Назван в честь соправителя отца, Луция Вера Коммода. В 177 году провозглашён августом и соправителем. После смерти Марка Аврелия получил власть по наследству и стал единоличным императором.
Общественность судит об этой личности в основном опираясь на данные оппозиционно настроенных к нему историков и по фильму «Гладиатор», как известно, снятому строго по секретным документам. А потому лопает с лопаты упоительные истории о том, как Коммод часто наряжался в львиную шкуру, косплея Геракла, сражался в амплуа гладиатора-секутора, Рим назвал "городом Коммода" (причем официально), подмешивал гостям в еду фекалии. Говорил ли он при этом "Квириты, я вам покушать принес!" история умалчивает.
В реальности все было гораздо сложнее. Начать с того, что при жизни отца Коммод не проявлял абсолютно никаких дурных задатков, а был добродушным и веселым юношей, и отец имел все основания на него рассчитывать. И что "деградировал" крошка Луций только после воцарения, когда люди из окружения покойного же Марка, желавшие при юном неопытном императоре сами царствовать и всем володеть, развратили его лестью и потаканием его страстям.
Проще говоря, умерший от чумы в разгар военной кампании, Марк Аврелий просто не успел посвятить сына в дела, приучить его к труду правителя и воина. Юноша, получивший высшую власть на пике "гормональной революции", естественно, с головой окунался в наслаждения, толкаемый на этот путь окружением.
К слову, немало этому поспособствовал сам Марк Аврелий, с чьей подачи в образовательной программе юноши был явный перегиб с философией стоицизма — создается впечатление, что "стоические добродетели" приелись юному Коммоду донельзя и позднее он был совершенно равнодушен к традиционной римской религии и проявлял интерес к восточным культам.
Что касается прекращения Коммодом войн с германцами, то длившаяся 14 с перерывами лет Маркоманнская война надоела уже всем в империи, начиная от сенаторов и завершая последними из числа вольноотпущенников и колонов: в опустошенной небывалой эпидемией чумы стране (унесшей жизни 33% населения империи) было уже негде взять ни денег, ни солдат — налоговые поступления значительно и неуклонно сокращались, дакийские золотые рудники резко снизили выработку.
В итоге в армии пришлось прибегнуть к тому, что один колченогий деятель пропаганды 18 веков спустя назовет тотальной мобилизацией — под аквилы гребли престарелых ветеранов, рабов, преступников и гладиаторов. Требовавшая неимоверных усилий, жертв и денег, казавшаяся бесконечной война осточертела, и не удивительно что сразу же после смерти Марка Аврелия, его сына убедили свернуть военные действия, несмотря на сопротивление ряда профессиональных военных, исходивших из интересов стратегической безопасности страны.
Рост же подозрительности Коммода и террор против сенатской верхушки стоит начать с довольно мутной истории покушения, организаторами которого явились, как считается, его сестра Луцилла и Азиний Квадрат, но не исключено, что к покушению приложил руку и префект претория Перенн. Уж больно красивая картинка получается: убийца с криком "вот что посылает тебе Сенат" бросается с мечом на императора, а нанести удар не успевает — приставленная "верным" Перенном охрана хватает его. В итоге Перенн взлетел по карьерной лестнице со скоростью сверхзвукового самолета, став по сути вторым человеком в государстве и приложив максимум усилий, чтобы это событие заставило Коммода целиком доверится Перенну. Тот же очень старался чтобы цезарь как можно более развлекался, и как можно меньше касался дел.
Лишь когда депутация британских легионов прорвалась к Коммоду с жалобами, и он казнил Перенна, Луций начинает сам наконец вмешиваться государственные дела и проводить четко направленную политику — ущемление владельцев "экзимированных сальтусов" т.е. всемерное ослабление знатных магнатов. По сути Коммод только лишь получил на руки то негативное наследство которое накопили Антонины, идя на сотрудничество с Сенатом, как представителем крупных землевладельцев и арендаторов императорских земель, которые достаточно вольно вели себя в провинциях и на императорских землях.
Именно за эту политику Коммод и стал объектом ненависти знати и ориентировавшихся на нее "придворных" историков, зачастую выходцев из рядов этой же самой знати, типа того же Диона Кассия. Но, к сожалению, привычки к кропотливому "труду правителя" у Коммода не было, а посему наметив "стратегическое направление", частности он передавал "великим визирям" типа Клеандра, что в итоге и привело императора к гибели и появлению у него той репутации, с которой он и вошел в историю.
В 192 г. новый префект претория Квинт Эмилий Лет, любовница императора Марция и управляющий двором вольноотпущенник Эклект приняли решение избавиться от императора. Городской префект Пертинакс присоединился к заговору в обмен на обещание сделать его императором.
Марция напоила Коммода отравленным вином. Яд не дал ожидаемого эффекта, и тогда императора задушил раб — атлет Нарцисс, с которым Коммод занимался борьбой. Тело в тайне от всех было захоронено в усыпальнице Адриана.
Утвердившийся вскоре император Септимий Север назло сенату и для получения поддержки семьи Марка Аврелия причислил Коммода к богам, постановил праздновать его день рождения, бросил Нарцисса на съеденье львам.
Данные действия Септимия Севера объясняются желанием закрепить «законность» своей династии — новый император объявил себя «сыном божественного Марка Аврелия и братом божественного Коммода», а своему старшему сыну Септимию Бассиану Каракалле дал новое имя Марк Аврелий Антонин — тем самым «переведя» в императорский род Антонинов.
Под покровом мифа о "золотом веке" Антонинов было совершенно незаметно то, что внутри империи зреет страшный кризис. Причем кризис был как политический так и экономический. Переход же к бюрократической монархии оказался тяжелым и кровавым, явив нам эпоху "солдатских императоров".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев