Газовое оборудование для автомобилей – это автомобильная топливная система, позволяющая использовать в качестве автомобильного топлива сжиженный нефтяной (пропан-бутановая смесь) или природный (метан) газ. При этом, установленная газовая топливная система по сути дублирует бензиновую, делая Ваш автомобиль битопливным. Выбор вида топлива, которым будет «питаться» Ваш автомобиль всегда остаётся за Вами.
Газовое оборудование для автомобиля - основные термины и понятия.
Кит ГБО («подкапотка»)- набор газового оборудования для монтажа под капотом авто. Как правило, в него входят: газовый редуктор испаритель, газовый контроллер с проводкой, форсуночная рампа (газовые форсунки), дифференциальный датчик давления газа (показывает давление газа в системе относительно разряжения во впускном коллекторе), датчики температуры газа и охлаждающей жидкости (ОЖ). Уважающие себя производители комплектуют КИТ газовым фильтром, тосольными, газовыми, вакуумными шлангами, тройниками и даже хомутами. Причем, все диаметры (выход редуктора, фильтр, МАП, форсунки) одинаковые и рассчитаны под шланг, который идет в комплекте, что исключает запах газа (утечку газа).
Балон ГБОГазовый баллон (сосуд высокого давления, в случае смеси пропан/бутана до 25 атм., в случае метана до 300 атм.) может быть в форме цилиндра (от 35 до 216 л.) либо тора (тороидальный баллон, «бублик», «тор»), который монтируется, как правило на место запасного колеса (35-95 л.) внутри багажника автомобиля или под авто снаружи.
Мультиклапан - монтируется непосредственно на баллон, представляет собой блок арматуры, включающий топливозаборник жидкой газовой фазы, устройство измерения количества топлива, рабочие и аварийные клапаны.
ВЗУ - выносное заправочное устройство, монтируется либо внутри багажника, либо в бампер «заподлицо» или на кронштейне, или в лючок бензобака.
Переключатель топлива «газ/бензин» - монтируется в салоне автомобиля, представляет собой кнопочный переключатель с несколькими светодиодами (для указания вида топлива, потребляемого Вашим авто). Салонный переключатель Газ-Бензин
Кроме этого в составе системы газового оборудования для автомобиля входят элементы для монтажа ГБО: газовые трубопроводы, газовый фильтр, хомуты, штуцеры, муфты, кронштейны, крепежи газового баллона и т.д.
Алгоритм работы автомобильного газобаллонного оборудования (ГБО).
Сжиженный газ (смесь пропан-бутан или метан) из автомобильного газового баллона через мультиклапан по газовой магистрали высокого давления поступает в газовый редуктор-испаритель, где из жидкой фракции переходит в газообразную (давление снижается с 15-20 атм. до атмосферного, также происходит нагрев/охлаждение газовой смеси до рабочей температуры). Далее по газовому трубопроводу низкого давления газовая смесь поступает в форсуночную рампу (газовые форсунки) и далее во впускной коллектор Вашего автомобиля.
Про "поколения" газового оборудования для автомобиля
Различают несколько «поколений» газобаллонного оборудования автомобилей. Деление на поколения, как правило, используют сами установщики газового оборудования. Описанный выше принцип работы газового оборудования относится к четвертому поколению ГБО.
Газовое оборудование разных поколений различается между собой деталями компоновки кита ГБО:
1. Первое поколение газобаллонного оборудования (ГБО-1) используется в карбюраторных и инжекторных двигателях без катализатора. В первом поколении (ГБО-1) редуктор и испаритель, являлись отдельными устройствами, что создавало сложности при монтаже и увеличивало протяженность газовых магистралей, что повышало риск утечек. Оно также в свою очередь делилось на два подвида, по виду запорного элемента загрузочной камеры редуктора:
- вакуумное (для карбюраторных ДВС) - вакуумная мембрана, к которой подаётся разрежение от впускного коллектора;
- электронное (для карбюраторных и инжекторных ДВС) - электромагнитный клапан управляемый электронным блоком безопасности.
2. Второе поколение газового оборудования (ГБО-2) используется в автомобилях с инжекторным ДВС с каталитическим нейтрализатором (катализатор). Отличается от первого поколения наличием системы электронно-механического контроля подачи и регулировки потока газа. Подача газа в смеситель регулируется вручную, при помощи «дозатора» - винта, который изменяет проходное сечение (как винт качества в карбюраторе). Использование данной системы позволяет достичь более-менее оптимального состава топливно-воздушной смеси, необходимой для корректной работы каталитического нейтрализатора. Для газобаллонных систем первого и второго поколений были характерны потеря мощности двигателя на 20% и хлопки во впускном коллекторе. Экологические показатели не выходили за пределы экологических норм Евро-1.
3. Третье поколение газового оборудования (ГБО-3) отличается от 1-го и 2-го поколения ГБО наличием клапанов нулевого давления (форсунки), врезанных во впускной коллектор непосредственно перед впускными клапанами каждого цилиндра. Так же наличием шагового дозатора газа, которым управляет микропроцессор, получающий данные о режимах работы ДВС от ряда датчиков (датчик давления во впускном коллекторе MAP, лямбда-датчик, датчик оборотов двигателя, датчик положения дроссельной заслонки). Данные этих датчиков позволяют обеспечить оптимальное переключение режимов работы дозатора и обеспечить оптимальную подачу газа на всех режимах работы ДВС.
4. Четвертое поколение газового оборудования (ГБО-4) отличается от 3-го поколения, тем, что информация о режимах работы каждой бензиновой форсунки берется непосредственно с бензинового контроллера автомобиля. Газовый контроллер, исходя из этих данных, корректирует подачу газовой смеси каждой газовой форсунке (распределенный впрыск), что позволяет в плотную приблизиться к характеристикам работы ДВС на бензине. Следует отметить, что на вышеперечисленных системах переход на газовое топливо происходит автоматически после прогрева ДВС на бензине.
ГБО-5 схема работы5. Пятое поколение газового оборудования (ГБО-5) – следующий шаг развития ГБО. Основное отличие от предыдущих систем состоит в том, что впрыск газа во впускной коллектор осуществляется в жидкой фазе. В системе отсутствует редуктор-распределитель, так как газ доходит до форсунок в жидком состоянии под давлением при помощи газового насоса высокого давления. Корректировка подачи газа происходит как и в оборудовании предыдущего поколения – газовый контроллер считывает «бензиновую карту» и рассчитывает собственные параметры подачи газа на каждый цилиндр двигателя. Несомненными плюсами данной системы являются отсутствие потерь мощности ДВС при работе на газе, отсутствие потерь топлива и возможность работы двигателя на газе при любых внешних температурах с момента включения двигателя. Минусами являются дороговизна (более чем в 2,5 раза чем ГБО-4), сложность, трудоёмкость установки и малая ремонтопригодность этого вида газового оборудования. Так же данная система очень привередлива к качеству газового топлива.
6. Шестое поколение газового оборудования (ГБО-6) - это скорее последняя модификация систем газового оборудования пятого поколения для двигателей с прямым впрыском топлива в цилиндр (TSI, FSI, TFSI, CGI). Впрыск газа происходит в жидком виде непосредственно через бензиновые форсунки ДВС, что позволяет даже повысить мощностные показатели двигателя при работе на газе при отсутствии топливных потерь. Следует отметить, что для двигателей с прямым впрыском топлива существует и другой тип газового оборудования - газ подается через форсунки во впускном коллекторе (как в ГБО-4) + чтобы избежать перегрева и закоксовывания бензиновых форсунок в цилиндре ДВС, через них осуществляется подача бензина (порядка 10-15% от топливной смеси).
Виды топлива для газового оборудования.
Существуют два вида топлива для автомобильного газобаллонного оборудования – метан (природный газ) и пропан-бутановая смесь («нефтяной газ»). Рассмотрим все аспекты применения каждого из этих газов.
Метан. (CH4) Природный газ, легче воздуха, что позволяет ему при утечке не скапливаться внизу баллонной ниши, а улетучиваться через любое доступное отверстие. Взрывоопасен при концентрации в воздухе от 4,4 до 17%. Без цвета и без запаха, при использовании в быту добавляют «одоранты». Октановое число около 110, что значительно снижает риск детонации в цилиндре ДВС. Переходит в жидкую фазу при температуре около -160°С, что делает возможным его заправку в баллон только в сжатом состоянии при очень высоком давлении – порядка 200 атмосфер. Пробег на метане примерно равен литражу баллона умноженному на 2, т.е. на одном баллоне метана в 50 литров вы сможете проехать около 100 км. Весят же подобные стальные баллоны изрядно и могут быть только цилиндрической формы. Стоит метан примерно на 1/3 дешевле пропан-бутана, однако газовое оборудование для «питания» автомобиля метаном стоит раза в 1,5-2 дороже пропан-бутанового. Тягомощностные характеристики двигателя, работающего на метане на 20% хуже чем на бензине. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что метановое ГБО, лучше использовать там где не важны динамические характеристики езды, а так же вес и объём баллонного оборудования, т.е. на грузовом транспорте и полноразмерных автобусах.
Сжиженный углеводородный газ - СУГ (Нефтяной газ»). Это смесь пропана (C3H8), бутана(C4H10) и незначительного количества метана, этана и других углеводородов. Получается при «крекинге» (расщеплении) нефтепродуктов. Тяжелей воздуха , без цвета и запаха (добавляют одоранты). Октановое число смеси около 105, что значительно превышает октановое число любых марок бензина. Хорошо смешивается с воздухом, сгорает равномерно и полностью, что влечет отсутствие сажи в камере сгорания. При относительно небольшом давлении легко переходит в жидкую фазу, что позволяет хранить больший полезный объём газа в баллоне нежели, чем при сжатии того же объема газа. Для примера: средний автомобиль класса «С» со средним расходом бензина около 10л. на 100 км пути, проедет на полностью заправленном пропан-бутановой смесью 50 л. баллоне около 450 км. Тягомощностные характеристики двигателя при работе на СУГ в самом худшем случае (неправильно настроенное или подобранное газовое оборудование) упадут на 10%, что для большинства водителей не столь критично, а в условиях мегаполиса (пробки) и вовсе незаметно. Однако при правильной настройке последних систем ГБО четвертого поколения с OBD-коррекцией потери мощности составляют не более 3-5%, что при мощности автомобиля 100л.с. и более и вовсе не заслуживает внимания.
Все прелести ГБО.
Основная и главная причина, из-за которой производится установка автомобильного газового оборудования – это экономия. Один литр пропан-бутановой газовой смеси стоит в 2 раза дешевле одного литра бензина, а метан и того меньше. При среднегодовом пробеге авто около 15 000 - 20 000км, даже с учетом стоимости установки ГБО и повышения расхода топлива на 5-10% вы начинаете экономить на топливе уже через год (см. калькулятор окупаемости ГБО).
Вторая причина установки ГБО – автомобиль становится битопливным. Появляется возможность выбора вида топлива в зависимости от наличия оного, что несомненно является важным в нашей стране с её недостаточно развитой топливозаправочной сетью.
ГБО - мобильность
Третья причина мобильность. Пробег автомобиля на одной заправке топливом (бензин + газ) удваивается, что очень важно при дальних поездках, ведь качество топлива вне крупных населенных пунктов оставляет желать лучшего.
Остальные причины связаны с увеличением ресурса ДВС и снижением ремонтных затрат менее значительны, но они есть:
- газ не воздействует на масляную пленку в цилиндре как растворитель, смывая ее со стенок цилиндра, что увеличивает ресурс ДВС;
- газ легче смешивается с воздухом, что дает более полное и равномерное заполнение камеры сгорания, что в свою очередь приводит к полному сгоранию газовой смеси не оставляя нагара на элементах цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя;
- отсутствие вредных примесей в газовой смеси (смолы, сера, свинец и т.д.- откладываются в виде нагара и ухудшают свойства масел), что также увеличивает ресурс двигателя Вашего автомобиля;
- высокое октановое число газового топлива (около 100) значительно снижает риск детонации в цилиндрах ДВС;
- содержание в выхлопе Вашего автомобиля вредных веществ снижается в разы, что в условиях мегаполиса является несомненным плюсом установки ГБО;
- возможность демонтажа элементов газобаллонного оборудования при продаже автомобиля и установки его же (ГБО) на новый автомобиль без дополнительных затрат на приобретение оборудования.
Почти "недостатки" ГБО.
Тороидальный баллон - Основным и главным недостатком установки газобаллонного оборудования на Ваш автомобиль мы считаем уменьшение полезного объёма багажных ёмкостей, связанных с монтажом в них баллонного оборудования. Но и тут возможны компромиссы и альтернативные пути решения. Основное решение в данном случае – баллон тороидальной формы («тор», «бублик»), монтируемый в нишу запасного колеса внутри багажного отсека, либо снаружи авто под днищем (в этом случае в иных авто есть возможность установить не только тор большего размера нежели «запаска», но и 1-2 цилиндрических баллона так же большей ёмкости). Запасное колесо в этом случае «живет» в чехле в багажнике, перемещаясь в салон в случае нехватки места в багажном отсеке. Но согласитесь, что случаи полного заполнения багажного отделения и всех посадочных мест в салоне авто крайне редки, так что место для запасного колеса всегда найдётся. И всегда остается вариант - купить докатку, что также увеличивает полезный объём багажного отсека.
Эстетика расположения газового оборудования в подкапотном пространстве автомобиля и уменьшение пространства для выполнения там ремонтных работ и вовсе представляется нам проблемой надуманной и заслуживающей обсуждения только на специфических автомобильных форумах.
Проблему прогорания клапанов и прочие мифы связанные с клапанами, так же обсуждать нет смысла, ибо статистики по данному вопросу нет никакой. Для спокойствия решивших установить газовое оборудование следует лишь сказать, что почти все современные автомобили оснащены системой гидрокомпенсации хода клапанов и октан-корректором, что позволяет двигателю подстраиваться под незначительные изменения свойств топливной смеси (октановое число смеси, температура и скорость сгорания смеси) без уменьшения ресурса двигателя и значительного (более 10%) изменения тягомощностных характеристик. Для автомобилей без гидрокомпенсаторов процедура настройки клапанного механизма ДВС является штатной при установке газобаллонного оборудования в нашей компании и обязательной при периодическом техническом обслуживании (ТО) или ремонте ГБО.
Так же надумана проблема "износ бензонасоса". Якобы при работе на газе бензонасос изнашивается, так как работает вхолостую, некоторые пишут работает "всухую". Все эти страхи идут от незнания принципов работы этого устройства. Бензонасос - это устройство создающее постоянное рабочее давление в топливной магистрали. Он начинает работать в момент включения "зажигания" еще до запуска двигателя и работает постоянно. Если давление избыточно (двигатель не запущен, работает на холостом ходу, работает на другом виде топлива), происходит обратный сброс топлива в топливный бак посредством обратной топливной магистрали ("обратка"), что является штатным режимом работы данного устройства.
Выбор газового оборудования для автомобиля и установка ГБО в нашей компании.
Многие, уже твердо для себя решив поставить ГБО, попросту не могут понять – какое же именно?! А деньги тратятся немалые! И много случаев (почитайте форумы в интернете) когда эти деньги можно считать выкинутыми на ветер, либо вообще машина на газу не едет, либо едет, но плохо.
Перед установкой газового оборудования на автомобиль специалистами компании «АльфаГаз» бесплатно производится компьютерная диагностика двигателя (OBD-2) ,что позволяет оценить работу двигателя до установки ГБО. Каждый автомобиль проверяется на газоанализаторе. Клиенту компании предлагаются варианты компоновки оборудования для установки на автомобиль (вид/объем газового баллона, место его монтажа, кит ГБО, место расположения переключателя топлива «газ/бензин» в салоне автомобиля, и другие детали компоновки и монтажа).
Если Вы ставите ГБО 4-го поколения в АльфаГазе, мы даем Вам месяц со дня установки на «тестирование» оборудования, в течении которого Вы можете без объяснения причин отказаться от установки, то есть ГБО полностью демонтируется, деньги возвращаются . Т.е. все риски – будет работать, не будет - мы берем на себя. Вы рискуете только потраченным временем.
Сейчас на рынке огромный выбор - есть системы распределенного впрыска газа достойные, есть откровенное барахло, есть Российские разработки, есть «сборная солянка» - это когда всего понадергали из разных систем, но не лучшего, а самого дешевого! И каждый уверяет, что именно эта система ГБО - предел мечтаний!
С точки зрения установщика, абсолютно все равно, какую систему газового оборудования монтировать и настраивать, но не все равно, какую обслуживать по гарантии в течении 3-х лет.
Найти в интернете объективные отзывы о работе той или иной системы распределенного впрыска газа практически невозможно, для объективной оценки качества газового оборудования нужна статистика и время. У нас есть статистика, а также гарантийные обязательства перед клиентом (2 года 80 т/км либо 3 года 120т/км).
Нам просто не выгодно ставить некачественное оборудование – бесплатно менять комплектующие и , самое главное, тратить на это время экономически не оправдано.
Подведя итог, можно сказать, что выбирать надо не оборудование, а установщика с хорошей репутацией.
Наша компания устанавливает газовое оборудование 4-го поколения (распределенный или фазированный впрыск газа таких производителей, как LOVATO, OMVL, DIGITRONIC, BRC, TARTARINI, LANDI, LANDI RENZO OMEGAS и др., а так же осуществляем ремонт газового оборудования и послегарантийное обслуживание газового оборудования других производителей и установщиков.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев