За год до рождения фотографии, в 1838-м, британец Ч. Уитстоун создал первые стереопары картинок и собрал первый стереоскоп. Спустя три года Д. Брюстер совместил ещё не слишком совершенную фотографию и стереоскопию. Первый в мире полноценный стереофотоаппарат, позволяющий получать чёткое изображение стереопар фотоснимков, несущих объёмный мир зрителю, создал в 1854 году русский изобретатель и художник Иван Фёдорович Александровский.
В 1903 году братья Люмьер продемонстрировали стереоверсию своего знаменитого «Прибытия поезда», и зрители, надевшие специальные анаглифические очки со стёклами красных и синих цветов, были шокированы объёмным изображением мчавшегося на них паровоза…
Ну что, уважаемые друзья зрители-читатели, совместно с целым рядом известных (и не слишком) режиссёров-новаторов, изобретателей, инженеров, учёных и просто энтузиастов продолжим нашу «миссию» по проникновению в мир третьего киноизмерения? Двинулись далее…
Для начала напомню, что вышеупомянутый анаглифический метод получения «объёмного» киноизображения имел существенный недостаток – цвета при демонстрации фильма сильно искажались, становясь практически чёрно-белыми. Впрочем, кинематограф начала ХХ века и первых трёх десятилетий в массе своей цветным ещё не был, и поначалу зритель не ощущал себя обделённым.
Факт для киноинтереса. Первым в мире полнометражным полноценным цветным фильмом является драма «Бекки Шарп» (США, реж. Рубен Мамулян, 1935). Первой цветной картиной в СССР стала лента также в жанре драмы «Груня Корнакова» (реж. Николай Экк, 1936).
Вот оно, Стереокино!
Один из первых в мире полноценных стереофильмов «Сила любви» (реж. Гарри К. Фэйролл) вышел на экраны в США 27 сентября 1922 года. В том же году изобретатель Лоуренс Хаммонд (он же создатель первого в мире знаменитого электрооргана Хаммонда) предложил альтернативный способ просмотра стереофильмов. Зритель смотрел на экран через приспособление с двумя окулярами и шторками, синхронизированное с проекторами. На экране быстро сменяли друг друга кадры, снятые с разных точек, а шторки попеременно закрывали то левый, то правый окуляр. В результате правым глазом зритель видел только кадры, снятые правой камерой, а левым – кадры, снятые левой, и возникала иллюзия объёма. Для этой системы был снят только один фильм – «Радиомания» 1923 года. Тем не менее, картина вызвала небывалый фурор у публики, даже несмотря на то, что очки-лорнеты для просмотра, снабжённые моторчиками, открывающими попеременно шторки-заслонки, жужжали немилосердно (на иллюстрации-заставке – зрители на сеансе «Радиомании»). Пожалуй, с этого момента начался первый бум стереокино. По анаглифическому методу было снято множество кинолент. Увы, на тот момент наибольшую головную боль прокатчикам доставила проблема синхронизации работы пар кинопроекторов: малейшее расхождение правого или левого аппарата превращало чёткую объёмную картинку в смазанное, мутное изображение. Киностереосенсации СССР
А что же изобретатели, учёные и кинематографисты другой крупнейшей кинодержавы, СССР?
А русские, как всегда, пошли иным путём. Более прогрессивным. Да, тоже были очки, но позволяющие видеть полноценные… цветные стереофильмы! Проекторы работали на диво синхронно из-за того, что фильмы были сняты иным методом и демонстрировались, в отличие от американцев, более «хитро». В чём заключалась «хитрость»? Ну, во-первых, на примитивных очках с сине-красными стёклами был сразу поставлен жирный крест, поскольку анаглифический метод, хотя и давал довольно качественную иллюзию объёма изображения, но, как уже говорилось, безбожно перевирал цвета, искажая их вплоть до чёрно-белого. Во-вторых, прекрасно понимая, что до прихода эры полноценного цветного кино оставалось не так много времени, русские решили работать сразу на перспективу и взяли на вооружение совершенно иной принцип получения 3D-изображения – поляризацию.
Вам, уважаемые друзья, даже мало-мальски знакомым со школьной физикой, наверняка известно, что световые волны… Впрочем, напомню: световые волны, воспринимаемые глазом, имеют смешанные горизонтальные и вертикальные колебания. Специально созданные поляризационные фильтры позволили разделить эти колебания по отдельности для левого и правого глаза. Интересно, что для показа «поляризационного» стереофильма требовался всего один кинопроектор (в отличие от анаглифического метода, где для демонстрации требовалось обязательно два аппарата). Но о проекции 3D-фильмов с использованием принципа поляризации поговорим чуть ниже. А пока отмечу лишь тот факт, что стереокино с использованием эффекта поляризации было хотя и технологически несколько дороже, но во много раз эффектней прежнего, анаглифического метода.
Чем визуально отличались очки для такого 3D-кино от сине-красных «анаглифов»? Поляризационные стёкла в них были одинакового серенького оттенка и чуточку темней. Только в СССР 3D без очков!
Всего за четыре месяца до начала войны советские маги трёхмерного кино под руководством инженера Семёна Иванова показали всему миру и москвичам нечто удивительное. В феврале 1941 года в специально переоборудованном кинотеатре «Москва» состоялась премьера фильма режиссёра Александра Андриевского «Концерт». Зрители, сидевшие в зале без каких-либо очков, – непременного атрибута, сопровождающего любую демонстрацию стереокино, – вдруг с восторгом увидели чистое и яркое объёмное изображение. Раздались бурные аплодисменты.
В чём был секрет 3D-кино без очков? Перед обычным белым экраном был смонтирован ещё один из множества тонких вертикальных… металлических полос! При проекции полосы, расположенные под двумя разными углами (левый и правый), отражали свет, смешивали его в единую картинку, в результате чего получавшую объём. Как это выглядело? Вспомните, уважаемые друзья, популярные в СССР объёмные стереооткрытки с ребристо-полосатой пластмассовой поверхностью (на том же принципе Иванова изготавливались «переливающиеся» значки со сменяющими друг друга двумя картинками). Вспомнили? Принцип тот же.
«Москва» стала первым в мире стереокинотеатром, где зрителям очки не требовались вообще. К сожалению, эта система имела два недостатка. Первый заключался в том, что относительно малый зеркально-растровый экран (3 на 3,4 метра) создавал зону «уверенного» стереоизображения не более чем на 200 мест. Второй недостаток был более существенным – во время просмотра зритель должен был соблюдать неподвижное положение, иначе стереоэффект быстро исчезал. Работе по устранению этих досадных препятствий помешали преждевременный уход из жизни талантливого киноинженера Семёна Иванова и начало войны. Недолгий «золотой век»
Благодаря приходу «цвета» и попыткам Голливуда оторвать зрителей от своего молодого, но чрезвычайно «свирепого» и беспощадного конкурента – телевидения и вернуть их в кинозалы в самом начале 1950-х в мире вспыхнула новая волна интереса к стереокино. Предтечей второго «золотого века» 3D-фильмов стала захватывающая картина Арча Оболера «Бвана-дьявол», забитая до отказа дикой африканской экзотикой и захватывающими головокружительными «объёмными» эффектами в цвете: пылающие стрелы, копья дикарей-каннибалов, прыгающие животные, потерявшие управление поезда летели, к восторгу публики, вооружённой уже продвинутыми серыми поляризационными очками, прямо в кинозал. Возможностями кино в «третьем измерении», наконец, заинтересовались и маститые режиссёры. Легендарный Альфред Хичкок, который всегда искал необычные визуальные решения, на всю катушку использовал эффекты стереоизображения в детективе «В случае убийства набирайте «М» (1954). Увы, второй «золотой век» 3D-кино, начатый в 1952-м, закончился уже через три года. Причина была та же, что и в 1920–30-х годах: проблема синхронизации двух аппаратов, проецирующих одновременно две ленты, для левого и для правого глаза. Дело в том, что американцы, используя поляризацию для создания эффекта объёма на экране, пошли всё по тому же пути, что и с «анаглифом», – проекцию (показ) для удобства и удешевления вели при помощи двух кинопроекторов. Советско-широко-объёмно
В 1960-х русские киноинженеры-гении вновь удивили зрителей: Андрей Болтянский и Нина Овсянникова предложили систему «Стерео-70» – первую и единственную в мире систему, позволяющую снимать широкоформатные стереофильмы! Запад немедленно и с успехом подхватил эту технологию и использовал вплоть до XXI века. Магия и «нищета» голограммы
Несмотря на то, что 3D-кино обогащалось всё более новыми техническими достижениями, оно оставалось стереоскопическим, то есть, по существу, не выходящим за рамки киноэкрана. Ситуация стала меняться с открытием в 1971 году венгерским физиком Деннисом Габором голографии. Голографическое изображение, в отличие от стереоскопического, на самом деле является трёхмерным (!) – его можно видеть под разными углами и без очков. Но учёные и деятели искусства признали, что голографические фильмы скорее показали свои ограничения, чем свой потенциал, что было результатом больших технических трудностей, связанных с этой технологией. Например, во Франции голографический фильм можно было смотреть только внутри аппарата, который представлял собой кабину около 2 метров высотой, 60 сантиметров шириной и 70 глубиной. В основном это была голографическая съёмка неживых объектов, и фильм могли видеть не более двух зрителей одновременно, что было совершенно неприемлемо для публичного кинопоказа.
Но в 1976 году русские из киноСССР выкинули нечто Такое, что…
…Впрочем, об этом и 3D-прочем другом – через неделю, а вот в следующей «Телемании» (поскольку все сроки, традиционно, уже подошли) вас, друзья, ожидает нечто грядуще-кино-предново… Ну, в общем, сами узнаете.
Сергей Балахнин,
иллюстрации автора
Нет комментариев