⚡️ Штурмовик Скрябин
Вадим Александрович Скрябин родился в 1921 году в Сибири – в г. Топки Кемеровской области. С 19 лет – в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии, а еще через два года – в действующей армии.
Воевал на Ил-2 на Воронежском, 1-м и 2-м Украинском фронтах. Участник битвы на Курской дуге, освобождения Киева, Ясско-Кишиневской операции, освобождения Румынии, Югославии, Венгрии.
❗️ С 1943 по 1944 годы, по данным из наградных листов, он произвел 104 успешных боевых вылета, уничтожив при этом лично до 40 автомашин, до 12 танков, один истребитель, 7 точек зенитной артиллерии, до 20 повозок с военным имуществом, до 125 солдат и офицеров противника, паровоз и 12 вагонов, подавил огонь 3 полевых орудий. При боевых действиях получил ранение в лицо. Однако это не остановило командира звена 165-го гвардейского штурмового авиационного Краснознаменного полка Скрябина. Он продолжил активно бороться с врагом.
🎖️ В августе 1943 года Скрябин В.А. награжден орденом Красного Знамени, в октябре 1943 года получил орден Отечественной войны II степени, впоследствии – орден Отечественной войны I степени и медаль
«За освобождение Белграда».
За этими фактами о наградах скрывается невероятная сила духа. Вот лишь несколько выписок из наградных листов:
«8.9.1943, при полете на «охоту», обнаружил большое скопление автомашин. После удачной штурмовки подвергся интенсивному обстрелу зенитной артиллерии и минометов. В результате прямого попадания снарядов в стабилизатор и плоскость были перебиты тросы управления рулем поворота и тяга элеронов, погнуло рули глубины. Самолет стал малоуправляемым и сильно кабрировал. Машину держать пришлось газом, так как рули были малоэффективны. Проявляя мужество и отвагу, Скрябин сумел привести самолет на свой аэродром и благополучно произвел посадку. Этим самым спас жизнь экипажа и дорогостоящую материальную часть».
«25.9.1943, выполняя задание в районе Мироновки, при подходе к Днепру, подвергся атаке четырех ФВ-190. Маневрируя, давая возможность отбивать атаки стрелку, вел самолет на цель. Перед атакой цели у его самолета был отбит руль поворота, правый руль глубины и до 40 пробоин в фюзеляже. Взорвался правый ящик со снарядами от пушки. В результате взрыва частично отвалилась нижняя обшивка правой плоскости. Несмотря на это, проявляя исключительные мужество и отвагу, успешно выполнил задание и привел самолет на свой аэродром».
«19.7.1944 Скрябин со своей шестеркой…при подходе к цели были обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии. На подбитом самолете Скрябин сделал 2 захода на цель…было уничтожено 4 автомашины и подавлен огонь 3 зенитных точек».
⚡️ В феврале 1945 года Вадим Скрябин получил тяжелое ранение. Газета «Ленинец» так опишет подвиг героя:
«В одном из ожесточенных боев в Венгрии, уже в конце войны, в самолет Скрябина угодил зенитный снаряд. В машине находилась последняя не сброшенная стокилограммовая бомба. От взрыва самолет разлетелся на куски, убило стрелка, взрывной волной выбросило раненого и контуженного Скрябина из бронированной кабины. И лишь раскрывшийся парашют спас жизнь отважному летчику».
❗️ Вадим Александрович представлен к званию Героя Советского Союза, но личное дело направили сначала в госпиталь, где он находился на излечении после тяжелого ранения, а затем в управление кадров ВВС Красной Армии, где оно и затерялось. Звание Героя Советского Союза он так и не получил, хотя с наградным листом и сегодня можно ознакомиться на портале «Память народа» (государственная информационная система, созданная Департаментом Министерства обороны Российской Федерации).
Всего старший лейтенант Скрябин В.А. произвел 120 боевых вылетов.
В июне 1945 года Вадим Александрович Скрябин завершил службу. Вернулся в Уфу, работал в Уфимском аэроклубе – летал на По-2, готовил парашютистов.
В 1946 году перешел в службу движения Уфимского объединенного авиаотряда, где работал диспетчером АДП, диспетчером КДП, старшим диспетчером, руководителем полетов. Привычка все делать на отлично и здесь позволила ему добиться профессиональных высот.
#НакрыльяхПобеды
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев