Египетские женщины были свободны и обладали такими же юридическими правами, как мужчины. Они не могли быть фараонами в силу сложного комплекса требований религии, например, потому что фараон считался земным воплощением Гора, бога-сына Осириса и Исиды, а Гор, вне всякого сомнения, был мужчиной. Но земельная собственность в Египте наследовалась по женской линии.
Мужчина-фараон, чтобы владеть престолом на законных основаниях, обязан был жениться на наследнице своего предшественника. Например, Тутмос II, чтобы утвердить права на трон, женился на своей единокровной сестре Хатшепсут, наследнице их отца. А когда самой Хатшепсут потребовалось надеть корону фараона, она, при поддержке жрецов, искусно обошла этот строгий обычай, приклеив мужскую ритуальную бородку и объявив себя «дочерью Ра».
Долгое и успешное правление Хатшепсут в крупнейшей державе тогдашнего мира высоко оценивается всеми, от её современников до далёких потомков. Но при этом часто ускользает понимание, каково его значение в контексте «мягкой силы». Женщины-правительницы, в основном регентши при юных фараонах, были в Египте и до Хатшепсут.
Но именно её правление сформировало в политической культуре архетип сильной, решительной, властной, при этом трезвомыслящей, осторожной и разумной женщины у власти, искренне преданной своей стране и заботящейся о простых людях. Стоит напомнить: это было в XV веке до нашей эры, за полторы тысячи лет до царицы Клеопатры, за три тысячи лет до королевы Елизаветы Тюдор и за три с половиной – до современной эпохи, где женщины приходят к власти в результате выборов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев