, холосая, – добавил он восхищенно, хлопая Сережу по плечу…
..Россия у Островского получается даже мрачнее и грязнее, чем в украинских телеграм-каналах: сплошные тлен и насилие, ни единого светлого пятна. Официанты — пресмыкающиеся мрази, способные на любую подлость. Кухарки и поварихи — проститутки, все до одной. Про офицеров, про торговцев, про разное начальство Островских вообще пишет, как о тараканах, то есть как о враждебном классе, который каждому порядочному человеку следует уничтожать. Можно представить чтение книги в современной школе: у одного папа одеждой торгует, у другого мама — официант, третья — из православной семьи…
Впрочем, пожалуй, оно и было бы полезно в старших классах школы. Если бы учитель литературы разбирал: вот, смотрите, Павка Корчагин радуется, что в доме священника заседают теперь комсомольцы. А куда делся сам священник с его семьёй? Как мы знаем из истории, его или убили, или отправили в лагеря, или как минимум сделали нищим, выселив в никуда. Если повезло, что навряд ли, сумел бежать из страны и мыкается теперь на чужбине. А вот, смотрите, комсомольцы борются с крестьянами. Русское крестьянство было одним из главных врагов большевиков. Как говорил Владимир Ильич Ленин, крестьяне — мелкобуржуазный элемент…
Но ведь нет, не будет большая часть учителей литературы ничего подобного объяснять, так как сама плохо знает этот период нашей истории. И получится, что мы под видом патриотического чтения некритично скармливаем школьникам агитку Сороса. Ведь если подросток проникнется книгой, выводы ему придётся сделать однозначные: долой нашу с вами Россию, долой традиционные ценности и институт семьи, долой Православие. Никакой работы на буржуев, так как все они жулики и воры. Смотреть на капиталистов желательно через мушку прицела, а если не хватает смелости, то следует или воровать на своём предприятии, или как минимум что-нибудь там портить.
У Островского дезертиры — положительные герои...
Сначала Павка Корчагин и революционные матросы бьют богатых, расстреливают «офицерьё», грабят несчастных торговцев. А потом внезапно выясняется, что городу нужны дрова, купить которые не у кого, так как все торговцы или убиты, или разорены. Элементарную задачу, заготовить дрова заранее, решать некому, так нормальные организаторы — классовые враги, с которыми Павка сотоварищи уже расправились. Сами же коммунисты с комсомольцами полностью беспомощны в делах, что вызывало бы даже жалость, если бы они сами себя в такую ситуацию не загнали.
Вообще, книга напоминает анекдот про уголовника, который убил своих родителей, а потом просит суд проявить к нему снисхождение, так как он полный сирота. Большевики избавились от буржуев, а потом с удивлением обнаружили, что без буржуев в городе ничего само не появляется, нет даже элементарных дров.
По сюжету дрова были заготовлены в лесу, и комсомольцам надо проложить шесть вёрст узкоколейки, чтобы успеть доставить их в город к заморозкам. Герой собирает ораву из нескольких сотен здоровых лбов и пытается ценой жизни и здоровья рабочих решить задачу.
Почему в ходе «трудового подвига» Павка Корчагин спит на холодном полу в доме с выбитыми окнами, почему у него нет нормальной обуви? Во-первых, потому что большевики сломали экономику. Забавный эпизод из книги: поляки даже пооткрывали универсальные магазины на границе с Россией, так как в самой России коммунисты разграбили все магазины, после чего там начался страшный дефицит. При капитализме Павка Корчагин пошёл бы в магазин, да купил бы себе валенки, или получил бы валенки от буржуя. При Советской власти валенок нет, приходится обмораживать ноги.
С окнами ещё хуже. Казалось бы, элементарное: прежде, чем начинать работу, или построй времянку, или заколоти в доме окна досками. Дров-то на весь город запасено, согреться несложно. Но нет — в голову не приходит. Мёрзнут, заболевают, выходят из строя. А в книге это сочетание глупости и жестокости подаётся как геройство…
Нормальный управленец, — вот тот самый буржуй, которого товарищ Островский призывает в книге ненавидеть и уничтожать, — перед началом работы садится и думает, как лучше всё организовать. А у Павки Корчагина мозги работают слабо, как у коня Боксёра из книги «Скотный двор». Образования нет, сострадания нет, желание учиться у буржуев — отсутствует. Всё, что умеет товарищ Корчагин — это заставить людей надрываться по 14 часов в день, в опасных для здоровья условиях и без дополнительной оплаты...
В управленческом плане большевики абсолютно беспомощны, но зато любят писать записки: «присмотритесь к этому недобитому в очках, надо бы его после заседания маузером пощупать». Тоже из книги, кстати: расправу с последними грамотными кадрами товарищ Островский подаёт как проявление революционной бдительности.
Позже, примерно в 1940-х, аппаратчиков в СССР начали немного ценить. А для первых большевиков любой грамотный организатор был классовым врагом. Вся эта комсомольская молодёжь имела жгучее желание не строить, а убивать, но категорически не понимала, что элементарные вещи, — еда с тёплой одеждой, например, — появляются исключительно благодаря «паразитам». Отсюда и советские голодовки — естественное следствие разрушенной экономики. Фанатики готовы уничтожить мир, чтобы спасти его от того, чего они не понимают.
В общем, возвращение книги Островского в школы — значительная удача американских пропагандистов. Вести агитацию прямо, через джинсы и жвачку, американцам уже гораздо сложнее, особенно после событий 2014 и 2022. А вот пропагандировать свои ценности под соусом советского патриотизма — сильный и красивый ход!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев